Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД для подготовительной группы "Осень"»
«В мире «Осени»
/подготовительная группа/
Цель: Активизация познавательного интереса детей к времени года: осень.
Задачи:
Расширять словарный запас детей по теме «Осень», употреблять существительные единственного и множественного числа, использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать умение детей слушать и слышать музыку об осени, соотносить описание природы в стихах или прозе с определением времени, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Закрепление понятий «речь», «слово», «предложение», составлять предложение из двух слов, опираясь на схему; назвать обобщающим словом перечисленные предметы.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и желание любоваться красотой осени, осенних явлений.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, картины с изображением осенних пейзажей, труда людей осенью: перелёта птиц, погодных явлений. Музыка П.И.Чайковского «Времена года»; сюжетные картины с изображением различных времён года, разноцветные осенние листья.
Образовательная деятельность:
1.Вос-ль: Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? /ответы детей/
Воспитатель обращает внимание детей на экран мультимедийного оборудования, с изображением осенних пейзажей.
Вос-ль: Какое время года изображено на картинах?
Какие ещё времена года вы знаете?
Назовите приметы осени?
Кто знает название осенних месяцев?
Вос-ль: Ребята, у осенних месяцев есть ещё и народные названия.
Сентябрь-хмурень (небо хмурится. Солнце часто прячется за тучи)
Октябрь-грязник (под ногами грязь от частных дождей)
Ноябрь- листогной (листья опали, гниют. В слове листогной спрятались 2 слова: листья и гнить)
(На экране мультимедийного оборудования во время рассказа вос-ля появляются пейзажи, соответствующие каждому осеннему месяцу)
Вос-ль: Послушайте стихотворение об осени И. Михайловой «Как обидно» и подумайте. О каком осеннем явлении идёт речь в этом стихотворении?
Осень длинной тонкой кистью И на деревья пёстрые подул, подул, подул.
Перекрашивает листья. Красный, жёлтый, золотой…
Красный, жёлтый, золотой,- Облетел весь лист цветной!
Как хорош ты, лист резной Как обидно…Как обидно…
А ветер щёки толстые надул, надул, надул. Листьев нет, ветки видно…
(дети высказывают мнение)
Вос-ль: В слове «листопад» спрятались два слова: «листья» и «падают»
Логоритмическая гимнастика «Листопад»
Листопад, листопад! Поочерёдно взмах руками
Листья кружатся, летят.
Мы за ними побежали. Бег на месте
Но никак их не догнали.
В парке будем мы гулять. Ходят по групповой комнате врассыпную,
В букеты будем собирать. Изображая собирание листьев в букеты.
2. Вос-ль: Ребята, представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. Вокруг опавшие листья. Они так красивы, что хочется собрать букет из них.
(Педагог предлагает детям подойти к столу, на котором разложены осенние листья с различных деревьев)
Вос-ль: С какого дерева этот лист? (Берёзы) Значит, он какой? (Берёзовый) и т.д (Клён, дуб, рябина, осина, тополь……)
(Дети выполняют упражнение на образование относительных прилагательных)
3. Вос-ль: Осенью природа меняется. Меняются листья на деревьях-они совсем не похожи на летние. Меняется солнце, трава, всё вокруг.
Игра «Самый внимательный»
-Какая трава? /Жёлтая, пожухлая, сухая…/
-Какое стало небо? /Серое, хмурое, низкое…/
-Какой стал ветер? /Холодный, резкий, порывистый../
-Какой стал дождь? /Частый, холодный, моросящий…/
4. Вос-ль: Ребята, а вы умеете делить предметы на части? (Показывает яблоко, разрезает его)
-На что можно поделить яблоко? (На кусочки)
(Педагог разрезает апельсин)
-На что можно поделить апельсин? (На дольки)
Вос-ль: Ребята, а слово можно поделить?
-Например, слово каша-ка-ша.
-Мы с вами произнесли его отрывисто, поделили на что? (На части)
(Педагог тыльную сторону ладони к подбородку. Дети видят, что при произношении слова по частям рука дважды касается подбородка)
(Дети вместе с педагогом произносят слова медленно по частям другие слова, поднося руку к подбородку, связанные с временем года-осень)
Вос-ль: Повторите слово: лу-жи. сколько раз ваша рука коснулась подбородка? (Два раза)
-Сколько частей в этом слове? (Два)
-Вот эти части, на которые можно разделить слово, называются слогами.
-А теперь составим схему слова ту-ча. Длинная полоска –это слово. Короткая полоска-это слог.
Ту-ча ------------
----- -----
(Дети придумывают слова с 2 слогами, и тетрадях рисуют длинные и короткие полоски)