Зайчонок. Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель. Ребята, давайте поможем зайчику. Как вы думаете, где может жить зайчиха? (Ответы детей.) Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Я предлагаю вам пойти в лес и помочь зайчишке найти его маму.
Педагог с детьми отправляются «в сказочный лес» — идут к панораме сказочного леса.
Педагог читает стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»:
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней —
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Воспитатель. Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? (Ответы детей.) Не слышны голоса птиц. Почему?
(Они и улетели). Чем питались птицы летом? Что произошло осенью с растениями и насекомыми? (Ответы детей) Сначала улетели те, кто питался насекомыми: ласточки, стрижи.
После ласточек улетели птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле - журавли, грачи. Последними, улетают утки и гуси. Все эти птицы как называются? (перелетные).
Почему они так называются?
Некоторые птицы остались и будут зимовать в лесу, они усиленно кормятся и делают запасы. Под ногами шелестят осенние листья. Ой, кто же это шевелится в листве и фырчит? Это же ежик!
Зайчонок. Здравствуй, ежик, ты не видел мою маму-зайчиху?
Ежик. Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу - червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в гнезде.
Воспитатель. Ежик, мы не будем тебе мешать.
Дети прощаются с ежиком. Педагог обращает внимание на белочку.
Зайчонок. Здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму-зайчиху;
Белочка. Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо ношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев, высохнут, и зимой их можно будет кушать.
Воспитатель. Белочка, тебе зимой в лесу холодно?
Белочка. Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет теплым, и из рыжего превратится в серый. А хвост у меня как парашют, распушу его и плавно опускаюсь на ветку. В ветреную погоду, я сажусь спиной к ветру и закрываюсь. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.
Зайчонок. Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!
Воспитатель. Мы отправляемся дальше на поиски мамы зайчонка. Дети, а как вы думаете, кто еще живет в. лесу? (Ответы детей.)В лесу живут медведи, волки, лисы...
Зайчонок. Ой, я очень боюсь лисички, она может меня с
Воспитатель. Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.
Зайчонок. А вон и мама моя! Мама!!!
Зайчиха. Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.
Зайчонок. Я заблудился, а ребята помогли мне. Я очень боялся встретить лису или волка.
Зайчиха. Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.
Воспитатель. Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?
Зайчиха. Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый, зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.
Дети прощаются с зайчихой и зайчонком и идут дальше.
На ветвях дерева стрекочет сорока.
Воспитатель. Здравствуй, сорока! Как нам выбраться из леса?
Сорока. Не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? Чем питался все лето и осень? На зиму он не делает запасов. Как вы думаете почему?.-Где всю зиму спит медведь? (Ответы детей.) Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест — запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.
Воспитатель. Дети, а как зимуют волк и лиса?
Сорока обобщает ответы детей: «Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу — различных грызунов».
Воспитатель. Мы с вами видели много зверей. Все они разные, но почему их назвали одним словом? Что у них общего?
Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем мешать. Сорока, зимой, когда будет холодно, прилетай к нам в детский сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.
Сорока. Спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.
Используемая литература:
И.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»