Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи в средней гр. "Осень"»
Цели: уточнение, расширение словаря ; развитие грамматического строя речи.
Развитие фонематического слуха, умений звукового анализа.
Задачи:
- Формировать связную монологическую речь с использованием мнемотаблицы;
-Развивать умение детей вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звук «О» в начале, в середине и в конце слова;
- Закреплять умение образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе;
-Активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы) с использованием наглядного материала.
Материалы и оборудование:
- аудиозапись звуков дождя, плавная мелодия для физминутки;
- рюкзак, игрушки Ежик, Лисенок;
- фотоаппарат (игрушечный);
- мольберты -2шт, магниты, указка;
-картинки с изображением животных, деревьев, раскраски про осень;
-мнемотаблица «Осень»
- Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций на тему «Осень», тематических альбомов «Дикие животные»
- чтение художественной литературы: В.Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», О. Ильмукова «Заяц и воробей», И. Ревю «Как ёж готовится к зиме», В. Бианки «Как животные к холодам готовятся» и др.
- загадки про животных
- дидактические и словесные игры «Кто, где живет?», «С какого дерева листок», «Как зовут тебя, деревце?».
В: Ребята, сегодня мы совершим необычное путешествие вместе с Ежиком и Лисенком. Вот и они. Уже готовы и ждут нас. (Воспитатель с детьми подходит к столу, на котором находится рюкзак, из которого видны игрушки: Ежик и Лисенок).
В: Как вы думаете, на чем сегодня наши герои хотят отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Д: Можно путешествовать на поезде, самолете, машине и т.п.
(Воспитатель подносит игрушки к уху и произносит…)
В: Ежик и Лисенок предлагают отправиться в путь на воздушном шаре.
Вы согласны? Тогда вперед!
В: Встаньте, пожалуйста, в круг. (Дети встают по кругу вокруг рюкзака).
В: Возьмите воображаемый насос, и под звук «Ф-ф-ф» - надуваем вместе воздушный шар.
Воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать – рывками, произнося звук «ф-ф-ф-ф». (Воспитатель показывает, дети повторяют).
В: Вот какой большой шар у нас получился.
Все готовы к путешествию? Тогда полетели!
В: С высоты всё внизу кажется таким маленьким (воспитатель вместе с детьми прикладывают руку «козырьком»), пролетаем луга, леса и поля.
(Воспитатель произносит слова чистоговорки, дети повторяют за ним слова и движения в соответствии с текстом).
Чистоговорка:
Ля -ля-ля - видим мы поля,
Га–га -га - видим мы луга,
Са –са –са - видим мы леса.
В: Молодцы, ребята! Сейчас воздушный шар пролетает над осенним лесом. Наши герои Ежик и Лисенок успели сфотографировать лесных жителей.
(Воспитатель достает из рюкзака фотографии лесных жителей и размещает их на мольберте).
В: Кого вы видите на фотографиях? (Белку, ежика, медведя и мышку.)
В: Как готовятся к зиме эти звери? (ответы детей).
В: Какие запасы они делают?
Д: Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.
Ежик прячет грибы.
Мышка тащит в норку колоски.
Медведь роет берлогу.
В: Молодцы, ребята! Интересные предложения про животных у вас получились. Ежику и Лисенку они тоже понравились.
Посмотрите, игрушки даже улыбаются.
Ой, Ежик! Ты хочешь мне что-то сказать? (воспитатель подносит ближе к себе Ежика).
В: Ребята, он сообщил мне, что услышал много слов со звуком «О». Например, берлОга.
В: Вы услышали звук «О» в этом слове? Предлагаю вам игру «Услышь, не ошибись!». Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите звук «О». Будьте внимательны, не ошибитесь!
(Воспитатель называет поочередно слова: дорога, лес, дупло, белка, дождь, колос, медведь, осень и т.п.)
В: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Наше путешествие продолжается.
(Звучит фонограмма «Звуки дождя»)
В: Вот пошел осенний дождик. Ежик с Лисенком замерзли. Они забыли взять с собой куртки и не подумали об осенней погоде.
Какая погода бывает осенью, если:
идет дождь - погода …(дождливая)
на улице холодно -погода…(холодная)
пасмурно -…(пасмурная)
сыро -…(сырая)
хмуро -…(хмурая)
ясно -…(ясная)
солнечно-…(солнечная)
дует ветер- погода…(ветреная)
В: В такую погоду ветер срывает много листьев с деревьев. Представьте, что вы «осенние листочки» (Звучит спокойная музыка)
Физкультминутка.
ЛИСТИКИ
Мы листики осенние, Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. И листочки все поднял.
Дунул ветер- полетели Закружились, полетели
И на землю тихо сели. И на землю снова сели.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями под музыку)
В: Ветерок пронес мимо Ежика и Лисенка листочки. С каких деревьев сорвал их ветер?
Если с дуба листья дубовые, то у клена (какие?) -…(кленовые),
В: Ребята, ведь осень бывает разная. А что происходит осенью – не зевайте, на вопросы отвечайте: «Да» или «Нет».
Игра «Да-нетка»
-После лета наступает осень? (да)
-Подули холодные ветра (да)
-Зацвели цветы (нет)
- На деревьях распустились листочки (нет)
-Звери стали делать запасы (да)
-Ежик запасает мед (нет)
-Белка запасает орешки (да)
-Медведь заготавливает капусту (нет)
-С юга прилетают птицы (нет)
-Дети надевают куртки и идут гулять во двор (да)
-Дети лепят снеговика (нет)
В: Молодцы, ребята! Замечательно справились с этим заданием.
(Воспитатель предлагает детям присесть на стулья).
В: Расскажем Ежику и Лисенку про Осень с помощью данной таблицы. Послушайте, как это делаю я. (Воспитатель дает образец рассказа)
На улице осень.
Осенью дуют холодные ветра.
Часто идут дожди.
Листья опадают с деревьев.
Перелетные птицы улетают в теплые края.
Животные готовятся к зиме.
Люди надевают теплую одежду.
Мне нравится осень.
В: Кто желает рассказать об осени?
(Воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать об осени по таблице).
В: Молодцы, ребята! Чудесные рассказы про осень у вас получились. Но пришло время возвращаться. Возьмитесь все за руки и повторяйте за мной слова:
Шар воздушный в высь лети,
В группу нас скорей неси…
В: Ребята, скажите, что сегодня вам больше всего понравилось?
(Дети высказываются по желанию).
В: Ежик и Лисенок на память об этом путешествии хотят вам подарить раскраски. (Воспитатель достает из рюкзака раскраски и показывает их детям). Только в них нужно добавить осенних красок, чтобы у нас остались самые яркие впечатления от путешествия. (Дети выбирают раскраски по своему желанию).