Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по Развитию речи Тема: «Цветик - семицветик»»
Конспект занятия по Развитию речи
(Чтение художественной литературы)
Тема: «Цветик - семицветик»
Программные задачи: Образовательные: 1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. 2. Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определенным цветом. 3. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости. Равивающие: 1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок появления героев в сказках. 2. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному. 3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно. Воспитательная: 1. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Оборудование: Фланелеграф со схемой к сказке «Колобок», сундук, шарик с письмом, цветик-семицветик (на стойке), лепесточки цветика-семицветика, шапочка лисы, корзинка, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, лепестки для оценки занятия детьми, подарки детям.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Садятся на стульчики
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное.
Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже друзья
Сказка вновь пришла сюда! Ребята, нам пришло письмо. (читает). Это вам сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок. Подарок мой лежит на дне В моемволшебном сундуке Открыть сундук поможет, дети, Волшебный цветик-семицветик. Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете! Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус! Речевая игра «По лесной тропинке» По лесной тропинке (шагают друг за другом) В сказку мы пойдём. Цветик-семицветик Быстро соберём. Веточки березы (качают руками) Ласково шуршат. Лес чудес и сказок, Принимай ребят! (кланяются) Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки) Найдём тебя, дружочек! Помоги цветок собрать, Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши). Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик-семицветик. Он подскажет нам, какого цвета лепесток нужно найти. Начнем с этого лепесточка. Какого он цвета? Дети: Желтый Воспитатель: Ребята, какое время года напоминает этот цвет? Дети: Осень. Воспитатель: Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Что делают люди осенью в огороде? Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай. Воспитатель: посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено? Может быть сказка? Дети: Сказка «Колобок».
Воспитатель:
Воспитатель: Кто из героев изображен на схеме? Дети: Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток. Воспитатель: Какого цвета лепесток будем искать следующий. Дети: Синего цвета. Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море? Дети: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: Мы с вами сейчас превратимся в волны морские и поиграем в игру «Море волнуется раз!» Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура замри! Воспитатель: Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы! Воспитатель: Скажите, какого цвета листок будет следующим? Дети: Оранжевый. Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет? Дети: Рыжий. Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? Дети: Лиса. Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?
Дети: Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лиса и кувшин», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка»
Воспитатель:А загадки про лису вы знаете?
1 ребёнок:
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут её (лиса)
2 ребёнок:
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, кур в деревне крадёт
3ребёнок:
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
Дети, к нам сегодня пришла лисичка (ребёнок), чтобы с нами поиграть.
(дети играют с Лисой «Летающий платок»)
Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам в корзинке? Лиса: Оранжевый лепесточек.
Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.
Какого цвета лепесточек будет следующим?
Дети: Зеленого цвета.
Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «И попала стрела Ивана Царевича в самое болото. . .» Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали? Дети: Отрывок из русской народной сказки «Царевна Лягушка». Воспитатель: Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему? Дети: Главная героиня лягушка, она живёт в зеленом болоте. Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек? Дети: Да. Воспитатель: Тогда поиграем в игру «Лягушки и цапля»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом). Воспитатель: Подарю лягушкам я зелёный лепесток, Чтобы вы быстрей собрали свой цветок! Какого цвета лепесток следующий? Дети: Фиолетовый цвет. Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут сюда (к ширме) Значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток. Поиграем в игру «Подбери слово». В этой сказке (показ): 1.Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая).
2. Заяц трусливый, а лиса (хитрая).
3. Бык и медведь трусливые, а петух (смелый).
4. Теремок маленький, а Медведь (большой).
Сказки вы все отгадали
И сравнения назвали.
И за правильный ответ
Фиолетовый вам цвет.
Ребята, какого цвета лепесток следующий?
Дети: Черного цвета.
Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет —
Хорошее или плохое
Дети: Зло Воспитатель: Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — положительный персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если отрицательный -затопаете.
-Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь –
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку. ЧЕБУРАШКА
-Жизнь его лежит в ларце,
А ларец тот во дворце,
А дворец – в лесу дремучем,
Лес растет на черной туче. КОЩЕЙ БЕСМЕРТНЫЙ
- На метле вчера летала,
С высоты большой упала.
Эй, избушка, курьи-ножки,
Мчись к бабуле по дорожке. БАБА ЯГА
- В красной шапочке идет,
Пирожки с собой несет.
За кустами волк сидит
И за девочкой следит. КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток. Какого цвета лепесток будет следующий?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Назовите сказку Ш. Перро в одежде героя, которого
есть красный цвет.
Дети:Кот в сапогах
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем Коту в сапогах и другим героям сказок найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится — образовываем пару из картинок. Ребята, вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика — семицветика. Теперь замок на сундуке открывается, а в нём подарки для детей. (Дети получают подарки). Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей) Посмотрите, у меня разноцветные лепестки. Подойди (имя ребенка) и выбери лепесток такого цвета, задание которого тебе больше понравилось. Теперь пойдут оценить занятие мальчики, а затем девочки. На этом наше занятие закончилось.