Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия: " Посуда для Федоры"»
КОНСПЕКТ НОД
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
Тема: Посуда для Федоры.
Задачи: Учить детей создавать декоративную композицию по мотивам гжельской росписи (цент, бордюр). Закрепить представления детей о посуде, гжельском промысле, труде народных умельцев. Развивать художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству; развивать речь детей, обогащать речь определениями, совершенствовать монологическую и диалоговую речь; развивать мелкую моторику рук, логическое мышление. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Материал и оборудование: Гуашь, палитра, кисть № 2и №4, ватные палочки, баночка с водой, салфетки. Одноразовые тарелки из картона. Открытки, альбомы с Гжелью, посуда, альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи, русские народные мелодии.
Методы и приемы: сюрпризный момент, д/и «найди похожую посуду», беседа о посуде, д/и «Собери осколки», беседа о гжельской росписи, показ росписи, самостоятельная деятельность детей, подведение итогов.
Предварительная работа: Чтение произведения К. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание предметов быта и посуды в технике “Гжель”. Д/и упражнения по ознакомлению детей с элементами гжельской росписи. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Ход НОД:
I. Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм «Федорино горе» по произведению К.Чуковского, которое они на днях прочитали. Предлагает детям расположиться поудобнее у телевизора. Включает видеозапись, но вместо мультфильма водеообращение Федоры.
Воспитатель: (удивленно)Ребята, ведь это же Федора. И это видеописьмо от нее. Где же мультфильм, наверное что-то случилось.
Видеообращение Федоры:
“Здравствуйте ребята,
Снова горе у меня
В доме вновь порядка нету
И опять переполох.
Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Раскатились кто куда!
А ведь завтра гости у меня!
Ой беда, беда помогитете мне друзья!»
Воспитатель: Ребята, Федора опять взялась за старое — посуду не жалела! Давайте мы ей поможем!
Д/и «Найди похожую посуду» Она прислала фотографии потерянной посуды, давайте поищем, может похожая посуда есть здесь у нас! (Дети выбирают нужную посуду и ставят ее на заранее приготовленное выставочное место).
Рассматривание посуды. Беседа с детьми:
-Из какого материала изготовлена посуда? (из стекла, железа)
-Какая ложка? (деревянная)
-Какая посуда самая не прочная?( стеклянная, фарфоровая)
-Какая посуда самая прочная?(железная)
Часть посуды мы с вами собрали. А остальную посуду Федора разбила. Ребята вот посмотрите одни осколочки остались (показать разбитую посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же разбилось у Федоры.
Д/и «Собери осколки» (Разрезные картинки). Игровая задача: собрать иллюстрацию. Ход игры: дети собирают разрезную посуду на столе.
- Что общего у всей посуды, которую мы собрали? (Предполагаемые ответы: белый фон, сине-голубые цвета)
- Как называется такая роспись? (Гжель, гжельская роспись)
- Почему она так называется? (По названию реки “Гжелочка”) (Рассказы детей)
- Какими узорами украшают мастера свои изделия? (Растительными – цветы, трава)
- Какие элементы гжельской росписи вы знаете? (Цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр
Воспитатель: Жалко, только, что тарелка всего одна – больно уж Федора любит гостей приглашать, а тарелок на всех не хватает. Как бы ей помочь? (Проблемная ситуация).
Предполагаемое решение: подарить Федоре тарелки, украсив их элементами гжельской росписи.
Воспитатель: Ребята ,сейчас давайте мы свами превратимся в настоящих мастеров и распишем наши тарелочки гжельской росписью, проходите в нашу мастерскую.
Но перед тем, как мы начнем рисовать разомнем, разогреем наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Вот все пальчики мои,
Их как хочешь поверти (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими)
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали , повертели,
Рисовать мы захотели!
Воспитатель: (обращает внимание детей на доску с образцами элементами росписи)
- Ребята, какие элемента мы уже рисовали? (освоили простой гжельский орнаменты и бордюры, познакомились с традиционными элементами гжельской росписи: линии, точки, усики, капельки, решетки)
- Обратите внимание на элементы гжельской росписи- цветок. Его можно использовать в своих работах, нарисовав в центре тарелки цветок (показ нового элемента).
II. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.
(Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПОСУДА»
Вот большой стеклянный чайник, (надуть живот ,рука на боку)
Очень важный ,как начальник (другая изогнута как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие , бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,(кружиться рисуя руками круг)
Только стукни- разобьются.
Вот серебряные ложки,(потянуться)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принес.(сделать большой круг)
Подведение итогов.
Воспитатель:
- Ребята, давайте полюбуемся тарелочками, которые у нас получились.
- Какая тарелка получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?
- На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?
- Как вы получили голубой цвет краски?
− У кого возникло затруднение при выполнении росписи тарелочки?
− В каком месте возникло затруднение? (цветок, бордюр, другой элемент росписи)
− Почему возникло затруднение? (выбор кисти)
- Как выдумаете Федора обрадуется такой посуде?
Воспитатель: Вы все молодцы! Предлагаю отослать посуду Федоре, как только она высохнет.