Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект
ООД по образовательной области «Речевое развитие»
в средней группе (4-5 лет)
"Приключение в весеннем лесу"
Провела:
Воспитатель Царева Т.Н.
Дата проведения:
Март 2022г.
г. Новочебоксарск. 2022 г.
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных
Задачи:
Образовательные
Учить использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Продолжать учить определять и называть местоположение (слева, справа, за перед, под, между, рядом, около).
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний, совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую речь. Продолжать учить рассказывать по картинке.
Расширять представления о диких животных, группировать по определенным признакам
Развитие навыков совместной работы, умения ввести диалог. Развитие активного мышления, внимания
Воспитательная
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, бережно относиться к животным.
Материалы: мультимедийная установка, изображения животных.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним. Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц». Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя». Дидактические игры: «Чей это домик?», «Кто что делает?», «Угадай по силуэту», «Чей малыш?».
Последовательность методических приемов:
1 часть:
1.игровая ситуация «Солнце прячется
2.игровая мотивация «путешествие в лес»- в поисках весны
2 часть:
3. Игровой задание «Узнай по силуэту»- закрепление знаний о диких животных
5.Игровой задание «Чей малыш?»- подбор слов, обозначающих детенышей животных
6. Игровое задание «Прятки»- подбор предлогов
7.Физкультминутка
8. Игровое задание «Кто где живет?»- согласовывание существительных с предлогом
9.Игрвое задание «Чей хвост?» - построение грамматической конструкции существительных
10.Игровое задание «Кто что делает?» - подбор сказуемых
11.Составление рассказа по сюжетной картине
3 часть:
12.завершение игровой мотивации- появляется солнце
13. Чтение заклички
14. подарки от весны
Итог образовательной деятельности
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года, какая погода на улице?
Дети: Весна! Светит солнышко, погода хорошая, ясная, на улице тепло. (Слайд№1 Солнышко)
Воспитатель: Вот и нам в гости заглянуло солнышко. Ой, куда же оно исчезло? Ведь без солнца к нам и весна не придет, и птицы, и звери замерзнут без солнца! А весной просыпаются многие животные. Я предлагаю вам отправиться в лес, найти весну. Вы согласны? закрыли глаза, покружились, покружились и в лесу мы очутились.
Воспитатель: в лесу темно – ничего не видно, даже животных не видно.
Посмотрите, из-за того, что солнце исчезло мы не можем разглядеть ничего. Ребята, давайте попробуем отгадать животных по силуэту.
(Д/и «Угадай по силуэту»)
Воспитатель: Тихо-тихо в лесу. Скажите, какие звери живут в лесу?
Дети: В лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик, медведь.
Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Молодцы. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят.
Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.
Воспитатель: Животные все отличаются друг от друга. Поиграем опишем какие наши звери. Вот , Максим, какая лиса? (просит детей рассказать о волке, зайце, белке, лисе). (Игра с мячом)
Дети: Лиса хитрая, пушистая, красивая, и. т.д.
Воспитатель: если у зайца длинные уши – она какой? (длинноухий), а если коротки хвост (корткохвостый), если заяц всего боится -он какой (трусливый); медведь большой. нерасторопный – какой он (неуклюжий), если у волка острые зубы-он какой? (зубастый).
Воспитатель: Звери в темном лесу потеряли своих детенышей. Поможем зверям найти своих деток? (Игра настольно-печатная «Чей малыш?»)
Дети: У лисы -лисята; у волка - волчата; у белки -бельчата; у зайца - зайчата. (Изображения животных).
Воспитатель: Нашлись детеныши-непоседы. Они разыгрались и спрятались. Найдите на картинках куда спрятались зверята.
(Дети проходят за столы, достают картинки и рассказывают- предлоги)
Игра «Прятки».
Воспитатель: Послушайте, как правильно нужно рассказать, где спрятались малыши.
- Я нашла зайчонка. Он спрятался в траве.
(Ответы детей.)
- Молодцы ребята! Помогли животным отыскать в лесу их детёнышей. Посмотрите кто к нам на встречу идет. Это лосенок с лосихой (на экране появляется изображение). Они хотят нам рассказать, как ходили на водопой.
Физкультминутка: «На водопой».
Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом,
За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),
За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),
За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),
За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),
За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),
Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).
Воспитатель: Ребята, а правда, что заяц живет в норе?
Дети: Нет. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой.
Воспитатель: А давайте расскажем кто где живет.
Игра « Кто, где живет? »
Дети: Лиса живет в норе.
Белка - в дупле.
Медведь зимой спит в берлоге.
Волк живет в логове.
Еж спит в норе
Воспитатель: Молодцы! Правильно рассказали. Поглядите, а чей это хвост виднеется? Помогите отгадать пожалуйста.
Д/и «Чей хвост?»
Дети: Это хвост лисы, лисий. (волчий, заячий, беличий, медвежий). А у ежа? (у ежа нет хвоста).
Воспитатель: Собрались звери весну звать, но для того чтобы солнышко появилось, оно просит рассказать что они в лесу делают. Посмотрите на полянку вышли все звери. Расскажите, что вы видите (Рассказ по картинке. Воспитатель озвучивает образец построения предложения и передает массажный мяч. Дети по очереди говорят предложения).
Воспитатель: Кто хочет рассказать по картинке? (рассказывают дети по желанию). Как можно назвать картину?
Примерный рассказ:
Наступила весна. Снег начал таять. Медведи вылезли из берлоги. Птицы начали вить гнёзда. Появились первые цветочки. Ёжик проснулся после спячки. Зайцы встретились на поляне. Звери радуются весне.
(Слайд№) Появляется солнце.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вот и солнышко вернулось на полянку в лес, значит весна вступит в свои права. Солнце согреет нашу землю и все живое на ней.
Все вместе читают весеннюю закличку:
Весна-Красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день.
Звери решили отблагодарить вас и приготовили вам раскраски, вы раскрасьте своих животных, и мы устроим выставку.
А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. 1, 2, 3 – повернись в детский садик возвратись. Вот мы очутились в группе. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем оно понравилось? О ком мы говорили? О каких животных? Каким одним словом мы можем их назвать? Что мы узнали о животных? Какие игры мы с вами играли?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
«От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ под редакцией Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Мозаика-Синтез. Москва. 2020 г.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.
Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. Москва, 2016г
Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспект занят., метод. Рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.