Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи, работа со звуками ж - ш
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи, работа со звуками ж - ш
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи, работа со звуками ж - ш»
Конспект занятия по развитию речи
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.
Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Материалы:
предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка (картинка) ослик.
Ход занятия
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздароваемся.
Воспитатель загадывает загадки.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].
-Как вы, думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?
-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].
Воспитатель: А сейчас поиграем с нашим язычок.
(Подготовка артикуляционного аппарата )
- Покажите . как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Трубочка»
— Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
Воспитатель: А теперь давайте пройдем на стульчики.
Воспитатель: Напоминаю, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж– поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). (Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.) Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
(Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.)
-Давайте, еще, с вами поиграем. У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого).
-Я буду называть слова со звуками ши ж, а вы будете показывать кружочки желтого и зеленого цвета. Если услышите звук ш, показываете кружочки желтого цвета, если услышите звук ж, показываете кружочки зеленого цвета. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:
Воспитатель: А сейчас давайте выучим и произнесем чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
-Что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро
4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо
5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно
6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется
«Четвертый лишний»
Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.
Физкультминутка:
В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат
Вот направо полетел, поворот туловища вправо
Вот налево полетел, поворот туловища влево
Жук на нос хочет сесть, показывать
Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой
Жук наш приземлился, сели-встали
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж.
Жук наверх полетел руки вверх
И на потолок присел
На носочки мы привстали, на носочках
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши
Чтобы улететь он смог.
Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у осликов такие длинные уши. Воспитатель сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:
У ослика был день рождения. И он принимал поздравления. Барбос ему сена принес, Коза подарила овес. Вошли торопливо барашки. Они принесли две ромашки. Тянули осленка за ушки Лошадки, овечки и хрюшки. И ушки росли-подрастали, И к вечеру длинными стали.
Воспитатель: Давайте повторим последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).
- Давайте повторим строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки».
- Ребята, здесь есть три слова со звуком ш.
(Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета.)
- Назовите слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) (По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра.)
-Ребята, в стихотворении есть слово со звуком ж. Послушайте первые строчки. « У ослика был день рождения»
- Какое слово?
Дети: рождение.
- Поскольку у ослика «рождение», надо спеть ему песенку про каравай. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» – исполнит ведущий.
(Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). (Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-ведущий. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза.)
Воспитатель: Какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.
- А сейчас давайте, пройдем за столы и немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в игру «Кошка»
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,
(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)
И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.
(Сжимаем кулаки)
Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,
(Пальчики поочередно «здороваются»)
Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.
(Пальчики отскакивают друг от друга)
Упражнения на развитие тонкой моторики.У меня в руках трафареты желудей и шариков. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.
Рефлексия. Итог.
– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.
– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!
Дата
Тема дня
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Понедельник 21.06.2021
День театра
Первая половина дня
Пальчиковая игра «Капелька»
Презентация «Удивительный мир морей и океанов»
Цель: закрепить знания о воде, о необходимости беречь воду.
«Веселые капельки» (порядковый счёт)
«Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек)
Чтение Н.Сладкова «Какие бывают рыбы».
Д/и «Как появляются рыбки»
Д/и «Где живёт вода»
Рисование красками «Золотая рыбка».
П/и «Море волнуется»
П/и «Солнышко и дождик»
П/И «Футбол»
Вторая
половина дня
Беседа «Моря бывают разные». Рассматривание морей и океанов на глобусе.
Просмотр фильма о морских обитателях.
Опыты: «Свойства песка и глины в воде»
Пословицы и загадки о воде.
1.Воду попусту не лей, дорожить водой умей.
2.Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Д/И «Кому нужна вода»
Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой»
П/и «Ходят капельки по кругу»
П/И «Футбол»
Взаимодействие с родителями: Буклет «Правила личной гигиена ребёнка»