Образовательные задачи. Формирования представлений о звуках речи,
Понятии «звук». Формирование понятия о слове. Формирование умения
выполнять упражнения по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Развитие фонематического слуха умения, артикуляционного аппарата, умения узнавать звук [ы], различать произношение «громко», «тихо», узнавать звук [ы] в конце слова в ударной позиции, определять наличие звука [ы] в слове. Формирование представления о том, что звуки бывают короткими и длинными.Дифференциация звуков [ы] с [э].
Воспитательной задачи. Воспитание учебного поведения и навыков различия полов, сотрудничества.
бегемот, корова, кот, медведь), игрушки большой и маленький пароход, картинки по количеству детей со звуком [ы] (часы, шары, сыры, цветы, бананы, коты, слоны) мягкие игрушки крысы и мыши, распечатанные на листках шары (на каждого ребенка): красный, зеленый, синий, желтый.
1. Организационный момент. Педагог предлагает детям сесть на
стульчики. Продолжаем изучать звуки.
Педагог. Ребята, мы с вами прошли уже много звуков. Давайте вспомним их.
Педагог показывает условные картинки со звуками: а, о, и, у, э.
Пальчиковая гимнастика на звуки [А], [О], [И], [У], [Э].
Педагог. Вы отлично справились с этим заданием! Эти звуки длинные или
короткие?
Дети. Длинные.
Педагог. Верно, длинные, а еще они поются. Сегодня мы познакомимся еще с
одним длинным звуком. Это звук [ы].
2. Знакомство со звуком [ы]. Педагог приглашает детей в круг. Под тканью спрятаны игрушки. Подойдите тихо на носочках, чтобы не испугать наших гостей.
Педагог. Ребята, посмотрите кто у нас в гостях спрятался? (открывает ткань – это маленькая мышь и большой крыс.)
Приветствие. Ты мальчик,
Ты девочка,
А вы гости.
Мы рады,
Милости просим!
Дети проходят на стульчики.
Педагог. На большом пароходе к нам приплыл крыс (он мальчик), на маленьком пароходе приплыла маленькая мышь (она девочка)
Педагог. А на чем они к нам прибыли?
Дети. На пароходах.
Педагог. Правильно. Молодцы!
3. Игра «Как гудят пароходы?».
Педагог распределяет детей в два круга (мышь и крыс)
Педагог. На маленьком пароходе приплыла маленькая мышь. Если я присяду, то вы гудите звук тихо. «Маленький пароход», поёт свою песенку вместе с вами и гудит тихо «Ы-ы-ы». (звук произносим 3 раза с маленькой мышкой). Если я потянусь и подниму руки, поём песенку громко, «Ы-ы-ы» (звук произносим 3 раза с большим крысом).
Педагог. У вас очень хорошо получилось. Молодцы!
4. Подвижное упражнение «Накорми гостей». Педагог предлагает детям выйти на
середину группы.
Педагог. Ребята мышь и крыса шепчут мне на ушко, что с дороги они
проголодались.
Педагог ставит две тарелочки на стол, напротив мышей и раскладывает игрушки-муляжи два сыра и грушу.
Педагог. Кто знает, что больше всего любят эти животные?
Дети. Сыр.
Педагог. Верно, сыр.
(Дети должны сделать выбор в пользу картинок с сыром и положить в
тарелочки)
Педагог. Молодцы! Грушу наши гости не едят.
5. Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки». Развитие артикуляционного аппарата.
Педагог. Наши гости поели и не знают о том, что нужно чистить зубки.
Педагог. Мы научим их?
Дети. Да!
Педагог. Зубки нужно чистить дважды. (тянем окончание [ы])
Педагог. Молодцы! У вас хорошо получилось упражнение.
Педагог берет игрушки и подносит к ушам.
Мышь и крыс сказали мне на ушко, что хотят с вами поиграть. Вы хотите?
Дети. Да!
6. Упражнение на координацию речи с движением «Мышки» (дети повторяют слова за педагогом, делая вдох перед строкой)
Вышли мыши как-то раз. (ходьба на месте)
Посмотреть который час. (повороты головой вправо-лево сделать из пальцев
очки)
Раз, два, три, четыре — мыши дернули за гири. (хлопки над головой в ладоши)
Вдруг раздался страшный гром -(приседаем и руки опускаем вниз)
Убежали мыши вон. (бег на месте)
Педагог. Тихонечко на носочках бежим домой.
7. Упражнение «Повтори за мной!». Уточнение произношения звука [ы].
Педагог предлагает детям, сесть за столы, на которых лежат шары (красного, синего, желтого, зеленого цвета по количеству детей) и предлагает выбрать картинку для украшения.
А у нас в руках шары.
Ы-ы-ы! Ы-ы-ы!
Для веселой детворы.
Ы-ы-ы! Ы-ы-ы!
Кто украсит мне шары?
Ы-ы-ы! Ы-ы-ы!
Жду от детворы!
Каждый ребенок украшает шар, накладывая на них картинки со звуком [ы] (часы, сыры, цветы, бананы)
Педагог. Что у тебя на картинке?
Дети. Ответ детей.
Педагог. Вы украсили шары картинками со звуком [ы].
Педагог. Молодцы!
Педагог. Вы отлично справились с заданием. Какой звук произносили?
Дети. Ы-ы-ы.
Педагог. Молодцы!
8. Подведение итога занятия.
Педагог. Наши гости шепнули мне на ушко, что им пора домой.
Педагог. Дети как гудел маленький пароход?
Дети. Тихо ы-ы-ы.
Педагог. Кто к нам приехал на нём?
Дети. Маленькая мышь.
Педагог. Куда посадим маленькую мышь?
Дети. На маленький пароход.
Педагог. Как гудит большой пароход?
Дети. Громко ы-ы-ы.
Педагог. Куда посадим большого крыса?
Дети. На большой пароход.
Педагог. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети. Со звуком [ы].
Педагог оценивает работу детей.
Педагог. Скажем вместе до свидания!
Дети. До свидания!
Просит детей встать в круг
Педагог. Вы сегодня молодцы! Девочки – красавицы, мальчики – удальцы!