Просмотр содержимого документа
«Коммуникативный танец как средство общения детей старшего дошкольного возраста»
«Коммуникативный танец как средство общения детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Ананян Гаянэ Сергеевна, музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №6 «Чебурашка» г. Ессентуки
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
В.А.Сухомлинский
Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - другие дети, сверстники. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. И по мере взросления контакты и конфликты со сверстниками становятся для дошкольника все важнее, отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.
Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать друг друга и себя.
Одним из видов музыкальной деятельности, обеспечивающим эффективность общения детей дошкольного возраста, является танец. Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает. Ребёнок учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка развита познавательная активность и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Развитие навыков общения является одной из главных задач, решаемых мною на музыкальных занятиях.
На музыкальных занятиях находятся дошкольники с разным уровнем подготовки. Есть дети, которые неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков - многие не хотят вставать в пару.
Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности.
Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.
Содержание танцев, разучиваемых с детьми, способствует развитию динамической стороны общения - легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Они также способствуют развитию эмпатии и сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения детей не только поднимают настроение танцующих, но и помогают им точно выполнять движения.
Компоненты коммуникативного танца, используемые мною при построении танцевальных композиций, просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкального произведения. Поскольку музыка повторяется много раз, дети могут легко осознать её форму, что позволяет им предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.
Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими детьми помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные танцевальные рисунки: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.
Коммуникативные танцы стараюсь использовать в различных формах работы с детьми: на занятиях, на праздниках, в свободной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. В процессе исполнения таких танцев нередко предлагаю некоторым участникам исполнять аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах, что вызывает у дошкольников большой интерес.
Ценность коммуникативных танцев, используемых мною в работе, вижу и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы в основном стараюсь строить на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Известно, что в танцевальной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Этот момент считаю очень существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает детей и наделяет смыслом сам процесс их участия в танце. Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении наших совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.
И, в заключении, ещё раз хотелось бы отметить, что общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения старших дошкольников.