Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «В гостях у Гжельской красавицы»»
Конспект
открытой НОД
по теме «Гжель»
Воспитатель:
Суханова Светлана Николаевна,
ВКК
Барабинск
2017
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области
Тема: Итоговое занятие – развлечение
«В гостях у Гжельской красавицы»
Задачи: обобщить представления детей по теме «Гжель», закрепить знания об элементах росписи и умения рисовать гжельские узоры; формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – нарядное платье для гжельской красавицы.
Материал: изделия гжельских мастеров, обучающие плакаты, выставка детских работ по теме «Гжель», контурное изображение из фанеры русской красавицы в рост человека, бумага круглой формы по числу детей , гуашь синяя, кисти, палитры, салфетки, запись русских народных песен, запись голоса гжельской красавицы, видеозапись «Сказочная Гжель».
Выставка гжельских изделий оформлена в виде гостиной комнаты.
Ход занятия:
Дети при входе в группу здороваются с гостями.
Воспитатель: - Дети , посмотрите сколько много собралось гостей. Мы все такие нарядные! Ведь всех нас пригласили в гости. А кто, догадайтесь сами. (идет видео ряд о Гжели , на его фоне читается стихотворение) (Дети стоят возле телевизора)
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста - взял белизну просторов зимних, русских.
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады.
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем.- (дети говорят Гжель)
Воспитатель: Догадались, кто нас в гости пригласил? Нас ждёт хозяйка народного промысла, волшебной сине-голубой росписи - Гжель.
Она приглашает всех в гжельскую светлицу.
-Как красиво! И стол накрыт. Только где же хозяйка? Покажись нам, гжельская красавица!"
Пока хозяйки нет, давайте все внимательно рассмотрим.
Какую посуду вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).
- Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).
- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне. А как называется эта посуда? (Гжельская посуда).
- Почему ее так называют? (Ответы детей).
- В чём особенность гжельской посуды? (Её расписывают только синей краской. Придают посуде причудливые, необычные формы – например, в виде разных животных.)
- Из каких элементов состоит гжельская роспись?
Капелька: Она напоминает дождевую
каплю или лепесток ромашки, может
иметь прямую или наклонную форму.
Бордюры и сеточки: Это полосы,
выполненные с использованием тонких,
широких, прямых и волнистых линий,
точек и сеточек.
Простые растительные узоры:
Веточки, листочки, усики, цветочки.
- А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще, гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир.
Играет музыка. Появляется красавица Гжель. (Появляется контурное изображение русской красавицы, но на платье узоров нет.)
Воспитатель. Что случилось, красавица Гжель? Где же наряд твой праздничный?
(аудиозапись)Гжель. Позавидовала Зимушка-Зима убранству моему сказочному, ведь ее время сегодня заканчивается, и похитила все узоры гжельские с платья моего! Какая я теперь Гжель, кто узнает меня? Как я людям покажусь? Найдутся ли мастера, чтобы помочь моему горю?
Воспитатель. Дети, что же делать? Как помочь красавице Гжели? (ответы детей)
Не печалься душа - девица, не кручинься, не перевелись ещё на Руси мастера! Наши юные умельцы-гжельцы нарисуют тебе платье еще лучше прежнего!
-Выбирайте детали костюма и украсим их гжельской росписью. (шаблоны лежат на столике). Дети садятся за столы.
- Давайте вспомним правила рисования краской: кисть нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным за «рубашечку»). Отжимать лишнюю воду о край баночки. Для того чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат наконечником вверх и касаются бумаги концом кисти. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз.
- Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:
Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).
Побежала наша кисть. (движения убыстряются)
А потом, а потом (держим кисточку вертикально)
Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).
- Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. (таблички на столах) Можете приступать к работе.
Самостоятельная работа детей
(Дети самостоятельно работают под музыку.
Что вам больше всего нравится в гжельской
росписи? Какой элемент на ваш взгляд
самым легким? Какой самым трудный?
Напомнить, что начинать лучше с самых
больших элементов узора.)
Звучит песня «Гжель», красивая мелодия
Пусть наши работы немного подсохнут,
а мы для красавицы Гжели покажем этюд.
Ребёнок 1: Мы – дети 21 века, века технологий, и успеха,
Интересуемся историей России, а также – Гжелью васильково – синей!
Ребёнок 2: Хотим о промысле народном всё узнать,
Стать тоже Мастерами, узоры рисовать!
Воспитатель: Неужели? В самом деле? А что вы знаете о Гжели?
Ребёнок 3: Знаем мы легенды, сказки о чудесной синей краске,
Одну хотим вам рассказать, да в движеньях показать!
Этюд «Ожившая легенда»
1.Глину белую месили, из неё горшки лепили-
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
2.Синим небом любовались, облака в реке купались –
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
3.Речку Гжелку увидали, волны кистью рисовали!
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
4.Мы цветочки собирали, кистью их нарисовали -
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
Хором: Расцветает всем на диво синеокая Россия!
Очень рада детвора! Гжельским Мастерам – Ура!
И в ваше время Гжель живёт, прославляет весь народ!
Воспитатель: Русские Мастера умели трудиться, и умели они хорошо веселиться!
Как говорят в народе: Делу время – потехе час! Поиграем мы сейчас!
Хороводная игра «Золотые ворота»
Воспитатель: Пришло время нарядить
Нашу красавицу Гжель.
(Дети закрепляют рисунки
на платье Гжели )
Все любуются результатами
коллективного труда.
Ребята, за что нас можно похвалить?
Гжелочка, а тебе нравится новый наряд?
(аудиозапись)Гжель
Ай, спасибо, мастера,
за вашу работу, за старания,
Мой наряд стал еще лучше, чем был.
Р 1: Тебе, Гжель, спасибо за встречу!
Мы много увидели, много узнали!
Стали мы тоже Гжельскими мастерами!
Труд мастеров научились ценить,
Гжель голубую всем сердцем любить!
(аудиозапись)Гжель: Пусть Красота на Руси будет вечна! А всех приглашаю на чай я сердечно!
Сюрпризный момент: раздача детям и гостям конфет в бело - голубых фантиках.