-познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.
-формировать элементарные представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других;
-учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой;
-закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Материал: смайлики с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная), Плакат «Правила этикета и культуры общения».
Литература: книги К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», О. Дриз «Про веселый пирожок», В. Осеева «Волшебное слово».
Предварительная работа: Беседа о правилах этикета и культуры общения, заучивание стихотворений о вежливых словах. просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила», настольно-печатная игра «Уроки этикета».
Ход:
Воспитатель: Ребята, я вам прочту стихотворение, а вы попробуйте назвать тему нашего занятия.
Что такое «этикет»? Мы сейчас дадим ответ. Это правила такие, Надо знать их с малых лет!
Что сказать, когда войти, Как в гостях себя вести, Что с волшебными словами Делать дома и в пути.
Если вежливыми стать И воспитанными быть, То всегда и всюду будут, Уважать вас и любить!
А вы знаете, что такое этикет?
Дети: Правила вежливости и культуры поведения.
Воспитатель: Молодцы! Темой нашего занятия будут вежливые слова и вежливое поведение. А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком?
Дети: Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если что-то пообещает, то обязательно сдержит свое слово.
Воспитатель: Правильно! Сейчас предлагаю игру «Доскажи словечко» 1. Зазеленеет старый пень, когда услышит ( «добрый день») . 2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого ( «спасибо»). 3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») . 4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») . 5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») . 6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»). Воспитатель: Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день, спасибо, простите, пожалуйста и т. д.? Дети: Вежливые, волшебные слова. Воспитатель: Где необходимо соблюдать правила поведения.
Дети: В детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице, дома.
Воспитатель: Игра «Веселые да-нет». Я буду называть вам ситуации, а вы будете поднимать красный флажок если не согласны с моим утверждением, а синий – что вы согласны с ним. Никогда не делись игрушкой с другом. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается. Не старайся всегда быть первым. Злись и завидуй, когда проигрываешь. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно. Никогда не уступай, спорь по пустякам. Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других. Умей принять помощь, совет и замечание друга. Если друг попал в беду, не помогай ему. Решай споры словами, а не кулаками. Воспитатель: Ребята, скажите, чтобы у Вас было много друзей, что не надо делать?
Дети: Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай прозвищ. Не толкайся и не дерись.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнём.
Физкультурная минутка:
Рано утром мы проснулись, потереть глаза кулачками
Сладко, сладко потянулись! потянуться вверх
Чтобы сон ушел – зевнули зевают
Разбудил нас бег на месте, «бегут»
В ванну побежали вместе «рисуют» прямоугольник в воздухе
Умывались и плескались, имитируют движения умывания
Зубы вычистить старались, «чистят» зубы
Причесались аккуратно, «причесываются»
Приоделись все опрятно. проводят руками по телу-«одеваются»
Не хотим мы больше спать грозят пальчиком
Будем весело играть!!! хлопают в ладоши.
Воспитатель: Я подготовила вам неприятные слова. Вы сможете превратить их в приятные, хорошие, добрые? Дети: Да!
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворения о вежливых словах.
Мне говорить совсем не лень
Своим знакомым: «Добрый день!»
А вечером при встрече
Скажу я: «Добрый вечер».
Если наступил на ножку Хоть случайно, хоть немножко, Сразу говори: «Простите» Или лучше – «Извините».
Если бабушка с утра Пирожок тебе дала, Ты возьми, скажи «Спасибо» — Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье, Уходя, всем «До свиданья». Другу уходить пора – Скажем мы ему «Пока».
Ребята, о чем мы сегодня разговаривали?
Дети: О вежливом поведении и вежливых словах.
Воспитатель: Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость. Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!