Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по окружающему миру по теме "Дикие животные зимой"»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Дикие животные зимой»
Цель: Закрепление у детей знаний об обитателях леса в зимнее время года. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные изменения в живой и неживой природе; 2. Закреплять у детей знания о признаках зимы; 3. Учить детей различать домашних и диких животных по внешним признакам; 4. Формировать у детей представления о жизни диких животных в зимних условиях обитания; 5. Развивать у детей мышление, произвольное внимание, произвольную память, развивать диалогическую речь; 6. Обогащать и активизировать словарь детей новыми существительными, прилагательными и глаголами; 7. Воспитывать интерес к новым знаниям; Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе; Предварительная работа: - Рассматривание иллюстраций, плакатов: «Зимний лес», «Дикие животные», «Домашние животные»; - Дидактические игры: Лото «Домашние и дикие животные», «Чьи следы?», «Чей домик?», «Кто как кричит?»; - Разгадывание загадок о зиме, о животных; - Чтение рассказов, сказок, разучивание стихотворений о зиме, о животных; Демонстрационный материал: - Иллюстрация «Зимний лес»; - Карточки с изображением обитателей зимнего леса, следов животных, жилищ. Ход занятия: (Дети сидят полукругом на стульчиках) Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Наступили холода, Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый - Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Дети: Зимой. Воспитатель: Дети, я предлагаю сегодня отправиться в зимний лес. Зимой в лесу очень холодно. Надо одеться тепло. Что мы оденем? Дети: Шубки, валенки, теплые носочки, шапки, рукавички. Воспитатель: Все вместе отправляемся в лес. Малоподвижная игра «Мы шагаем по сугробам…» Мы шагаем по сугробам. Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. (Ходьба друг за другом) Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. (Ходьба с высоким подниманием колен)
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали. (Приседания) Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём. (Ходьба на месте) Воспитатель: Вот мы и в лесу. Ах, как красиво, тихо в лесу! Какие красивые деревья стоят! Они оделись в белые мохнатые шубки и шапки! Белый снег искрится, блестит, переливается. (Воспитатель показывает иллюстрацию «Зимний лес» и рассказывает стихотворение) Чародейкою зимою, Околдован, лес стоит! И под снежной бахромой, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в лесу? Дети: В лесу нельзя кричать и бегать. Нельзя уходить далеко, потому что можно потеряться. Воспитатель: А кто в лесу живет? Как их можно назвать, одним словом? (Воспитатель поднимает карточки с изображением обитателей леса, дети хором называют их и обобщают животных одним словом – дикие). Воспитатель: На снегу в лесу можно увидеть много разных следов. (Воспитатель читает стихотворение) Красивы, быстры, грациозны, сильны - нашего леса дикие жители. Цепочкой по снегу петляют следы, может быть, вы, это видели. Картинку друзья, не спеша, рассмотрите. И на картинке - найдите знакомых зверей. Дидактическая игра «Чьи следы?» Цель: Закрепление у детей умений из существительных образовывать прилагательные. (Воспитатель показывает карточки с изображением следов) Следы лисы - (какой?) (Лисий) След волка - … (Волчий) След кабана - … (Кабаний) След лося - … (Лосиный) След мыши - … (Мышиный) След зайца - … (Заячий) След белки - … (Беличий) Физкультурная пауза "Лесные звери» Раз, два, три, четыре, пять - Как животных нам назвать? (Шагать на месте) С людьми они не знаются, В лесу живут, скрываются. (Хлопать в ладоши) По картинкам все их знают: (Сложить ладони в виде книжки) Волк, лиса, медведь и заяц. (Загибать пальцы, считая) Дом их - заросли густые. (Показать руками над головой крышу) Звери дикие, лесные. (Поднять руки, растопырив пальцы) Воспитатель: Ребята, а чем отличаются домашние животные от диких животных? Дети: Домашние животные живут дома. И кормят их хозяева. А дикие животные живут в лесу. И сами находят себе пищу. Воспитатель: Кто меняет шубки на зиму? Дети: Белки меняют серые шубки на рыжие, а зайчики серые шубки на белые. Воспитатель: А где живут дикие животные? Как называются их домики? Дидактическая игра «Чей домик?» Цель: Закрепление у детей знаний о жизни диких животных. (Воспитатель показывает «домики» животных) Волк живет – (В логово) Заяц живет – (Под кустиком) Мышь живет – (В норке) Белка живет – (В гнезде и в дупле) Лиса живет – (В норке) Медведь спит – (В берлоге) Ежик, крот, барсук – (Спят в берлоге) Воспитатель: Что-то стало холодать. Ветер сильный подул. Деревья качает. Дыхательное упражнение «Ветер» Цель: Укрепление у детей дыхательных мышц всей дыхательной системы. (Дети сидят на коврике, туловище расслаблено) - Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот; - Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; - Задержать дыхание; - Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Воспитатель: В лесу зимой очень холодно и голодно. Поэтому многие животные готовятся к зиме осенью. Белки сушат грибы, ягодки, орешки в своем гнездышке. Медведи много едят летом и осенью. Откладывают в бока много жира. А зимой они спят в берлоге, да лапу сосут. Зайцы питаются корой деревьев и кореньями растений. А лисы и волки охотятся за зайчиками и мышами. Лоси и олени питаются корой деревьев и мхом. Люди зимой подкармливают диких животных. Есть люди, которые поддерживают порядок в лесу. Их называют лесничими. Они устраивают для птичек в лесу птичьи столовые. А для лосей, оленей, зайчиков в лесу лесничие оставляют траву и сухой вкусный корм. Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться. Скоро стемнеет. Сегодня мы тоже оставим лесным обитателям гостинцы. Ребята, чем угостим животных? Дидактическая игра «Кто что ест» (воспитатель показывает карточки с изображением продуктов) Медом угостим? - (Медведя) Капустой и морковкой… - (Зайчика) Рыбой… - (Лису и волка) Сыром… - (Мышку) Травкой… - (Лося и оленя) Яблоком…- (Ежика) Рефлексия: Кто живет в лесу? Как лесным животным живется зимой в лесу? Чем питаются лесные обитатели? Кто подкармливает животных в лесу? Как называются жилища у животных? Кто меняет шубки? Кто зимой спит?