Образовательная область: Речевое развитие.
Тип занятия: закрепление ранее приобретённых знаний.
Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, закрепить у детей представления о весенних явлениях, изменений в природе: идёт дождь или светит солнце.
Задачи:
- закреплять и повторять потешки по просьбе взрослого;
- воспитывать звуковую культуру речи: правильно произносить согласный звук [ш], правильно произносить звукоподражание - кап-кап; кап-кап;
- закрепить понятия: солнце, дождь;
- развивать у детей речь и художественное мышление;
- развивать связную речь у детей: учить правильно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя.
Предшествующая работа: чтение потешек, рассматривание иллюстраций к ним, хоровое и индивидуальное запоминание потешек.
Прием работы: художественное слово, вопросы, показ, объяснение действий, игровой момент.
Словарная работа: формировать у детей потребности высказываться.
Закрепление и обогащение словаря: солнышко-ведрышко; ливень;
Активизация словаря: солнце; дождь; тучка; доброе; лучистое; кап-кап-кап; га-га-га; кря-кря-кря; груу-груу-груу; балды- балды- балды; ко-ко-ко; ку-ка-ре-ку.
Индивидуальная работа с детьми: по ситуации.
Планируемые образовательные результаты: дети полностью или с незначительной подсказкой воспитателя рассказывают потешки, как хором, так и индивидуально.
Материал и оборудование: магнитная доска; картинки птиц для доски; рисунки: «тучка», «солнышко с лучами»; макет «солнышко без лучей»; схема «Кому солнце даёт тепло»; зонтик; картина «птичьего двора»; шум «дождя» - воспроизвести через проигрыватель; маски-шапочки птиц - по количеству детей, сундучок из картона.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный | Сюрпризный момент. | 1 мин. |
Основной | Проговаривание признаков весны. Рассказывание потешек о солнышке и дождике. Дидактическая игра. Подвижная деятельность. | 8мин. |
Заключительный | Подведение итогов: кто сегодня был у нас в гостях и о комрассказывали потешки. | 1мин. |
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости и я предлагаю вам с ними поздороваться.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сегодня есть сюрприз (снять платок с картонного сундучка). Как вы думаете что это?
Дети: Сундук.
Воспитатель: Правильно. А прячется у меня в нем… (достать рисунок солнышко с лучиками). Что это?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: А какое оно? (рисунок повесить на магнитную доску).
Дети: Доброе, теплое.
Дети: Желтое, круглое.
2. Основной этап.
Воспитатель: Посмотрите, как солнышко сегодня играет лучиками. Солнышко радуется, потому что к нам пришла весна. А какие признаки весны вы знаете? Что изменилось на улице?
Дети: Солнышко стало хорошо пригревать.
Дети: Снег растаял.
Дети: Ручьи побежали.
Дети: Лужи появились.
Дети: Птички поют.
Дети: Почки распускаются.
Воспитатель: Вот и наше солнышко заглянуло к нам.
Воспитатель: Ребята улыбнемся и мы нашему солнышку, поздороваемся и скажем:
Здравствуй, солнышко - лучистое!
Доброе и такое чистое.
Воспитатель: А кто знает стихотворение про солнышко? (1-2 детей предложить рассказать потешки индивидуально.)
Дети: Солнышко-ведрышко
Взойди поскорей
Освети, обогрей
Телят, ягнят,
Да маленьких ребят!
Воспитатель: Ребята, солнышко даёт нам тепло, оно греет не только нас своими лучиками, но и деревья, кусты, птиц, животных. Все живое на земле оно согревает. (Рассказывая об этом, воспитатель показывает детям схему «Кому солнце даёт тепло».)
Дидактическая игра.
Воспитатель: А у меня есть для вас маленький сюрприз (Достать из коробки в форме сундучка рисунок солнышко без лучиков.) Что это? Как вы думаете?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Может быть и колобок. А если мы сделаем вот так (прицепить прищепку к рисунку солнышко без лучей), и не одну, а много, то у нас получится солнышко. Помогите мне пожалуйста сделать это.
Воспитатель: Ребята (воспитатель достает рисунок «тучка»), а еще весной бывает дождик. Это бывает, когда солнышко прячется за тучку (воспитатель включает музыку «дождя»).
Воспитатель: Ой, дождик закапал. А кто нам расскажет стихотворение про дождик, чтобы он побыстрее закончился? (На фоне приглушенной музыки предложить 1-2 детям прочитать стихи про дождик, повторить потом хором и выкл. Музыку.)
Д: Дождик, дождик веселей
Капай капли не жалей
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Воспитатель: Ребята, поиграем с дождём? Приготовьте свои ладошки:
Пальчиковая гимнастика.
Апрельский вдруг закапал дождь кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке)
И по лужам ты идёшь – так-так-так (притоптывают)
Ветер шелестит листвой – ш-ш-ш (потирают ладонь о ладонь)
Дождь сильнее застучал – кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке)
Скоро ливнем дождик стал – кап-кап-кап (дети быстро стучат пальчиком по ладошке)
Дождик тише снова стал «кап-кап-кап» (медленно стучать пальчиком)
И совсем уж перестал. (присесть, голову наклонить вниз)
Воспитатель: Предлагаю посильнее подуть и прогнать тучу.
Воспитатель: Все вместе … (выдох - губы трубочкой)
Воспитатель: Снова солнышко засияло и зовёт нас, но уже на «птичий двор» (садитесь
на стульчики; перед детьми картина с изображением «птичьего двора»): -
Ребята, это «птичий двор»! Кто на нем обитает?
Дети: Курочка.
Дети: Петушок.
Дети: Гуси.
Дети: Индюк, утки.
Воспитатель: Как кричат гуси? Утки? Курочки? Петушок? А индюк?
Воспитатель: А кто мне расскажет строение тела птичек? Что у птички есть? (Дети перечисляют: голова, глаза, клюв, крылья, хвост, ноги.)
Воспитатель: А что хозяйка им насыпала в чашку? Чем они питаются?
Дети: Зернышки.
Дети: Они клюют зернышки.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам вместе со мной рассказать потешку об этих птицах, им очень понравиться если вы скажите им кто как кричит.
(Предлагаю детям принять участие в договаривании вместе со мной потешки.)
Воспитатель: Наши уточки с утра…
Дети: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Воспитатель: Наши гуси у пруда…
Дети: Га-га-га! Га-га-га!
Воспитатель: А индюк среди двора…
Дети: Балды- балды- балды!
Воспитатель: Наши гуленьки вверху…
Дети: Грру-грру-у, Грру-грру-у!
Воспитатель: Наши курочки в окно…
Дети: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Воспитатель: А как петя-петушок ранним-рано поутру нам споет
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Подвижная игра.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Солнышко и дождик». Только чур, вы теперь не детки, вы - птички. (Дети одевают маски-шапочки птиц и «гуляют» по «птичьему двору» пока светит солнышко, а когда идет дождь – прячутся.)
Воспитатель: Солнышко! (Дети бегают.)
Воспитатель: Дождик! (Воспитатель раскрывает зонтик и все дети бегут под зонтик.)
3. Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня играть?
Дети: Да.
Воспитатель: А что сегодня у меня было в волшебном сундучке?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: А еще? Кто солнышко закрыл?
Дети: Туча.
Воспитатель: А прищепками для солнышка, что мы сделали?
Дети: Лучики.
Воспитатель: Будем ждать еще гостей играть и играть с ними?
Дети: Да!