- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.
Предварительная работа: Знакомство с основными эмоциями. Дидактические игры «Собери эмоцию», «Изобрази настроение». Чтение русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка». Рассматривание иллюстраций положительных и отрицательных сказочных героев.
Ход занятия
Часть 1. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите! Сегодня к нам на занятие пришли работники нашего детского сада. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу, чтобы у всех настроение стало хорошим, радостным.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об эмоциях и чувствах, как они могут повлиять на здоровье человека и как научиться ими управлять. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите сегодня. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
Часть 2. Основная часть.
Ребята, сегодня я хочу Вас познакомить с одной девочкой (появляется фото на экране).
Это Райли, Райли - обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки, и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. До поры до времени эмоции живут дружно, но вдруг оказывается, что Райли и ее родителям предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха.
Эмоции ссорятся, и в результате конфликта такие эмоции как радость и печаль случайно выпадают из мозгового центра и попадают в долговременную память, лабиринт воспоминаний. Лишившись главной детской эмоции – радости, Райли впадает в апатию, и в структуре её личности начинаются разрушительные изменения (видеоролик).
Нам с Вами нужно помочь эмоциям вернуться обратно, и чтоб Райли снова смогла радоваться и получать положительные эмоции.
Для этого нам необходимо выполнить предложенные задания.
Задание №1
Игра «Эмоциональный словарь»
Перед детьми раскладываются карточки с изображением лиц эмоций детей, находящихся в разных эмоциональных состояниях.После детям задаются вопросы: «Какие эмоции у детей на картинках?», «Вспомните себя в таком состоянии», «Из-за чего Вы так себя чувствовали?», «Почему Вам нравилось или не нравилось это состояние?», «Хотели бы Вы снова вернуться в это состояние?», а давайте мы с Вами попробуем изобразить каждое из состояний этих детей.
Молодцы ребята, вы хорошо выполнили первое задание и помогли эмоциям приблизиться на один шаг ближе к мозговому центру.
Задание №2
«Лото настроений»
Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т. д.).Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Эмоции стали ближе к мозговому центру ещё на один шаг.
Физкультминутка
- Здравствуй друг! – при этом происходит рукопожатие.
- Как дела? - разводят руки в стороны.
-Где ты был? - берут аккуратно за ушко своего партнера.
- Я скучал! - правая рука к сердцу, глаза в глаза.
-Ты, пришел…- руки на плечи друг другу.
-Хорошо! – объятия.
Молодцы ребята! Мы с Вами отдохнули и помогли эмоциям пройти ещё один шаг, а теперь нужно выполнять следующие задания.
Задание №3
«Какого цвета злость»
Ребята, а у Вас бывают в жизни такие моменты, когда Вы злитесь на кого-то? (Ответы детей). Сегодня, я принесла показать вам пружину. Как вы думаете, для чего? У вас были очень интересные предложения. Представьте себе, ваша злость похожа на пружину. Мы будем сравнивать пружину со злостью. Когда вы начнете слегка злиться, пружина начнет постепенно сжиматься. Вас толкнули, не приняли в игру, вы на кого – то злитесь, злость накапливается и пружина сжимается все сильнее (сжать пружину). Легко ли держать такую пружину? А что хочется сделать? Конечно, отпустить ее и дать ей выпрямиться. Так происходит и с вашим поведением. В результате ваша злость внутри копится и в один прекрасный день она выходит наружу и тогда, когда вас разозлят, вы можете сказать обидные слова и даже ударить обидчика, мы часто жалеем потом о своем поступке».
А сейчас ребята, давайте закроем глаза и найдем у себя на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, где живет злость, и закрасьте это место цветом злости».
А знаете ли вы способы справиться со своей злостью так, чтобы, с одной стороны, не испортить отношения с окружающими, но и, с другой стороны, не «лопнуть», как кипящий чайник? Какие? (Побоксировать подушку – если хотите ударить рукой; крикнуть в «Мешочек злости» - если кто –то любит обзываться и злословить и т. д.).
Воспитатель:
Ребята, мы сейчас с Вами поговорили о какой эмоции? Ответы детей (о гневе). Вы мне рассказали, из-за чего мы можем разозлиться. Но у нас ведь с Вами бывают и радостные события в жизни, события, когда мы улыбаемся и нам хорошо, да? А кто мне скажет, как называется эта эмоция? Ответы детей (радость).
Радость - это праздник, радость - это когда все радуются.
Как можно порадовать человека? (подарить подарок и т. д.)
Сегодня ребята, я Вам принесла ещё один предмет на занятие – это зеркало. Я хочу предложить каждому из Вас по очереди посмотреть в зеркало на себя,улыбнуться и сказать: "Здравствуй, это я!"
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Ребята, изображать радость вы умеете, и это у вас хорошо получается. А наши эмоции продвинулись ещё на один шаг вперёд.
Задание №4
«Встреча эмоций».
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворные отрывки. После чтения каждого отрывка покажите пиктограмму, изображающую соответствующее настроение.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно
- В поле зернышка не видно!»
(печаль)
---
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнце не отдаст!»
(страх)
---
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
(К Чуковский «Краденое солнце»)
(Радость)
---
Вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.
(Н. Екимова «Облака
(Гнев)
Рыжего котёнка Маша
Угощала манной кашей.
- Фу, сказал котёнок Маше,
Я не ем ведь манной каши.
Лучше ты мне спозаранку
Налей в мисочку сметанку.
Вот тогда я без проблем
Угощенье твоё съем.
(брезгливость)
Эмоции проходят ещё один шаг на пути к мозговому центру.
Задание №5
«Собираем настроение»
Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен собрать (заготовка воспитателя).
Воспитатель с детьми проверяют правильность выполнения задания и эмоции попадают в мозговой центр (видеоролик).
Часть 3. Заключение.
Ребята, мы с Вами хорошо справились со всеми заданиями и эмоции вернулись в мозговой центр. При выполнении заданий мы познакомились с миром эмоций и чувств. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.
Ребята, Вам понравилось сегодня наше занятие? Ответы детей.
- А что особенно понравилось?
- Что для вас было самым интересным?
Ребята, у Вас на столе лежат картинки с изображением эмоций. Поднимите пожалуйста каждый ту эмоцию, которую Вы испытывали на занятии (обсуждение).