kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект "Здоровье и его компоненты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровья сбережения, один из важнейших технологий для дошкольного возраста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Здоровье и его компоненты"»









КОНСПЕКТ

на тему

ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

















Выполнила: Морозова С.Ю.















Кемерово

2025 г.



Оглавление

Введение 3

1. Понятие здоровья и его значение 4

2. Основные компоненты здоровья 6

3. Способы сохранения здоровья 8

Заключение 10

Список использованных источников: 11





Введение

О здоровье человека, как в современной литературе, так и в литературе прошлых лет, сказано немало. Кто-то бережет здоровье и заботится о нем, а кто-то растрачивает его и не задумывается о его сохранении. Но безответственное отношение к здоровью не проходит бесследно. И человеку необходимо задумываться о своем здоровье, начиная с молодых лет, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.

Данная тема, несомненно, является актуальной и представляет интерес, т.к. сегодня почти для каждого человека вопрос о собственном здоровье стоит на первом месте, а заботы о его укреплении и сохранении представляются первоочередными задачами для многих.

Проблема сохранения и укрепления здоровья населения относится к числу приоритетных. В последнее время усиливается социальная значимость здоровья в связи с увеличением взаимозависимости человека и общества. Больные люди, как правило, не способны к плодотворному интеллектуальному и физическому труду. Чем выше процент больных в обществе, тем ниже возможности его социально-экономического развития. Но ценность здоровья люди осознают только тогда, когда оно находится под угрозой или уже утрачено, поэтому здоровьесбережение людей является первостепенной задачей не только классической, но и народной медицины. В этой связи особую актуальность приобретает формирование и развитие культуры здоровье сбережения населения как фундамента профилактики рискового поведения.

Цель работы: расширить знания о здоровье и его компонентах.

Задачи работы:

- изучить понятие здоровья и его значение;

- описать основные компоненты здоровья;

- охарактеризовать способы сохранения здоровья.


1. Понятие здоровья и его значение

Здоровье в иерархии ценностей современного человека представляет собой естественную, абсолютную, не девальвируемую жизненную ценность, которая по мере роста благосостояния населения будет только возрастать. Однако конкретного однозначного определения у этого понятия до сих пор нет. Большинство авторов: философов, медиков, психологов в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, - в том, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида».

Одно из самых ранних определений здоровья - определение Алкмеона: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил» - до сих пор имеет своих сторонников. Цицерон определял здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.

Ф. де Ларошфуко говорил: «Здоровье – это тот подарок, который человек может подарить себе, и отнять у себя». Но здоровье — это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, это ещё и психическое, душевное и эмоциональное благосостояние человека.

«Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей» (В. П. Петленко).

Современное определение здоровья – это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социаль­ного благополучия (формулировка Все­мирной организации здравоохранения – ВОЗ. Хорошее здоровье является главным ресурсом социального, экономического и индивидуального развития, а также важнейшим параметром качества жизни. Общественное здоровье и общая продолжительность жизни определяются биологическими (наследственность), природными и социальными факторами, создается и поддерживается в повседневной жизни благодаря людям и среде обитания. Все это дает основание включить в понятие «здоровье человека и общества» духовно-нравственную составляющую – нравственное здоровье. Таким образом, здоровье – это не только отсутствие болезней, а полнокровная и полноценная в своей свободе жизнь.

Выработанные в процессе эволюционного развития и изначаль­но достаточно совершенные адаптационные механизмы у совре­менного человека ослабляются. В значительной степени это резуль­тат условий и образа жизни человека. Если сохранение природной среды - задача социальная, то образ жизни в первую очередь опре­деляется личностной установкой человека, воспитанием, стремле­нием к укреплению здоровья.

На здоровье человека оказывают влияние определенные факторы (табл.1).

Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Улучшающие состояние здоровья

Ухудшающие состояние здоровья

Медицинское обеспечение

Высокий уровень оказания медицинской помощи от специалистов

Не гарантирован постоянный медицинский контроль

Состояние окружающей среды

Благоприятные климатические, бытовые условия.

Вредные условия жизни и производства,

неблагоприятные природно- климатические условия

Генетика

Здоровое наследие

Заболевания и дефекты, передаваемые по наследству

Образ жизни

Здравая организация жизнедеятельности, полное отсутствие вредных привычек

Отсутствие организации жизнедеятельности, наличие вредных привычек


К факторам здоровья относится: отсутствие вредных привычек, ра­циональное питание, адекватная физическая нагрузка, здоровый психологи­ческий климат на работе и в семье, внимательное отношение к своему здо­ровью, отсутствие вредных факторов производства, хорошие материально- бытовые условия, оседлый образ жизни, хорошая экология, благоприятные климатические и природные условия, здоровая наследственность, отсутст­вие возрастно-половых особенностей, способствующих развитию заболева­ний, высокий уровень медицинской помощи.

Факторы риска для здоровья: вредные условия труда и обучения, плохие матери­ально-бытовые условия, миграционные процессы, неблагоприятные климатические и природные условия, загрязнение окружающей среды, отсутствие потребности в здоровом образе жизни, нездоровый образ жизни (вредные привычки, гиподинамия, нерациональное питание).


2. Основные компоненты здоровья

Многие авторы считают, что здоровье следует рассматривать как целостность, охватывающую несколько компонентов (рис. 1) и их взаимодействие между собой, причем каждый из этих компонентов необхо­димо анализировать и учитывать отдельно.

Рисунок 1. Компоненты здоровья


Физичес­кое, психическое или ментальное, социальное, сексуальное, духовное и эмоциональное здоровье человека находятся под воздействием социаль­ных факторов и факторов окружающей среды.

Внутренний круг содержит индивидуальные компоненты здоровья:

  1. физическое здоровье относится к телу: физическому благополучию, отсутствию болезней;

  2. психическое или ментальное здоровье - позитивное чувство цели и лежащая в его основе вера в себя, в частности, наша уверенность в том, что все идет хорошо и мы можем справиться с проблемами;

  3. эмоциональное здоровье - способность выражать чувства и поддерживать отношения, например, понимать, что нас любят;

  4. социальное здоровье - чувство социальной защищенности: мы знаем, что нас поддерживают семья и друзья, мы участвуем в общественной жиз­ни вместе с другими людьми;

  5. духовное здоровье - это способность распознавать, оценивать и реализовывать моральные нормы и принципы, а также (что верно только для верующих людей!) религиозные установки;

  6. сексуальное здоровье - это осознание своей сексуальности и способность выражать ее в удовлетворительной для себя форме.

Два внешних круга составляют более общие компоненты здоровья, которые оказывают влияние на людей. Социальное здоровье - это связь между здоровьем индивида и устройством общества, а также базовая инфраструктура, необходимая для поддержания здоровья (например, крыша над головой, мирное сосуществование, пища, определенный доход), а так­же степень интеграции или расслоения общества. Мы знаем, как наличие разных форм неравенства между социальными группами или индивидами, наличие так называемых социально исключенных или маргинальных групп негативно сказывается на здоровье. Окружающая среда - это сре­да, в которой живут люди. К ней относятся такие факторы, как дом, транс­порт, санитарные условия, состояние воды, почвы, воздуха.


3. Способы сохранения здоровья

Основным способом укрепления здоровья в современном мире является здоровый образ жизни, который включает в себя:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- режим дня.

В документах Всемирной организации здравоохранения укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками выдвинуты как задачи первоочередной важности. Нужна здоровьеразвивающая среда для обучения детей до­школьного, школьного возраста, студентов, культура здоровья как один из благоприятствующих и стимулирующих факторов охраны и укрепле­ния здоровья отдельного человека и сообществ людей.

Теоретики и практики в области здоровья и оздоровления ищут разные возможности, чтобы сберечь и развивать здоровье как отдельно­го человека, так и народа в целом, особенно детей. В связи с этим осо­бую роль приобретает проблема здоровьесбережения в системе образо­вания подрастающего поколения. С детства ребенку легче привить привычку вести здоровый образ жизни.

В связи с этим для формирования культуры здорового образа жизни важно придерживаться в обществе развития нескольких аспектов: формирование представлений о положительных факторах, влияющих на здоровье человека, обучение выполнению правил личной гигиены; формирование представлений о правильном питании; формирование представлений о правильном режиме дня и значении его реализации; формирование представлений об основных составляющих культуры здоровья и здорового образа жизни. Реализация этой деятельности зависит не только от представителей образования и медицины, но и от каждого члена общества.



Заключение

Цель данной работы достигнута, изучено понятие «здоровье» и его компоненты.

Здоровье в иерархии ценностей современного человека представляет собой наивысшую ценность. Хорошее здоровье является главным ресурсом социального, экономического и индивидуального развития, а также важнейшим параметром качества жизни.

Современное определение здоровья – это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социаль­ного благополучия (формулировка Все­мирной организации здравоохранения – ВОЗ).

Здоровье населения напрямую зависит от уровня цивилизации, со­циально-экономического развития страны, правовой культуры и ответ­ственности граждан за личное здоровье. Общественное здоровье, явля­ясь реальным результатом социально-экономического развития, высту­пает в то же время и естественным условием его дальнейшего развития.

Основные компоненты здоровья: физическое здоровье, психическое или ментальное здоровье, эмоциональное здоровье, социальное здоровье, духовное здоровье, сексуальное здоровье.

К основным способом укрепления здоровья можно отнести: отказ от вредных пристрастий; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; режим дня.

Приоритетным направлением создания комфортной среды обита­ния является повышение качества жизни населения, создание условий для формирования у детей и взрослых установок здорового образа жиз­ни на всех этапах возрастного развития.

Таким образом, современному человеку необходимо бережно относиться к собственному здоровью, активно трудиться и отдыхать, правильно и рационально питаться, заниматься физкультурой и спортом, избавиться от вредных привычек.

Список использованных источников:
  1. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. – 11-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 448 с.

  2. Всемирная организация здравоохранения. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.who.int.

  3. Канев П.Н., Александрина Е.В. Здоровье человека и его основные компоненты // Молодежь и наука. 2022. № 1. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48455185

  4. Ларионова И.С. Проблемы системного подхода к здоровью человека и общества как ценности // Образование: традиции и инновации. Материалы X международной научно-практической конференции. 2016. С. 121-122.

  5. Мердеева О.В., Кирьянцева Л.П., Изосимов А.Н. Негативные факторы, влияющие на здоровье людей // Постулат. 2021. № 4 (66). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46653217

  6. Николаев В.С. Двигательная активность и здоровье человека (теоретико-методические основы оздоровительной физической тренировки) : учебное пособие / В. С. Николаев, А. А. Щанкин. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 82 с. 

  7. Пустовалова О.В. Эксперт ли Вы по здоровью?=Are you a health expert? : учебное пособие / О. В. Пустовалова ; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 86 с. 

  8. Рассказов А.В., Зуева И.А. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья // Modern Science. 2022. № 3-2. С. 331-335.

  9. Скуратова Л.Ю. Факторы, влияющие на здоровье организма // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21). С. 308-310.

  10. Цуцаева М. В. Валеологические аспекты преподавания физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем : учебное пособие / М. В. Цуцаева, Т. Н. Власова, Л. И. Зуб ; Волгоградский государственный аграрный университет. – Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет, 2020. – 120 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект "Здоровье и его компоненты"

Автор: Морозова Светлана Юрьевна

Дата: 08.02.2025

Номер свидетельства: 664856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект  по познанию мира на тему "Если хочешь быть здоров". "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-iesli-khochiesh-byt-zdorov"
    ["file_id"] => string(6) "163768"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422538110"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспекты занятий с детьми. Блок занятий "Солнце""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiektyzaniatiisdietmiblokzaniatiisolntsie"
    ["file_id"] => string(6) "334569"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465926529"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "182334"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425493608"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект занятия "Профессии""
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-zaniatiia-profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "328188"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463574801"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "конспект урока "Человек и атмосфера" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-chieloviek-i-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "103729"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402610713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства