Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Здравствуй, весна!» Цели: - развивать способность слушать понимать рассказ взрослого о весне; сосредотачиваться при рассматривании картин; - слушать, не отвлекаясь, небольшое стихотворение; - отвечать на вопросы по содержанию картины-аппликации; - развивать сенсорные представления; находить геометрические фигуры, подходящие по форме к контуру; - формирование фонематического компонента, различение близких по звучанию звукоподражаний: «чик – чирик» и «чив – чив – чив». Материал: картина «Весна»; весенние листочки на каждого ребёнка; пособие «Воробей», «Ласточка»; картина «Ранняя весна» (раскрашенная и на черно-белой основе); цветные детали к картине. Ход занятия 1. Организационный момент. Пальчиковая игра «Пошли пальчики гулять» Пошли пальчики гулять, (руки сжаты в кулаки, большие пальцы «бегут» по столу) А вторые догонять. (по столу «бегут» указательные пальцы) Треть пальчики бегом, (средние пальцы) А четвертые пешком. (безымянные пальцы) Пятый пальчик поскакал (касаться стола ритмично обоими мизинцами) И в конце пути упал. (хлопнуть кулаками по столу) После игры предложить детям посмотреть в окно. Обратить внимание на то, что ярко светит солнце, на дорожках появились лужи – пришла Весна! 2. Основная часть. Воспитатель предлагает рассмотреть картину. Рассказ воспитателя по картине. - Светит яркое солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Появились большие лужи. Стало тепло. Прилетели птицы. Девочка Катя смотрит на птиц и машет им рукой. Весело чирикают птички. Мальчик Коля сделал из бумаги лодочку и пустил её по воде. Лодочка поплыла. Коле было весело. (Вопросы по содержанию картин) · Что делает мальчик Коля? · Что делает Катя? · Что вы видите ещё на картине? (воспитатель читает стихотворение и показывает по картине). · Солнце ласково смеётся, Светит ярче горячей, И с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. (Звучит весенняя музыка. Под музыку входит Весна). Весна: Здравствуйте, дети! Дети: Здравствуйте! Весна: Я пришла, Весна – красна, Солнце радость принесла. С тёплыми лучами, С быстрыми ручьями, С зелёными листочками С первыми цветочками. ( Весна детям предлагает взять листочки. Начинается игра). - Мы с листочками шагаем К солнцу листья поднимаем. (Дети маршируют под музыку). Бегаем по кругу, Рады мы друг другу. Ты ко мне подбегай, В гости птичек встречай. (Предложить детям поиграть. Попросить их сесть на ковёр. Воспитатель показывает из-за ширмы пособие «воробья». Воспитатель предлагает вместе с детьми спеть песенку воробья. Чик – чирик- чик – чирик. Я люблю своих друзей – Зачирикал воробей. Чик – чирик, чик – чирик. Спой, со мной, не робей Предложил нам воробей. Чик – чирик, чик – чирик. (Затем воспитатель показывает из – за ширмы «Ласточку») Ласточка в гости к нам прилетела. Села на домик и песню запела. Чив-чив-чив, это я Прилетела к вам друзья. (После знакомства, детям показывать птиц по очереди, а дети должны отгадать) - Какая птица, как поёт? - Как поёт воробей? - Чик – чирик. - Как поёт ласточка? - Чив – чив- чив. (Дети садятся на стульчики). Воспитатель: Пока мы с вами играли. Девочка Катя нарисовала картину. Замечательная картина. (Рассмотреть картину вместе с детьми. Задать вопросы и попросить их не только назвать ответ, но и показать его на картине). - Что здесь нарисовано? (Дом) - Что здесь такое вокруг дома? (Забор) - Где здесь нарисовано дерево? (Вот дерево) - Где здесь нарисовано солнышко? (Вот солнышко) - Где лужа? (Вот лужа) - Где лодочка плавает? (в луже) - Кто сидит на дереве? (Птичка) - Где птичка сидит? (На дереве) - Кто стоит около дерева? (Матрёшка) - Где матрёшка стоит? (Около дерева) Вывод: Здесь нарисована весна. (вместе с детьми выполнить аппликацию, используя черно-белую основу и цветные детали). Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем такую же красивую картину. Надо каждую фигуру положить на место. - Посади на дерево птичку. Где сидит птичка? (На дереве) - Поставь матрёшку около дерева. Где стоит матрёшка? (Около дерева) - Опусти лодочку в лужу. Где плавает лодочка? (В лужу) Воспитатель: Молодцы! Справились. Ребята, весной хорошо. Светит солнышко. Но иногда идёт дождь и все бегут прятаться от него. Сейчас мы так и поиграем. Когда я скажу «дождь идёт», вы прячетесь в домике, т.е. садитесь на стульчики, а когда я скажу «солнышко вышло», мы встаём в хоровод. (В конце игры воспитатель читает стихотворение) - Дождь прокапал и прошёл, Солнце в целом свете, Это очень хорошо И большим, и детям. (В заключении воспитатель – Весна благодарит детей за игры и прощается). 3. Итог занятия. - Ребята, кто к нам приходил в гости. - Какие птички прилетали к нам? - Как они поют? |