Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"»
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.
Развивающие: Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.
Предварительная работа: беседа и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций «зимующие птицы», наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, к кормушке, отгадывание загадок о зимующихптицах.
Материалы: иллюстрации птиц, две тарелочки (синего и желтого цветов), разнос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины , величины, цвета, схемы строения пера,
Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем друг друга.
Солнце красное проснулось,
Деткам нашим улыбнулось!
Здравствуй, солнышко, привет!
Улыбнемся мы в ответ.
Сегодня к нам в сад пришло письмо от вашего старого знакомого – Домовенка Кузи.
Воспитатель открывает конверт и зачитывает.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу вам в страшном волнении! Недавно пошел я в лес проверить, как там дела у друга моего Лешика. Не завалило ли их с дедом берлогу (Лешие, как известно вам, спят зимой). Да и разбудил его нечаянно. Лешик проснулся, на улицу вышел воздух свежий глотнул. И тут началось! Разволновался, забегался. Кричит " Почему так тихо в лесу! Куда птицы подевались!" Я и не знаю, что ответить. А куда из леса подевались, этого я не знаю.
Вот пишу вам, ребята. Заранее благодарю за помощь!»
Воспитатель. Дети, а вы знаете, почему в лесу нет птиц? Куда они пропали?
Дети. Перелетные птицы осенью улетели в теплые края, а остальные перебрались ближе к человеческому жилью.
Воспитатель. Как называют птиц, которые остались зимой у нас?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Почему зимующие птицы зимой перебираются ближе к человеческому жилью?
Дети. Потому что в городах и деревнях легче найти пропитание.
Воспитатель. Чем питаются зимующие птицы?
Дети. Семенами, крошками хлеба, зернами и плодами растений.
Воспитатель. Как мы им помогаем?
Дети. Подкармливаем их.
Воспитатель. Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети называют известных им зимующих птиц.
Основная часть.
Воспитатель. Сейчас я вам, ребята буду загадки загадывать про птиц.
Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет …. (Голубь)
Показ иллюстрации птицы.
Воспитатель: Голуби, пожалуй, самые распространенные городские птицы. Они мирно соседствуют с человеком. Часто можно видеть, как люди кормят голубей с ладони. В далекие времена люди приучили этих птиц доставлять почту. К лапке привязывали письмо, свернутое трубочкой и отпускали птицу. Голуби всегда возвращались домой к своему хозяину.
Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения и ягоды. Питаются тем, что найдут.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Показ иллюстрации птицы.
Воспитатель: С наступлением первых заморозков прилетают снегири. Грудка у снегирей ярко красного цвета. Снегири совершенно не боятся холода. Даже в самые суровые зимы эти птицы бодры и активны. Снегири – дружные и общительные птицы. Если кто-нибудь из стаи попал в ловушку, остальные спешат на помощь.
Воспитатель: Про снегиря загадку отгадали, молодцы. А теперь не много поиграем и потом дальше продолжим.
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри /4 хлопка по бокам и коленям/
В красных майках снегири /4 наклона головы в стороны/
Распушили перышки, /махи кистями рук/
Греются на солнышке, /хлопки по бокам/
Головой вертят, /повороты головы/
Улететь хотят. Кыш! Кыш! /дети разбегаются по группе/
Воспитатель. Молодцы, продолжаем.
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона –
Зовут ее … (Ворона)
Показ иллюстрации птицы.
Воспитатель: Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Эта птица хорошо себя чувствует, живя рядом с человеком. Ворона – птица всеядная. Именно поэтому можно встретить ее на свалке и у мусорных контейнеров. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Вороны очень умны. Могут выручить друг друга из беды.
Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитают
Чик – чирик! не робей! Я бывалый…. (Воробей)
Показ иллюстрации птицы.
Воспитатель: Воробьи являются самыми известными птицами, предпочитающими гнездиться рядом с людьми. Этих птиц легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью. Воробьи очень драчливые и не могут сидеть на месте. Любое событие сопровождают переполохом, шумными звуками и чириканьем.
Все деревья я лечу,
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков. (Дятел)
Показ иллюстрации птицы.
Воспитатель: Дятел – лесная птица. Поэтому его можно увидеть и услышать только в лесу. Дятел очень умная птица. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из коры. Дятел вытаскивает насекомых, приносящих вред дереву. Не зря его называю «доктором леса».
Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока. Когда трещит…. /Сорока/
Показ иллюстрации птицы.
Воспитатель: Сороки известны своим любопытством и любовью к блестящим предметам. Все, что находят тащат в свое гнездо. Они очень нужные и полезные птицы. Спасают деревья от жуков и личинок.
Воспитатель: А есть птицы– гости. Их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого Севера. В их родных краях зимой очень сильные морозы. Птицам кажется, что у нас тепло. И корм есть.
Непоседа невеличка…
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее … (Синицы)
Показ иллюстрации птицы.
Воспитатель: Отличительной чертой этой птички является яркое желтое оперение грудки. Зимой любят лакомиться несоленым салом и семечками. Птица очень подвижная, всем интересуется, ни минуты не сидит на месте.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите немного поиграть? Тогда подходите ко мне. Закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы, представили? Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?
Звучит музыка, и дети выполняют движения.
Вот на ветках посмотри, сказочные птицы
Распустили перышки, греются на солнышке.
Головою вертят, улететь хотят
Улетели, полетели, полетели за метелью.
Улетели птицы (открыли глаза)
Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.
Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.
Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш центр науки.
Работа за столами.
А давайте мы с вами поиграем с пальчиками
Птичка прилетела, (машем кистями рук)
Головкой повертела (Пальцы собраны в щепоть. повороты кистями)
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. (Машем кистями рук.)
Опыты с пером
Потрогайте перо, какое оно?
Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера)
Закрепляем, что это перо «маховое» А какие перья лежат у вас ещё?- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Зачем такое перо птице? - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.
Давайте проведем эксперимент.
. Вода скатывается с перьев ,не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде. - Они могут погибнуть (картинка) Почему? Потому, что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.
Проводим эксперимент.
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо), Перо стало тяжелое, слиплись волоски. Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в подвижную игру, которая называется «Зимующие и перелетные птицы».
Если я называю вам зимующую птицу, вы приседаете, если называю перелетнуюптицу, вы бегаете по кругу и машете руками. Поиграем?
Дети. Да, конечно.
Воспитатель. Молодцы! Я знаю, как мы можем помочь Кузе и Лешику, нужно сделать кормушки для птиц. Лешик повесит их на дерево, рядом с берлогой и птицы и вернуться в лес.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? О каких птицах говорили сегодня? Почему надо помогать зимующим птицам?
Я уверена, что вы станете надежными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь им.
Используемая литература
Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. (электронный ресурс)
В.Н. Волочкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Воронеж 2008 г.
Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В.Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. (электронный ресурс)
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» - М.: ГНОМ и Д, 2008.