Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Путешествие капельки"»
Конспект НОД по экспериментированию во 2 младшей группе
«Капелька - волшебница»
Цели: познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания. Формирование у детей познавательного интереса к явлениям природы.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды: текучесть, состоит из капелек.
Активизировать и обогащать словарь детей прилагательными (сухая, мокрая, теплая, холодная).
Развивать диалогическую речь, закрепить умение отвечать на вопросы.
Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Оборудование: стаканчики, палочки, соломинки для коктейля, термос, самоклеящаяся бумага, капелька – игрушка; пипетка и губки для экспериментирования с водой; тазики с водой; салфетка на каждого ребенка; капельки, вырезанные из бумаги для аппликации дождика, тарелочки под губки
Ход.
Вводная часть
В. звонит в колокольчик
Колокольчик поет, всех ребят в кружок зовет.
В: Здравствуйте ребята, какие вы все внимательные, любознательные, а личики какие славные, радостные, улыбчивые. И почему бы это? Вы рады мне? И я рада вас видеть, а вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.
Что же интересного нас ожидает? Вы умывались сегодня? Какая была водичка? А для чего еще нужна водичка? дети дают ответы
В: Ребята, хотите, я расскажу вам кого сегодня встретила в детском саду? У двери нашей группы я встретила Зайку, он нам принес коробочку, хотите посмотреть, что в ней? Воспитатель открывает ее вместе с детьми, и находят «капельку» (сюрпризный момент). Что это такое? ответы детей. Воспитатель: Конечно, это Капелька. У нее случилось горе. Капелька жила в лужице вместе с подружками - такими же капельками. Вдруг появилось солнышко, и подружки Капельки, стали легкими, воздушными, потянулись к солнышку, и собрались в большую тучку. А наша Капелька осталась одна в тени под кустиком. Зайчику очень не хотелось, чтобы Капелька грустила, вот и принес нам ее в детский сад. Посмотрите, Капелька грустная, печальная. (воспитатель показывает грустную капельку) Хотите, ребята, мы развеселим нашу гостью, найдем ей подружек?
В: Кто подружки нашей Капельки? (другие капельки). Но, как же, нам в детском саду найти Капельке подружек? Давайте внимательно посмотрим на Капельку. Что она напоминает? Из чего наша капелька? (из воды). Если она состоит из воды, мы с вами можем легко найти ей подружек. Ребята, а где живет водичка? А у нас в детском саду? (ответы детей). Воспитатель: Правильно в кране. Вот вода в тазиках из крана, очень похожа на капельку, правда? Но здесь не одна капелька, а их много, чтобы убедиться в этом, давайте мы подойдем к тазику с водичкой и посмотрим, сколько здесь капелек (дети вместе с воспитателем подходят к столам, где стоит тазик с водой, пипетка и губки)
В: Ребята, смотрите, я возьму пипетку, наберу в нее водички, и покапаю, нажимая на пипетку каждому из вас на ручку. Видите, капельки капают одна за другой, значит действительно у нас капельки из воды.
А сейчас, мы с вами возьмем губку. Ребята, а губка сухая или мокрая? (сухая). А, давайте ее опустим в воду, а сейчас какая? (мокрая, наберем водички, поднимем и отожмем, посмотрим, как водичка течет из губки, сколько много капелек в ней, целый дождик)
Давайте отожмем водичку, и положим губки на тарелочки. А руки у вас ребята, сухие или мокрые? (закреплять индивидуально и хором), мокрые, а сейчас возьмем салфетку и вытрем их, какие руки стали?) (Сухие, а салфетка мокрая)
В: Ребята, мы нашли нашей гостье подружек или нет? (ответы детей) Конечно, нашли. А где живут подружки капельки? (в воде)
В: Ребята, давайте посмотрим на нашу Капельку, что в ней изменилось? (ответы детей) Молодцы, она стала улыбаться, радоваться, потому что встретилась со своими друзьями.
А хотите поэкспериментировать и узнать побольше о свойствах воды?
Воспитатель ставит перед детьми 2 стаканчика: один с молоком, другой с водой. В оба стаканчика кладёт ложки (палочки).
- В каком из стаканчиков видны палочки, а в каком нет? Ответы детей.
- Почему? Дайте объяснение (высказывания детей)
- Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой ложечка видна, а в стаканчике с молоком – нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет.
- Подумайте, а если бы вода в реках была непрозрачной, что было бы? Например, в сказках говориться о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках? (варианты ответов детей).
Воспитатель предлагает попробовать через соломинку воду.
- Есть ли у воды вкус? (вода очень вкусная).
- Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё удовольствие говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса её не чувствует. А вот морская вода на вкус солёная, потому что в ней растворено много солей. Её человек пить не может.
Воспитатель даёт попробовать сок, а затем воду. Дети отмечают разницу во вкусе. Воспитатель объясняет выражение «вода очень вкусная»
- А теперь давайте понюхаем воду.
- Чем вода пахнет? (или совсем не пахнет) (ответы детей).
- Вода не имеет запаха. Вода из водопровода может пахнуть, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для нашего здоровья.
Воспитатель кладёт кусочки льда на тарелочку.
- Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (ответы детей). Возьмите один кубик побольше и маленькие. Следите, какой растает быстрее: большой или маленький.
- Какой кубик тает быстрее? (ответы детей).
- Отличающиеся по размеру кубики льда растают через разные промежутки времени, значит лёд – это тоже вода.
Фиксирование результатов эксперимента.
Поместить в группе плакат, отражающий свойства и признаки воды.
-Что показал опыт с молоком и водой? (Вода прозрачная, а молоко непрозрачное. В воде рыбы могут жить , а молоке нет.)
- Какова вода на вкус? (вода безвкусная)
- Имеет ли вода запах? (нет)
- Что произойдёт, если кусочки льда положить на тарелочку? (Они растают и превратятся в воду).
Вывод: Вот сколько нового и интересного мы узнали о капельке воды. Вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, может находиться в разных состояниях (жидкое и твёрдое-лёд)
В: Ребята, а чтобы Капелька никогда не расставалась со своими подругами, давайте мы с вами поиграем? Посмотрите внимательно, у нас в группе есть лужица, (воспитатель заранее выкладывает на пол лужицу, состоящую из капелек, вырезанных из бумаги) а в ней живут капельки.) Сколько же много здесь капелек! Вдруг появилось солнышко и наши капельки потянулись к нему и стали собираться в тучку. (дети поднимают капельки и приклеивают их на тучку, выполняют коллективную работу). Воспитатель обращает внимание детей на тучку полную воды. А капельки, какие дружные, как и мы с вами, хвалит детей. Дети радуются выполненной работе. Воспитатель:
-А сейчас, мы нашу гостью посадим рядом с тучкой, пусть она никогда не расстается со своими подружками.
В. Молодцы ребята, узнали много нового, играли, нашли Капельке подружек. И Капелька вас тоже благодарит.