Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе на тему "Бабочки"»
Тема: «Бабочки»
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, находить бабочку среди различных насекомых. Закрепить знания об общих признаках насекомых (наземные, летающие).
Задачи:
1.Обогатить представление о том, что бабочек в природе очень много, что это летающее насекомое, очень красивое.
2.Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
3.Обогатить словарь за счет названия различных бабочек.
4.Развивать связную речь через выразительное чтение стихов и загадок.
Оборудование: Иллюстрации с различными бабочками, грамзапись М. Красева «Танец бабочек», специальная методическая литература.
Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением различных бабочек, чтение рассказа И. Гуриной «Как появляется бабочка», заучивание загадок и стихотворений о бабочке.
Ход занятия:
Дети садятся в кружок. В середине – карточки с насекомыми. Воспитатель загадывает загадки:
• «спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел» (Бабочка)
• не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает
• над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет
• на большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.
2. Дети отгадывают загадки и находят на картинках бабочек. Воспитатель читает названия бабочек: «Адмирал», «Траурница», «Олеандровый бражник», «Аполлон», «Парусник махаон», «Серицин Монтелла», «Хвостоногий Мака», «Крапивница», «Дневной павлиний глаз».
3. Воспитатель: В природе бабочек встречается очень много. Хотите знать, как появляется бабочка?
Дети: Да!
Воспитатель рассказывает детям рассказ Ирины Гуриной «Как появляется бабочка» и показывает иллюстрации.
Бабочки самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером с птицу и маленькие – с ноготок. Вы видели когда-нибудь бабочку? Ну конечно видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?
Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа, становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.
Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам. Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть, и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями.
Старая кожа снова лопается и под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой, мягкой кожей. Его называют коконом. Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами. Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы превратятся в прекрасных бабочек.
Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.
Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
4. Грамзапись М. Красева «танец бабочек»
5. Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
6. Воспитатель: Я сейчас прочитаю небылицу «Бабочки - подружки», а вы послушайте внимательно и найдите ошибки.
«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».
Дети: бабочки не прыгают, а летают, не любят летать под дождем, не все бабочки перелетают на юг, бабочки не питаются мухами
Воспитатель: а чем? почему бабочек называют «крылатая радуга»?
Дети: Нектаром, пыльцой. Потому что у них красивый окрас.
7. Заучивание стихотворения «Бабочка»
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка…
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел!
8. Воспитатель: Хотя говорить, что бабочки без дела порхают с цветка на цветок, нельзя. Иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А, кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать.
Вы знаете, кто питается бабочками?
Дети: Птицы, звери, пауки, другие, более крупные насекомые.
Выходит то, что нам кажется беззаботным порханием, на самом деле ежедневная работа.
9. Подвижная игра «Птицы и бабочки»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
10. Итог занятия: Дети, с какими бабочками вы сегодня познакомились? Какие бабочки вам больше всего понравились? Чем покрыты крылья бабочек? Для чего?