Костюмы: кепки, юбки и т.д; канат; материалы на воздушную струю, стаканы с трубочками; карточки-задания; фишки; игрушки морских обитателей; ракушки; камушки, караблики; органза – имитация воды; воздушные шарики; музыкальная композиция; ИКТ итп.
Ход занятия:
I. Организационный этап.
Логопед. Ребята, давайте станем в круг возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, на гостей и поприветствуем их на нашем корабле.
А перед тем как отправиться в дальнее плавание к волшебному острову и лазурному берегу, нам нужно немножко размяться.
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Общее расслабление, развитие общей и мелкой моторики «Рыбка»
Глаза есть, но не мигает,
Крылья есть, но не летает.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Дети садятся на свои места)
Логопед. Ребята, нам разминки маловато, чтобы добраться до лазурного берега. В морях и океанах бывают препятствия в виде айсбергов и рифов, а у нас препятствия - это задания из волшебного сундучка.
За правильное выполненные задания вы будете получать маленькие кораблики и домики. А для чего они нужны, вы узнаете, когда мы доберемся.
2.Развитие артикуляционной моторики
Логопед. Для начала, мы должны узнать погоду и направление пути:
Посмотри направо,
Посмотри налево,
Посмотри на небо – нет ли туч,
Погляди вниз на дорожку – нет ли луж.
Ничего не нашел, домой пришел и в море пошел.
3.Работа по развитию дыхания и голоса.
Логопед. Сейчас мы превратимся в «ныряльщиков» и спустимся под воду.
- Вдох через нос («нырнули»), выдох через рот («вынырнули») – 2 раза.
- И, наконец, отправимся в путь, устроив бурю. («Буря в стакане»)
Поплыли.
II. Практический этап - основная часть.
1. Игра « Найди рифму» Развитие фонематического слуха.
ЗВЕРЕК: акуленок, хорек, слоненок.
МЫШКА: норка, горка, шишка.
ТАРЕЛКА: чашка, стрелка, ложка.
2. Игра «Назови ласково» ед.ч. (У каждого ребенка по морскому обитателю)
Крокодил – крокодильчик
Осьминог – осминожек
Рак – рачок
Скат – скатик
Дельфин – дельфиненок
Акула – акуленок
Черепаха – черепашенок
Краб – крабик
Пингвин - пингвиненок
3. Игра «Сосчитай ракушек» (счет от 1 до 8, согласование существительных с числительными) (У каждого индивидуально)
Одна ракушка
Две ракушки
Три ракушки
Четыре ракушки
Пять ракушек
Шесть ракушек
Семь ракушек
Восемь ракушек
Физминутка
«Пальчиком на спине»
По парам каждый ребенок рисует на спине у своего товарища рисунок: волны, солнце, после поворачиваются и меняются ролями. Под музыкальное сопровождение.
4. Игра «Исправь ошибку» (согласование окончаний по смыслу)
1) У кота пушистая хвост.
2) Яблоко лежит над деревом.
3) Зима наступит после весны.
4) Разбойница порезал яблоко.
5) Синяя шар летит по небу.
5. Игра «Чего не стало?» (фронтально, кто больше ответит)
(раскладываем игрушки и закрываем глаза, убираем игрушку – ответы детей в Р.п. )
6. Логопед достает из сундука «берег».
Логопед. Наконец-то, мы приплыли к нашему побережью.
Ребята, возьмите свои кораблики с замками и подойдите к лазурной воде. Замки нужно расставить по берегу (по краям), а кораблики нужно пустить в свободное плавание, но мешают большие камни и рифы, их нужно собрать, кроме мелких. Под музыкальное сопровождение.
IV. Итог. Оценочный этап.
Логопед. Вот подошло к концу наше путешествие. Мы выполнили все задания и нужно возвращаться домой, только не на корабле, а на воздушном шаре.
Я называю имя ребенка и звук, каждый берет тот шарик, цвет которого совпадает с цветом обозначающий данный звук.
Самоанализ детей. Что вам особенно понравилось? Какое задание было интереснее?
Какое задание больше запомнилось мальчикам, а какое девочкам?