познавательное развитие: -познакомить с круговоротом воды в природе
-расширить знания детей о свойствах воды;
-уточнить и закрепить знания детей о значении воды.
социально-коммуникативное развитие:
-формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры
-воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.
Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой, стаканы с землей, чайник, зеркало, кисточки, гуашь разных цветов, марганцовка, сосуды разной формы.
Ход занятия
1.Орг. момент:
Здравствуйте, ребята и гости!
Наше солнышко проснулось
И ребяткам улыбнулось
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
( дети садятся на стулья)
Восп: Ребята, вы любите загадки, а вот отгадайте загадку:
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)
Восп:Мы сегодня будем говорить о воде.
- Где мы можем встретить воду?
-Зачем нам нужна вода?
-А кому ещё нужна вода?
-Вода нужна всему живому. Без воды все погибнет
Раздается стук в дверь, под музыку входит Водяной
В:Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Водяной. А пришел я к вам в гости, потому что узнал, что вы говорите о воде. Мне нужна ваша помощь.
Восп: А что случилось, Водяной?
В:Да, вот решил я в своем водном царстве проверить вся ли вода на месте. Взял ведра и начал считать, и как не считал, а воды не хватает. Часть воды пропала. Нигде не проливалась, ни появлялась. Ничего понять не могу, куда подевалась вода?
Восп: Ребята,а вы как думаете, куда пропала вода?(ответы детей)
-Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное это дело, когда вода пропадает.Надо помочь Водяному найти пропавшую воду. Давайте попробуем во всем разобраться.
Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.
1. Не шуметь.
2. Никого не толкать.
3. Осторожно обращаться со стеклянной посудой.
4. Давать возможность высказываться своим товарищам.
5. Внимательно следить за результатами опыта.
ОПЫТ№1 ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ
Восп: Налить воду в чайник.
Что я делаю? (наливаю воду)
Что делает водичка? (льется)
А почему мы можем переливать воду из одной емкости в другую?( Потому что вода жидкость. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана)
(включить чайник, подождать пока закипит)
-Что выходит из носика чайника при закипании? Откуда появился пар в чайнике, ведь мы налили воду?( вода при нагревании превращается в пар)
ОПЫТ№2 КАПЛИ НА ЗЕРКАЛЕ
Восп: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Поднести к струе пара зеркало, держать некоторое время над паром. предложить детям проверить, потрогать капли воды на зеркале) Восп: Откуда появились капельки воды на зеркале, перед опытом зеркало было сухим и чистым Горячая вода испаряется, в пар превращается. Вывод: вода может испаряться Восп: Вода испаряется, паром вверх поднимается и в облако превращается.
Физминутка «Облако»
Беленькое облако
Поднялось над крышей Устремилось облако Выше, выше, выше Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу
Из тучки дождик идет,
Поливает грибочки и цветочки.
Вод: Я все равно не пойму где моя водичка!
Восп: А мы сейчас посмотрим, куда уходит вода после дождя.
Дети проходят за столы.
ОПЫТ№3(с землей)
На столе стаканчики с землей и с водой
Восп: Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
(одновременно с детьми полить землю) Вод: Что происходит?Куда изчезла вода?
Восп: Вода просачивается и земля становится влажной. Вода сквозь землю просочилась.
Вывод: Вода может просачиваться
Вод:- А дальше что? Так там под землей и останется?
(ответы детей)
Восп:Сейчас мы с вами это посмотрим на экране.
Презентация «Ходит капелька по кругу»
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается. * В облака собирается. Облака по небу плывут легкие, воздушные. * Ветерок их подгоняет. * Облака в тучку собираются. * Тучка дождик несет. * А как станет тяжело нести, на землю прольет. * Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся. * В реки подземные попадут и потекут не спеша. * А как к земле пробьются, родником обернутся. * Ручейками по земле потекут. * А ручейки в озёра, реки впадают. * Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется. * А путешествие такое круговоротом воды называется.
Восп: Ребята, Водяной как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
Так что Водяной не грусти и не переживай, никуда твоя вода не делась. Попутешествует, пробежит по кругу, да в твой водоем и вернется.
Вод: Вот оказывается какая вода- волшебница!
Восп: Да, Водяной ты прав. А ты знаешь, что вода может изменить свой цвет?Хочешь убедиться в этом.
ОПЫТ№4« ВОДА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЙ ЦВЕТ»
На столе 2 стакана с водой, марганцовка, кисточки, краски.
Восп: я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите кисточки и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?
Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.
Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду
ОПЫТ№5 « ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, в шарик. Что происходит?
( Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того предмета, в который её налили.
Вод: Что-то я устал… Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть?
Игра «Водяной»
Вод: Да, интересно у вас, но мне надо домой.
Как много я с вами сегодня узнал про воду! Обязательно расскажу жителям своего подводного царства. Вода оказывается нужна не только для меня.
Восп: Правильно всем нужна вода, растениям, животным и конечно людям Поэтому её надо беречь и охранять. Ребята, как мы можем сберечь воду? (Ответы детей) Восп: Без воды невозможно жить на земле. Давайте мы будем экономно использовать воду, закрывать кран, не загрязнять водоемы, убирать мусор на берегах.
Вод:А я , ребята, поспешу в свое царство(Прощается, уходит)
Восп:Ребята, а закончить наше сегодняшнее занятие , я хочу следующими словами:
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить, Без воды нам не прожить .