Конспект Непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познавательное развитие») в группе комбинированной направленности (дети 5-6 лет)
Конспект Непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познавательное развитие») в группе комбинированной направленности (дети 5-6 лет)
Материал может быть полезен для педагогов образовательных учреждений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект Непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познавательное развитие») в группе комбинированной направленности (дети 5-6 лет)»
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
(Образовательная область «Познавательное развитие»)
в группе комбинированной направленности
(дети 5-6 лет)
«Как создается книга»
Цель: на основе знаний о создании книги формировать культуру читательской деятельности.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с историей создания книги, с отдельными ее составными частями. Учить детей по ее составным частям ориентироваться в книге, выбирать книгу, которая понравилась, мотивировать свой выбор.
Развивать речь детей, умение поддерживать диалог, развернутыми предложениями отвечать на вопросы, мелкую моторику.
Воспитывать бережное отношение к книге, культуру читательской деятельности.
Материал: выставка книг разного жанра, письмо от книги, новая книга в твердом переплете; фото и видео материал по теме; заготовки для закладок.
Оборудование: ноутбук, экран для просмотра фото и видео материала для занятия, музыкальный центр.
Методические приемы: Беседа «Как создается книга», физминутка, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, художественное слово (чтение стихотворения воспитателем), выставка, просмотр мультимедийного оборудования.
Предварительная работа: Чтение, чтение - рассматривание книг; беседы о книгах, по материалам прочитанных книг; рассматривание предметных картинок, иллюстраций по заданной теме, разных видов книг; дидактические, настольные игры по материалам прочитанных книг; работа с книжками – раскраска; участие в акции «Книжкина больница»; заочное путешествие в библиотеку; составление памятки «Правила работы с книгой»; изготовление книжки своими руками (работа с родителями).
- Ребята, начался новый день и я рада встрече с вами. Давайте мы подарим друг другу улыбки, и пусть от них нам будет радостно, ведь каждая улыбка – это солнышко, от которого становится тепло и радостно.
II. Основная часть:
Выставка книг:
Перед детьми выставка книг.
- Ребята, я сейчас загадаю загадки, а ответ на них подскажет, о чем сегодня мы с вами будем разговаривать.
Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита.
Не растение, а с корешком. Не человек, а рассказывает. (Книга)
Говорит беззвучно, но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней. (Книга)
- Правильно, это книга. Как вы думаете, для чего нужны книги? (Чтобы узнавать из них много нового, интересного)
- А у вас есть любимые книги? Назовите их.
- Ребята, посмотрите у нас сегодня в группе выставка ваших любимых книг. Здесь очень разные книги. Какие книги вы видите?
-Кто сочиняет книги? (Народ, автор)
- Что интересного можно найти в книге? (Красочные картинки, стихи, считалки, загадки, пословицы.)
- Какие пословицы о книгах вы знаете? (Дети отвечают)
- Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно. Книга будет вам верным другом. Вы знаете, когда я пришла сегодня в детский сад, то нашла у нас на пороге письмо от книги. Давайте его прочитаем.
3. Чтение письма от книги.
«Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в моем книжном царстве. Я – книга, Я- товарищ твой! Будьте бережны со мной. Мой чистый вид всегда приятен. Оберегайте меня от пятен! Я к вам обращаюсь дети, полезней книги - нет на свете! Пусть книга заходит в дома, читайте ее, набирайтесь ума! До встречи! Книга».
- Что пишет нам в своем письме книга? Для чего нужны книги?
- книга, ребята, - величайшее из чудес на свете. Подумайте только: вы читаете про страну, в которой никогда не были, и словно сами оказываетесь в этой неведомой стране. Читая о приключения, горестях и радостях людей, которых мы никогда не видели, мы вместе с ними горюем и смеемся. Вспомните, как вместе с красной шапочкой мы боялись злого серого волка, как переживали за Дюймовочку. А ведь ни Красной Шапочки, ни Дюймовочки на самом деле нет. Их придумали писатели.
- А каких писателей вы знаете? (...)
Физминутка (под песню Красной шапочки)
- Мы с вами начали свое занятие с загадки о книге: «не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита». И эта загадка не только о книге, но и о том, как книга устроена. Как вы думаете, что значит «не куст, а с листочками» (...) (Воспитатель показывает книгу в твердом переплете)
- Посмотрите, это страницы книги. Они склеены вместе. Страниц, как будто куст, «растут» из одного корня. И то место, где страницы закреплены, так и называется «корешок». Его накрепко сшивают нитками, старательно промазывают клеем. Чтобы страницы не рассыпались, не разлетались, их одевают в «рубашку». А что же будет рубашкой для нашей книги? (...) «Рубашкой» для нее будет плотная картонная одежка – иначе она называется переплет. А теперь по внимательнее рассмотрим переплет. Может переплет подскажет нам. О чем говорится в книге? (Рисунок на обложке).
- Можно по рисунку на переплете, даже не умея читать, можем понять, какое содержание этой книги. А еще на переплете может быть указана фамилия автора и название книги.
- Как вы думаете, кто же придумал книгу? (...) Изобретателя книги не существует. Люди с незапамятных времен рассказывали разные истории, передавали сказки из уст в уста, потому что не умели писать. Когда появились буквы, дело пошло куда лучше. Многочисленные писцы, служившие царям, вели хозяйственные записи. А еще – все то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги, и даже целые библиотеки.
4. Экскурсия в библиотеку.
- Что такое библиотека? (Хранилище для книг, дом для книги). Кто работает в библиотеке? (Библиотекарь)
- Что делает библиотекарь в библиотеке? (Выдает книги, делает о выдачи книги записи в формуляре, следит за тем, чтобы книги были в порядке).
- Сейчас мы с вами отправимся в библиотеку и познакомимся с правилами посещения библиотеки. Беседа про первое посещение библиотеки с работниками библиотеки.
5. Работа с художественным произведением.
- Ребята, скажите, как же нужно относиться книге? (Бережно, не рвать, в ней не рисовать...)
- Однако есть такие дети, которые обижают книги. Послушайте произведение С. Я. Маршака «Книжка про книжки»
Чтение произведения.
- Какой жанр, прочитанного литературного произведения? (Стихотворение). Как вы определили, что это стихотворение (Рифма).
- Кто главный герой описанной истории? Какие книги были у Гриши Скворцова? (Грязные, лохматые, рваные, исписанные, без начала и конца)
Нравилось ли книжкам быть такими? (Нет, они горько плакали и жаловались)
- Куда они отправились? (В библиотеку)
Что с ними случилось в библиотеке? (Их починили)
- Как Гриша обращался с книгами? (Он дрался с ними, рвал их, рисовал в них..)
- Что случилось с книгами, когда мальчик вырос? (Он стал обращаться с книгами бережно, ставил их на полку в рад)
6. Составление памятки: «Правила ухода за книгами».
- Давайте с вами сформулируем правила ухода за книгами.
1) С книгами нужно обращаться бережно.
2) Нельзя оставлять книгу на солнце, чтобы не пожелтели страницы, и не испортилась обложка.
3) Не рисовать на страничках книги.
4) Открывать книгу нужно с верхнего угла, не слюнявить пальцы при этом.
5) Не заворачивать листы, а по необходимости делать закладки.
6) В библиотеке необходимо вести себя тихо.
7. Практическая деятельность.
- Ребята, среди правил правильного обращения с книгами мы отметили необходимость делать закладки. Что можно использовать в качестве закладки в книге? (Открытку, календарик, ниточку...) А можно сделать закладку своими руками.
- Дети. Я предлагаю вам сделать закладку своими руками.
Пальчиковая гимнастика.
Плетение и бумаги.
Заключительная часть. Подведение итога.
- Ребята, я думаю, что сегодня книги еще больше стали для вас вашими друзьями, а мы друзьями книг. Так давайте бережно относиться к книгам, любить их, читать их.
Книга- самый верный, саамы лучший друг.
Из нее узнаешь обо всем на свете.
На любой вопрос она без труда ответит.
В ней стихи и сказки, все к твоим услугам!
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!
- А для нашей группы есть у меня подарок «Волшебная книга сказок», которую мы с вами начнем читать прямо сегодня. Я думаю, она вами понравится.
Самуил Яковлевич Маршак. «Книжка про книжки»
У Скворцова Гришки Жили-были книжки — Грязные, лохматые, Рваные, горбатые, Без конца и без начала, Переплёты — как мочала, На листах — каракули. Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой, Замахнулся книжкой, Дал разок по голове — Вместо книжки стало две.
Горько жаловался Гоголь: Был он в молодости щеголь, А теперь, на склоне лет, Он растрёпан и раздет. У бедняги Робинзона Кожа содрана с картона, У Крылова вырван лист, А в грамматике измятой На странице тридцать пятой Нарисован трубочист. В географии Петрова Нарисована корова И написано: «Сия География моя. Кто возьмёт её без спросу, Тот останется без носу!»
— Как нам быть? — спросили книжки. Как избавиться от Гришки? И сказали братья Гримм: — Вот что, книжки, убежим! Растрёпанный задачник, Ворчун и неудачник, Прошамкал им в ответ: — Девчонки и мальчишки Везде калечат книжки. Куда бежать от Гришки? Нигде спасенья нет! — Умолкни, старый минус,- Сказали братья Гримм,- И больше не серди нас Брюзжанием своим! Бежим в библиотеку. В центральный наш приют,- Там книжку человеку В обиду не дают!
— Нет,- сказала «Хижина Дяди Тома». — Гришкой я обижена, Но останусь дома! — Идём! — ответил ей Тимур, — Ты терпелива чересчур! — Вперёд! — воскликнул Дон Кихот, И книжки двинулись в поход.
Беспризорные калеки Входят в зал библиотеки. Светят лампы над столом, Блещут полки за стеклом.
В переплётах тёмной кожи, Разместившись вдоль стены, Словно зрители из ложи, Книжки смотрят с вышины.
Вдруг задачник-неудачник Побледнел и стал шептать: — Шестью восемь — Сорок восемь. Пятью девять — Сорок пять! География в тревоге К двери кинулась, дрожа. В это время на пороге Появились сторожа.
Принесли они метёлки, Стали залы убирать, Подметать полы и полки, Переплёты вытирать.
Чисто вымели повсюду: И за вешалкой, в углу, Книжек порванную груду Увидали на полу —
Без конца и без начала, Переплёты — как мочала, На листах — каракули… Сторожа заплакали:
— Бесприютные вы, книжки, Истрепали вас мальчишки! Отнесём мы вас к врачу, К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных, пожалеет, И подчистит, и подклеит, И обрежет, и сошьёт, И оденет в переплёт!
Песня библиотечных книг: К нам, беспризорные Книжки-калеки, В залы просторные библиотеки!
Книжки-бродяги, Книжки-неряхи, Здесь из бумаги Сошьют вам рубахи.
Из коленкора Куртки сошьют, Вылечат скоро И паспорт дадут.
К нам, беспризорные Книжки-калеки, В залы просторные библиотеки!
Вышли книжки из больницы, Починили им страницы, Переплёты, корешки, Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале Каждой полку указали.
Встал задачник в сотый ряд, Где задачники стоят.
А Тимур с командой вместе Встал на полку номер двести.
Словом, каждый старый том Отыскал свой новый дом.
А у Гришки неудача: Гришке задана задача. Стал задачник он искать. Заглянул он под кровать, Под столы, под табуретки, Под диваны и кушетки. Ищет в печке, и в ведре, И в собачьей конуре.
Гришке горько и обидно, А задачника не видно. Что тут делать? Как тут быть? Где задачник раздобыть? Остаётся — с моста в реку Иль бежать в библиотеку!
Говорят, в читальный зал Мальчик маленький вбежал И спросил у строгой тёти: — Вы тут книжки выдаёте? А в ответ со всех сторон Закричали книжки: — Вон!
От автора
Написал я эту книжку Много лет тому назад, А на днях я встретил Гришку По дороге в Ленинград.
Он давно уже не Гришка, А известный инженер. У него растёт сынишка, Очень умный пионер.
Побывал у них я дома, Видел полку над столом, Пятьдесят четыре тома Там стояли за стеклом.
В переплётах — в куртках новых, Дружно выстроившись в ряд, Встали книжки двух Скворцовых, Точно вышли на парад.
А живётся им не худо,- Их владельцы берегут. Никогда они оттуда Никуда не убегут!