Конспект по познавательному развитию по теме: "Птички-невелички".
Конспект по познавательному развитию по теме: "Птички-невелички".
Конспект занятия по познавательному развитию по теме: "Птички-невелички".
Занятие предусмотрено для детей среднего дошкольного возраста. В интнресной игровой форме дети знакомятся с зимующими птицами, их повадками и особенностями поведения в зимнее время. В процессе занятия дети также учаться общаться со взрослыми и сверстниками через познавательную деятельность. Для занятия созданы интересные маски птичек-невеличек и рассказ воспитателя сопровождается яркими и интнресными иллюстрациями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ход непосредственной-образовательной деятельности.
Психологический настрой.
Дети приглашаются в музыкальный зал и знакомятся с присутствующими гостями.
2. Организационный момент.
Дети стоят воспитатель спрашивает:
Воспитатель: Ребята, вы все любите гулять? Давайте с вами сейчас отправимся в сказочный зимний лес.Для этого мы закроем глазки и мысленно превращаемся в лесу… Вот мы с вами и пришли в лес. (Слышится пение птиц).
Слышите, как поют птицы? Сейчас мы поговорим о них. Дети, вы любите отгадывать загадки? Если правильно отгадаете, то на экране появится изображение этой птицы. Послушайте.
Слайд-1-загадка
1. Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок
Слайд-2 картинка (воробей)
А сейчас нам расскажет стих про воробья Жора
«Воробей»
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
И глядит, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
Слайд-3- загадка.
Белый бок и длинный хвост,
Что за птица – вот вопрос? (сорока)
Слайд-4 картинка (сороки)
Стих про сороку расскажет Арсений
Не избавится сорока
От ужасного порока
Ищет мелочи везде,
Прячет в собственном гнезде.
Слайд 5 -загадка
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит (дятел)
Слайд 6 - картинка (дятел)
Слайд-7 –загадка
Красногрудый, черногрудый,
Любит ягодки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять(снегирь)
Слайд-8 картинка (снегиря)
Воспитатель: стихотворение о снегире расскажет вам Амирхан.
« Снегирь»
На веточке рябины
Как красный огонек,
Сидит снегирь веселый,
Расправив хохолок.
Он смотрит на тропинку,
Где девочка везет-
На санках свою куклу
И ягодки клюет.
Слайд-9-загадка
Хоть поменьше воробья
Не боюсь зимы и я,
Всем известная я птичка-
А зовут меня…….
Слайд 10-синица
Стих про синицу расскажут Ангелина и Полина.
«Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки-на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
4. Физминутка П/ игра « Птички-невелички»
Дети одевают маски птиц.
Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть в хороводную игру «Птички-невелички»
5. Актуализация
Воспитатель: Дети, каких птиц можно назвать зимующими? ( сорока, ворона, голубь, синица, воробей, снегирь, дятел). Зимующим птицам трудно находить корм зимой, надо им помогать. А как вы помогаете птицам?
Ответы детей: Развешиваем для них кормушки, насыпаем в них пшено, хлебные крошки, семена.
Слайд-11 Картинки с кормушками
(Воспитатель обращает внимание детей на слайды разных видов кормушек.)
Сейчас Даша расскажет стих « Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,горсть зерна нужна
Горсть одна-и не страшна
Будет им зима.
Ребята, обратите внимание, на столе стоят кормушки и в них есть еда для птиц, но она разная. В одной кормушке лежит сало, в другой семечки, а в третьей шишка с семенами. Наша задача определить, какая птица чем питается.
Игра « Найди правильно птичку».
( салом питается синица, семечками воробышек, сорока, а семенами шишек- клест).дети с птицей- клест не знакомы.
6. Восприятие и усвоение нового.
Ребята, семенами шишек питается клест.мы с вами с ней познакомимся.
Слайд 12- птица клест.
Птицу-клест всегда легко узнать по его клюву. Он похож на крестик.
Слайд 13- клюв клеста.
Такой клюв есть только у клестов ! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст . Никогда его с другими птичками не перепутаешь!
Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст !
Клест – это самая удивительная птица ! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Строят клесты свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов ! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!
Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!
А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дайте время малышу подумать и попытаться найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест , который приносит ей корм и заботится о ней.
Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная? (Пусть малыш попробует назвать полезные продукты, которые ему известны, и попробует догадаться, какие из них могут быть нужны маленьким птенчикам-клестятам):
«Что ты ешь по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с малышом). А клестятам тоже нужна каша, но другая - птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек! Знаешь ты такую кашу? Нет? Вот послушай, что это за каша и как растут маленькие клестята».
Наверное, Вы подумали, что раз клестята рождаются на свет в такой лютый мороз, то они одеты в очень теплую шубку как зайчики или белочки зимой? А вот и нет! Пух у них такой же как и у птенцов других птичек, которые весной вылупляются. И греет их только мама! Без мамы клестята пропадут! Мама так согревает своим тельцем гнездо, что в нем теплее, чем у нас с вами дома! Вот это да! Даже батарей или печки не надо!
Потом клестята подрастают, и мама ненадолго начинает вылетать из гнезда. Как же холодно тогда малышам! Они прячут голову под животик, чтобы не замерзнуть. А когда мама вернется, быстро отогреваются под ней. Кормит маму и детишек папа-клест. Он приносит семена ели, отдает их маме. А мама ими кормит своих малышей – клестят.
Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.
Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. Но как захочет пара вывести птенцов – улетает из стаи, гнездо делает и живет в нем. А как клестята подрастут, то возвращается семья с клестятами в общую стайку. Стайкой легче прокормиться и выжить в лесу.
7. Практическая часть.
Воспитатель: Зимой они любят клевать ягоды с деревьев. А на каких деревьях есть ягоды? (на рябине)
Слайд-14 Ветка рябины
- Я предлагаю вам нарисовать на готовой веточке рябины ягоды необычным способом - пальчиком. Пальчик макаю в краску, прикладываю на ветку рябины и оставляю след. И так несколько раз, чтобы получилось много-много ягод на ветке.
Перед тем как начать работу сделаем пальчиковую гимнастику.
Прилетайте птички!
Сала дам синичке,
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки голубям,
Эти крошки-воробьям.
Галки,да вороны, ешьте макароны.
Включить спокойную музыку!!!
(Звучит спокойная музыка, дети рисуют).
Воспитатель: Маленькие птички прилетели к нам,
Маленьким птичкам ягодки я дам.
(Сажаю на готовые ветки рябины силуэты птиц)
Включить пение птиц!!!
(Слышится пение птиц)
8. Рефлексивно-корригирующий этап.
Обратить внимание, чтобы дети правильно макали пальчик в краску, четко проговаривали названия птиц.
9. Заключительный этап.
Включить пение птиц!!!
(Слышится пение птиц)
Воспитатель: Слышите, как весело щебечут птицы, они рады, что вы им помогли выжить в такое холодное время года. Теперь мы будем продолжать с вами следить за тем, чтобы у наших пернатых друзей всегда был корм в кормушках, потому что их нужно беречь, так как они приносят пользу человеку. Тогда и птицы будут нам благодарны, и всегда будут радовать нас своим веселым пением.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в свой детский сад, закрываем глазки и оказываемся в группе. Молодцы, ребята, вы были активны, любознательны. Птички вам тоже приготовили витаминки. .А вам понравилась наша прогулка? Кому «да» поднимите красное сердечко, кому « нет» синее. Спасибо всем за внимание.