Комплекс упражнений на развитие у детей среднего дошкольного возраста коммуникативных способностей.
Комплекс упражнений на развитие у детей среднего дошкольного возраста коммуникативных способностей.
Цель: развитие умения сотрудничать.
Задача № 1: учим слышать, понимать и подчиняться правилам игры.
«Зайчики и лиса». Дети собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту, другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».
Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого – нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес не убежали».
Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в четком соответствии со словесными указаниями воспитателя.
«Совушка – сова». Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребенок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т.д.), птички бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются.
Воспитатель.
«Менялки». Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.
Игра в «тарелочку». Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга. Ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какого – нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он называл, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутиться. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.
«Травинка». Считалочкой выбирают «наблюдателя»; остальные дети – «травинки». Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя:
Поднимите руки. Медленно вверх через стороны.
Подтянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку
Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед – назад.
Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед – назад.
Затем ветер стихает – травинки замирают.
Ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.
Ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.
«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра повторяется.
Задача № 2: учим умению контролировать движения и работать по инструкции.
«Группа в обручах». Каждый ребенок берет обруч и с его помощью «прицепляется» к соседу – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись. Дети стоят тихо в ожидании звучания музыки. Под музыку стараются
«Холодно – горячо, право – лево». Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план – схему.
«Обыграй превращение». Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка и т.д.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т. д.
«Горная тропинка». Перед игрой детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят беседу по ее содержанию.
Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
Какие качества погубили баранов?
Подумайте и скажите, был л
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений на развитие у детей среднего дошкольного возраста коммуникативных способностей. »
Приложение № 1.
Игры на развитие у детей коммуникативных способностей.
Цель: развитие умения сотрудничать.
Задача № 1: учим слышать, понимать и подчиняться правилам игры.
«Зайчики и лиса». Дети собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту, другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».
Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого – нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес не убежали».
Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в четком соответствии со словесными указаниями воспитателя.
«Совушка – сова». Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребенок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т.д.), птички бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются.
Воспитатель.
Совушка – сова, большая голова,
На дереве сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит.
Вдруг она как полетит…
При последнем слове сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.
В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп»), по которому они должны остановиться.
«Менялки». Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.
Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
Игра в «тарелочку». Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга. Ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какого – нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он называл, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутиться. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.
«Травинка». Считалочкой выбирают «наблюдателя»; остальные дети – «травинки». Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя:
Поднимите руки. Медленно вверх через стороны.
Подтянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку
Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед – назад.
Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед – назад.
Затем ветер стихает – травинки замирают.
Ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.
Ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.
«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра повторяется.
Задача № 2: учим умению контролировать движения и работать по инструкции.
«Группа в обручах». Каждый ребенок берет обруч и с его помощью «прицепляется» к соседу – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись. Дети стоят тихо в ожидании звучания музыки. Под музыку стараются
Двигаться так, чтобы сохранять цепочку. Ведущий может подсказать детям разные способы сцепления за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовывать цепочку, конус, круг.
«Холодно – горячо, право – лево». Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план – схему.
«Обыграй превращение». Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка и т.д.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т. д.
«Горная тропинка». Передигрой детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят беседу по ее содержанию.
Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
Какие качества погубили баранов?
Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
Как, на ваш взгляд, следовало поступить баранам?
Затем начинается игра.
Воспитатель. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть. Пропасть шириной 2 метра, мостик и тропинка шириной 25 – 30 см ограничены веревкой или очерчены мелом.
Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.
Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.
«Глаза». В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур.
Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза» своей пары). Далее ребенок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…» Затем дети меняются ролями, игра повторяется.
«Замри». С помощью считалки выбирается морской царь.
Он следит за неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой» удаляет нарушителя.Ведущий говорит:«Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется - три, морская фигура замри!». Дети замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри!».
Задача № 3: воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
«Я не должен». Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями ( в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-« ).
Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор. Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.
«Звери на болоте». Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам
У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
«Связующая нить». Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить.
Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.
Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Поводырь». В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.
Цель: развитие умения активно слушать.
Задача № 1: учим детей общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
«Пантомимические этюды». Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учится ходить, уставший человек и другое.
«Сказки наизнанку». Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
«Азбука настроений». Воспитатель готовит шесть карточек, передающих разное настроения нескольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина, и т.д.): радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство.
Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального настроения.
«Отражение чувств». Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытал его друг в момент, когда произносил фразу.
Задача № 2: развиваем слуховое восприятие.
«Телефон». С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока. Телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи»? Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где нарушилась связь.
«Цепочка слов». Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.
«Собери чемодан». Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить вещи в чемодан:«Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?».
Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. Игра продолжается. Условие: повторяться нельзя.
Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свой.
«Эхо».
1-й вариант. Дети читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.
2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».
«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определенной теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша ? и т.д.».
Задача № 3: учим задавать открытые и закрытые вопросы.
«Почта». Между участниками игры и водящим завязывается диалог.
«Да» и «нет» не говорите. В игре участвуют две команды. Воспитатель предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встает перед другой командой, игроки которой в течении минуты «обстреливают» его вопросами. «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдая правило: «Да» и нет не говорите».
Если игрок произнесет одно из этих слов, это будет означать, что команда соперница его перехитрила и он должен вернуться на свое место.
Если же игрок в течении минуты удержится и не произнесет запрещенных слов, то команда – соперница признает себя побежденной.
«Как тебя зовут?» Участники игры придумывают себе смешные прозвища (пузырек, расческа, ручка и др.), затем водящий задает вопросы. Отвечая на них, можно называть только свое прозвище. Отвечать надо быстро, не задумываясь, ни в коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя метлой, и строго предупреждает: «Кто ошибается, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!». Затем следует такой диалог.
- Кто ты?
- Метла.
- Что ел сегодня утром?
- Метлу.
- На чем можно ездить?
- На метле. И т.д.
Так продолжается игра до тех пор, пока игрок не рассмеется. Если игрок рассмеялся, он должен отдать фант и выйти из игры.
«Сундучок». На столе стоит сундучок, в котором лежит какой – нибудь предмет. Вызывают одного ребенка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».
«Картинная галерея». Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше всего понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребенок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше». Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребенку. Если она угадана, ребенок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет)».
«Азбука почемучек». Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает тот, кто первый собъется. Кто забудет последовательность букв в алфавите. Например:
Арбуз – это фрукт или овощ?
Бегемот – это кто?
Волки водятся в наших лесах?
Где зимуют ежи?
Детей кто воспитывает? И т.д.
«Интервью». Игра проводится с подгруппой детей (шесть – восемь человек). Им предлагается разделиться на две равные команды. Одна команда (эксперты) встает у окна, другая (журналисты) - у дверей.
Инструкция: «Сейчас каждый журналист найдет себе эксперта и возьмет у него интервью по такой, например, теме «Город в котором я живу…».
Пожалуйста, исполняйте свои роли так, чтобы ваше поведение, речь были как у настоящих журналистов и экспертов. На проведение интервью вам дается пять минут».
Педагог выступает в роли наблюдателя.
«Пум – пум – пум». «Сейчас мы сыграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум» - это какой – нибудь предмет, который есть в нашей группе».
Выбирают ребенка, который должен загадать предмет. Дети задают ему вопросы, чтобы догадаться, что это за «Пум- пум – пум». Для чего он нужен? Он большой или маленький?». И т.д.
Тот, кто загадал предмет, должен отвечать на вопросы полными предложениями.
Цель: учим детей перерабатывать информацию.
Задача № 1: развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.
«Через стекло». Двум детям предлагают друг другу какую – либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.
«Магазин игрушек». Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.
«Пойми меня». Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.
«Вечер загадок». Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: «Большой, круглый, полосатый». (Арбуз.) Затем можно добавить функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает». (Пылесос.) После этого можно предложить «образные» загадки типа «Крашеное коромысло через реку повисло». (Радуга.) Непонятные слова надо обязательно повторять.
«Путешествие Буратино». Детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером) это было. Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются, расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают ее, потягиваются, расстилают постель, успокаиваются, отдыхают, спят, пляшут, поют, слушают, притоптывают, кружатся, кланяются, маршируют, подлезают, приседают, катаются на санках.
«Угадай и нарисуй». Приходит Карлсон (кукла) с чудесным мешочком. В нем лежат разные интересные предметы, про которые он будет загадывать загадки. Дети должны отгадывать их и отгадки нарисовать.
Примечание: Можно предлагать детям сразу от одной до пяти загадок на одну тему.
«Задуманное действие». Один из играющих (водящий) выходит из комнаты.