Конспект открытого занятия Тема: "Волшебная гжель" по дополнительной общеразвивающей программе"Русские узоры"
Конспект открытого занятия Тема: "Волшебная гжель" по дополнительной общеразвивающей программе"Русские узоры"
Занятие разработана для дете начальной школы, цель моего занятия : Закрепление и применение полученных знаний через выполнение практических заданий по теме "Волшебная гжель"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предварительная работа: проведено ряд занятий по гжели
Оборудование:
Для обучающих:
гуашь
модель для росписи "подарочная коробочка"
кисти №2, №3
баночка с водой, клеенка на стол
лист бумаги и шаблон коробочки
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
Для педагога:
предметы народного прикладного искусства "Гжель" (тарелки, статуэтки, чашки), открытки, репродукции
плакат "Гжель"
презентации "Волшебная гжель"
образец расписанной коробочки
Обоснование актуальности данной работы
Воспитание интереса и любви к искусству своего народа, а также чувства ответственности у детей за сохранение и развитие художественных традиций - важная составляющая патриотического и художественного воспитания обучающихся
Очень важно в детях пробудить желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное в подарок. Роспись подарочной коробочки формирует у обучающихся усидчивость, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели. Дети развивают навыки работы с художественным материалом и развивают художественный вкус, творческие способности, знакомятся с историей развития гжельской росписи, с техникой исполнения.
Ход занятия:
1. Вводная, организационная часть (слайд 1,2)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы вновь поговорим с вами о промыслах Гжели. На предыдущих занятиях мы получили самые общие представления о данном виде народного помысла и его истории. Пробовали рисовать элементы гжельской росписи. Эту роспись в народе называют волшебной. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Правильно, сегодня мы с вами отправимся в "Мир сказочной Гжели". Мы узнаем волшебство гжели и распишем коробочки для подарков. Тема нашего занятия "Волшебная гжель (слайд 3)
2. Основная часть
- Ребята, а за что Гжель нравится всем? Чем она отличается? (ответ детей) Да правильно!
(Прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело - синий)
- Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись !
-И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
- Ребята, давайте с вами вспомним где и когда зародился гжельский промысел? (ответ детей) Да правильно!
- Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город Гжель, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Земли в этой местности были не плодородные, но зато было много белой глины (слайд 4)
-Ребята а знаете, что делали гжельские мастера из глины? (ответ детей). Правильно они делали посуду.
-В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству посуды. (слайд 5)
- Что это за слово такое ГЖЕЛЬ?
- Вслушайтесь в слово "гжель"…Какое похожее по звучанию слово приходит вам на ум? (жечь). Почему именно это слово созвучно гжели?
- Улавливаете в его звучании что-то общее со словами "жечь", "обжигать"? (ответ детей)
-Конечно, глиняную посуду обжигали в печи, закаливали, и она становилась звонкой и прочной, отсюда и "гжель"
- А вы знаете, что в гжельской росписи есть своя особая технология, свое волшебство?
(слайд 6) Формовочный цех.
(слайд 7)Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы.
(слайд 8)Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.
(слайд 12)Каждое изделие мастер расписывает вручную
(слайд 13)Купание изделий в глазури
(слайд 14)Завершается процесс изготовления гжельской керамики обжигом. T= 1350 С.
(слайд15)-Глазурь состоит из стекловидного порошка, размешанного в воде. Во время обжига крупинки глазури плавятся и покрывают весь сосуд ровным прозрачным слоем. Он становится гладким и блестящим. А цвет меняется, потому что температура обжига достигает 1350 градусов.
- Ребята а где же волшебство?
- Что необычного произошло? (ответы детей)
Покрытые фуксином и глазурью изделия при обжиге становятся белыми и глянцевыми, а розовый цвет фуксина пропадает. Рисунок наносится сине-черной кобальтовой краской, которая при обжиге превращается в сине-голубую. Основной цвет гжельского промысла – синий на белом фоне. (слайд16)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Повторение пройденного материала
-Ребята, назовите мне, пожалуйста, элементы гжельской росписи, с которыми вы уже знакомы (ответы детей).
Элементы росписи:
(слайд 17) Линии и точки
(слайд 18)Бордюры
(слайд 19)Капельки
Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.
(слайд 20)Агашка – гжельская роза Синяя роза – один из главных мотивов росписи.
Пришло время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия народных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны.
Тренировочные упражнения по развитию кистевого письма (вместе с детьми преподаватель на бумаги изображает те элементы которые называют ребята ). (слайд 21)
Самостоятельная работа.
- Сегодня мы опять превратимся в гжельских мастеров. Нашей задачей на сегодня будет расписать коробочку для подарка. Но прежде, чем мы приступим к работе, подумайте какой узор, можно будет изобразить на ваших коробочках. Кто не совсем готов нарисовать сразу на коробочке, потренируйтесь вначале на листочках, которые лежат перед вами.
Самостоятельная работа.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Посмотрите, какие у нас получились замечательные коробочки. Вы все молодцы!
Выставка работ. - Давайте, ребята, посмотрим на наши коробочки для подарка и скажем, все ли коробочки у нас расписаны одинаково? - А на каких коробочках узор получился самый необычный, самый яркий, с самым «легким» украшением?
Рефлексия
- В конце нашего занятия мне бы хотелось, чтобы каждый из вас закрасил кружочек под капельками, которые вы видите перед собой, определив свои впечатления о занятии. На этом наше занятие подошло к концу.