kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи, работа со звуками ж - ш

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи, работа со звуками ж - ш»

Конспект занятия по развитию речи

                  Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

 

                  

Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Материалы:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш]  в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка (картинка) ослик.

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздароваемся.

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я   не железный, я же –  … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

 И умылся серой лапкой.  

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы, думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

Воспитатель: А сейчас поиграем с  нашим язычок.

(Подготовка артикуляционного аппарата )

- Покажите . как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Трубочка»

— Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: А теперь давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель: Напоминаю, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). (Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)                                                                                    Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

(Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.)

-Давайте, еще, с вами поиграем. У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого).

 -Я буду называть слова со звуками ш и ж, а  вы будете показывать кружочки желтого и зеленого цвета. Если услышите звук ш, показываете кружочки желтого цвета, если  услышите звук ж, показываете кружочки зеленого цвета. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка,  жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка,  жеребёнок, машина,  шапка,  гараж, снежинка,  ежи, ковш, золушка.

Воспитатель: А сейчас давайте выучим и произнесем чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

-Что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

«Четвертый лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.  Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы  звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Физкультминутка:

 В группу к нам жук влетел                              стоя, руки в стороны

 Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                             вниз жужжат

 Вот направо полетел,                                        поворот туловища вправо

 Вот налево полетел,                                           поворот туловища влево

 Жук на нос хочет сесть,                                    показывать

 Не дадим ему присесть,                                    отмахнуть ладошкой

 Жук наш приземлился,                                     сели-встали

 Зажужжал и закружился

 Ж-ж-ж.

 Жук наверх полетел                                           руки вверх

 И на потолок присел

 На носочки мы привстали,                               на носочках

 Но жука мы не достали,

 Хлопнем дружно

 Хлоп-хлоп-хлоп                                                   хлопают в ладоши

 Чтобы улететь он смог.

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у осликов такие длинные уши. Воспитатель сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали,
И к вечеру длинными стали.

Воспитатель: Давайте повторим последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

- Давайте повторим строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки».

- Ребята, здесь есть три слова со звуком ш.

(Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета.)

- Назовите слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) (По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра.)

-Ребята, в стихотворении есть слово со звуком ж. Послушайте первые  строчки. « У ослика был день рождения»

- Какое слово?

Детирождение.

- Поскольку у ослика «рождение», надо спеть ему песенку про каравай.                                                                                                                                                     – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов  «Вот такой ширины, вот такой ужины» – исполнит ведущий.

(Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка).                           (Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-ведущий. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза.)

Воспитатель: Какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

- А сейчас  давайте, пройдем за столы и немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в игру  «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,                      

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,      

(Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.              

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Упражнения на развитие тонкой моторики. У меня в руках трафареты желудей и шариков. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.

Рефлексия. Итог.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!































Дата

Тема дня

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Понедельник 21.06.2021

День театра

Первая половина дня

Пальчиковая игра «Капелька»

Презентация «Удивительный мир морей и океанов»

Цель: закрепить знания о воде, о необходимости беречь воду.

«Веселые капельки» (порядковый счёт)


«Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек)

Чтение Н.Сладкова «Какие бывают рыбы».


Д/и «Как появляются рыбки»


Д/и «Где живёт вода»

Рисование красками «Золотая рыбка».













П/и «Море волнуется»


П/и «Солнышко и дождик»


П/И «Футбол»

Вторая

половина дня

Беседа «Моря бывают разные». Рассматривание морей и океанов на глобусе.

Просмотр фильма о морских обитателях.


Опыты: «Свойства песка и глины в воде»














Пословицы и загадки о воде.

1.Воду попусту не лей, дорожить водой умей.

2.Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Д/И «Кому нужна вода»

Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой»

П/и «Ходят капельки по кругу»


П/И «Футбол»

Взаимодействие с родителями: Буклет «Правила личной гигиена ребёнка»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи, работа со звуками ж - ш

Автор: Филиппова Е.Н.

Дата: 19.02.2025

Номер свидетельства: 665376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конспект открытого занятия для учителей  начальных классов в подготовительной группе   «Путешествие в страну Знаний». "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-dlia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-putieshiestviie-v-stranu-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "176045"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424355387"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_zaniatiia_v_sriedniei_ghruppie_putieshiestviie_v_v"
    ["file_id"] => string(6) "409241"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1492172985"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект в первой младшей группе по рисованию на Тему: "Солнышко лучистое""
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_v_pervoi_mladshei_gruppe_po_risovaniiu_na_temu_solnyshko_luchistoe"
    ["file_id"] => string(6) "578268"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618497953"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект в первой младшей группе по сенсорному воспитанию на Тему: "Дождик весенний""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_v_pervoi_mladshei_gruppe_po_sensornomu_vospitaniiu_na_temu_dozhdik_vese"
    ["file_id"] => string(6) "578270"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618498264"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект в первой младшей группе по сенсорному воспитанию на Тему: "Зимующие птицы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_v_pervoi_mladshei_gruppe_po_sensornomu_vospitaniiu_na_temu_zimuiushchie"
    ["file_id"] => string(6) "578273"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618498724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства