kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека по формированию представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи в ознакомление детей с цветом: обучение получению цветовых тонов, знакомство с хроматическими цветами, закрепление знаний о цвете в памяти, обучение действиям с цветом по словесной инструкции, закрепление представлений о цвете в пространстве, упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека по формированию представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет»





«Будь внимательным»



Цели: формировать у детей интерес к игре. Продолжать упраж­нять в различении цветов. Учить узнавать и правильно называть черный, белый и серый цвет. Формировать отношение к цвету как к значимому признаку. Учить ориентироваться на цвет, запоми­нать его; активизировать внимание, стимулировать активное упо­требление названий цвета на практике. Развивать зрительные воз­можности детей в процессе соотнесения контурных и силуэтных изображений ахроматических цветов.


Материал. Раздаточный: карточка желтого (зеленого) фона с контурными изображениями кругов белого, черного и серого цве­та разной величины; набор кругов черного, белого и серого цвета такой же величины



Ход работы. Детям раздают по одной карточке. Они должны от­ветить на вопросы: «Какого цвета карточка?», «Что на ней изобра­жено?», «Какого цвета контурные изображения кругов?». Затем детям предлагается отобрать из набора силуэтов те кружки, кото­рые есть на карточке, но они должны быть такого же цвета и раз­мера, как и цвет контуров. Дети, отобрав силуэты, накладывают их на контурные изображения на карточке, проверяют правиль­ность своего выбора.











































«Раскрась правильно»



Цели: формировать отношение к цвету как к характерному при­знаку предметов. Подводить детей к самостоятельному выбору цвета для передачи особенностей хорошо знакомого объекта. За­креплять знания об ахроматических цветах, развивать сообрази­тельность.


Материал. Раздаточный: карточка с контурным изображением животных — зайца, слона, кошки. Гуашь черного и белого цвета, кисточка, вода в баночке, тряпочка, палитра.



Ход работы. Детям раздаются карточки с контурным изображе­нием животных. Педагог сообщает, что сегодня предстоит раскра­сить изображения животных таким образом, чтобы все изображе­ния были разного цвета: белого, серого, черного, причем цвет дол­жен соответствовать реальной окраске животных. Также обращает­ся внимание на то, что красок только две. Дети рассказывают о том, как они будут получать серую краску. После выполнения задания работы детей анализируются, отмечаются правильные решения.







«Раскрась по схеме»





Цели: закреплять знания об ахроматических цветах, развивать сообразительность. Учить в процессе закрашивания контурного изображения предмета действовать в соответствии с предложен­ной схемой. Развивать тонкие зрительные дифференцировки при восприятии цвета в слабом цветовом контрасте.


Материал. Раздаточный: рисунок с контурным изображением паровозика, выполненным на синем фоне (рисунок составлен из кругов и прямоугольников); схема (на синей карточке нарисованы круг белого цвета и прямоугольник черного цвета).



Ход работы. Дети рассматривают рисунок с контурным изобра­жением паровозика, выполненным на синем фоне. Рисунок со­ставлен из кругов и прямоугольников. Дети получают задание рас­красить изображение по схеме (на синей карточке нарисованы круг белого цвета и прямоугольник черного цвета). Сначала дети рассматривают изображение паровозика, рассказывают, из каких геометрических фигур он составлен, затем отвечают на вопрос: «Каким цветом нужно раскрасить круги и прямоугольники?» Пос­ле выполнения задания работы детей анализируются.





































«Найди ошибку»



Цели: закреплять знания детей о черном, белом и сером цвете. Упражнять в различении близких цветов: белый и светло-голубой, черный и темно-синий, светло-серый и светло-голубой, темно-­серый и темно-голубой. Развивать внимание детей с опорой на представление о цвете.


Материал. Раздаточный: 4 карты с силуэтными изображения­ми. 1-я карта: изображения светло-голубого цвета, среди них изо­бражение белого цвета; 2-я карта: изображения темно-синего цвета, среди них изображение черного цвета; 3-я карта: изобра­жения светло-голубого цвета, среди них изображение светло-се- рого цвета; 4-я карта: изображения темно-голубого цвета, среди них изображение темно-серого цвета (см. рис. 3).


Ход работы. Педагог поочередно предлагает вниманию детей каждую группу предметных изображений и просит определить, какое предметное изображение является лишним. Дети выполня­ют задание, аргументируют свое решение.











«Узнай и назови»

Цели: учить выделять белый цвет из голубого цвета разных от­тенков и черный цвет из синего цвета разных оттенков. Формиро­вать умение объединять представление о цвете со словом-наиме­нованием, производить выбор цвета по слову.

Материал. Раздаточный: набор картинок с изображениями си­луэтов предметов белого, черного цвета и разных опенков голубо­го и синего цвета (см. рис. 4).

Ход работы. Педагог раздает картинки с изображением предме­тов разного цвета и просит детей назвать предметы белого и чер­ного цвета.

Последовательность расположения цветовых тонов в спектре

На этом этапе детей следует учить:

различать в знакомых предметах хроматические цвета неза­висимо от их удаленности;

поочередно выделять предметы спектральных цветов из мно­жества разноцветных в большом пространстве в соответствии с последовательностью их расположения в спектре;

замечать ошибки, допущенные при построении ряда из цве­тов спектра;

определять недостающий цвет спектра в окраске группы предметов;

учить действовать по цветовому сигналу при определении последовательности цветов в спектре.

































































Цвета радуги»



Цели: познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Учить подбирать цвета радуги в определенной последовательности по образцу и по слову, используя стихотворе­ние «Цвета радуги». Обратить внимание детей на то, что цвета ра­дуги даются в одинаковой последовательности как в стихотворе­нии, так и на картинке.

Материал. Аппликация радуги, правая половина которой (7 по­лудуг) съемная.

Ход работы. Педагог спрашивает, кто из детей видел радугу пос­ле дождя. Уточняет, какие в радуге цвета, предлагает послушать стихотворение «Цвета радуги»:

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная — вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета!


Красный

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры — красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные гвоздики весело глядят.

Оранжевый

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится —

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Желтый

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят,

Желтые листья с деревьев летят.









Голубой

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо — на нас.


Синий

В синем море — островок,

Путь до острова далек,

А на нем растет цветок —

Синий-синий василек.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.




Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.



Затем педагог предлагает положить перед собой листочки с по­ловинкой радуги. Обращает внимание на расположение цветов в радуге. После этого дети по заданию педагога прикладывают раз­ноцветные полоски, получают целое изображение радуги. Особое внимание педагог обращает на голубой цвет, называет его, просит детей повторить, уточняет, после какого цвета и перед каким он расположен. Затем дети называют все цвета по порядку.







«Радуга»



Цели: совершенствовать знания детей о цветах спектра, их по­следовательном расположении. Учить выделять указанный цвет из нескольких разноцветных и называть его. Упражнять в выкла­дывании цветов радуги по памяти.


Материал. Раздаточный: полоски бумаги в виде дуг семи цветов спектра.



Ход работы. Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Разно­цветное коромысло над рекой повисло». Затем раздает полоски 7 цветов спектра и предлагает детям выложить на фланелеграфах радугу. После выполнения задания работы анализируются. Дети называют цвета радуги по порядку, рассказывают, какой цвет ра­дуги предшествует указанному цвету и какой следует после



























«Цветик-семицветик»



Цели: совершенствовать знания детей о цветах спектра. Учить применять полученные знания на практике, сопровождать свои действия объяснением. Развивать внимательность детей.


Материал. Раздаточный: индивидуальные фланелеграфы, на­бор лепестков 7 цветов спектра.



Ход работы. Детям предлагается разложить лепестки цветка во­круг сердцевины в порядке следования цветов в спектре. Свои действия дети должны сопровождать объяснениями. Можно ис­пользовать действия детей «по цепочке», т.е. один ребенок, напри­мер, выкладывает 2-3 лепестка, потом по указанию педагога про­должает другой и т.д.















«Узнай и назови»



Цели: продолжать совершенствовать знания детей о цветах спектра. Развивать способность различать в знакомых предметах хроматические цвета независимо от их удаленности. Учить пооче­редно выделять предметы спектральных цветов из множества раз­ноцветных в соответствии с последовательностью их расположе­ния в спектре.


Материал. Предметы окружающей обстановки.



Ход работы. Специально подготовленные предметы семи цветов спектра педагог расставляет в групповой комнате. Затем предлагает детям посмотреть вокруг, поочередно найти и назвать предметы в соответствии с последовательностью размещения цветов в спектре.

























«Какой цвет пропущен?» 1-й вариант



Цели: закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении. Учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающий цвет в спектре по представлению.


Материал. Демонстрационный: фланелеграф, на котором ап- пликационно из разноцветных полос бумаги изображены радуга, зеленая лужайка, цветы, петушок. Это вносит в изображение об­разность и занимательность.



Ход работы. На фланелеграфе «Радуга», в которой один цвет пропущен, педагог предлагает детям исправить ошибку. Игровое упражнение проводится 3—4 раза, каждый раз предлагается новое задание. Дети называют пропущенный цвет, рассказывают, между какими цветами он находится.





















«Какой цвет пропущен?» 2й вариант





Цели: закреплять знания детей о последовательности располо­жения цветов в спектре. Учить определять основной цвет предмета, его фон, отвлекаясь от цвета его деталей. Упражнять в опреде­лении недостающего цвета спектра в окраске группы предметов.


Материал. Демонстрационный: 2—4 группы предметов, состоя­щих из объектов спектральных цветов. В каждой группе не хвата­ет одного объекта, соответствующего по окраске тому или иному цвету спектра. Все группы предметов закрыты салфетками.



Ход работы. Педагог снимает салфетку с игрушек, расположен­ных в ряд, просит рассмотреть их и определить, какого цвета не хватает. Дети аргументируют свое решение. Аналогично прово­дится игровое упражнение с другими рядами игрушек. В первом варианте игрушки расположены в ряд в соответствии с порядком следования цветов в спектре. В других — без упорядочивания в следовании цветов. Следует учитывать, что трудно подобрать иг­рушки исключительно одного цвета, поэтому предварительно с детьми следует провести работу, обратив внимание на то, что сле­дует учитывать основной цвет игрушки, а не цвет ее деталей. В со­ответствии с этим следует подбирать и игрушки (основной цвет ребенок должен определять без затруднений).



















«Найди свое место»



Цели: продолжать закреплять знания детей о последовательно­сти цветов спектра, учить действовать по цветовому сигналу, раз­вивать внимание.


Материал. Карточки семи цветов спектра, семь стульчиков, бубен.



Ход занятия. Дети сидят на стульях, расставленных в ряд (всего семь стульчиков). Педагог раздает им карточки определенного цвета, и они под бубен разбегаются по комнате. По сигналу дети бегут к стульям, которые обозначают порядковое место того цвета в спектре, который оказался у ребенка. Когда дети займут свои места, осуществляется проверка выбора, исправляются ошибки, если они имеют место. Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз ре­бенок получает новый цвет. Игру можно проводить и в том случае, если участников игры будет меньше, тогда детям придется быть еще более внимательными, так как некоторые стульчики должны быть пропущены (окажутся не занятыми)









«Окраска воды» (получение оранжевого цвета)



Цели: закреплять знания детей об оранжевом цвете. Учить полу­чать оранжевый цвет из двух основных: красного и желтого, ис­пользуя способ окрашивания воды. Упражнять в дифференциа­ции красного, желтого и оранжевого цвета.


Материал. Демонстрационный: 2 банки с окрашенной водой: желтой и красной; банка с чистой водой; краски: желтая и крас­ная; кисточка. Раздаточный: тот же.



Ход работы. Педагог сообщает детям о том, что они будут полу­чать оранжевую воду, используя желтую и красную краски. Затем показывает способ окраски воды. Берет желтую краску, размеши­вает ее в воде, обращает внимание на то, что этой краски нужно взять больше, затем берет красную краску и смешивает ее с жел­той водой. Дети называют цвет полученной воды. Сравнивают с цветом желтой и красной воды. Убеждаются в том, что полученная вода оранжевого цвета. Далее педагог предлагает детям самостоя­тельно окрасить воду в соответствии с предложенным порядком действия. После выполнения задания цвет воды проверяется, сравнивается с образцами (водой, окрашенной в желтый и крас­ный цвет).



















«Волшебные краски» (получение оранжевого цвета)





Цели: закреплять знания детей об оранжевом цвете. Учить полу­чать оранжевый цвет, смешивая на палитре два основных цвета: красный и желтый. Упражнять в дифференциации красного, жел­того и оранжевого цвета.


Материал. Демонстрационный: краски (красная и желтая), па­литра, кисточка, баночка с водой, тряпочка, бумага. Раздаточный: тот же.


Ход работы. Педагог показывает детям апельсин и просит на­звать его цвет, предлагает нарисовать его. Дети обращают внима­ние на то, что у них нет оранжевой краски. Педагог просит вспом­нить детей способ получения оранжевого цвета. Затем показывает другой способ его получения: смешение красной и желтой красок на палитре.

















«Волшебные краски» (получение зеленого цвета)



Цели: закреплять знания детей о зеленом цвете. Учить получать зеленый цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый. Упражнять в дифференциации синего, желтого и зелено­го цвета.


Материал. Демонстрационный: картинка с изображением огурца, краски (синяя и желтая), палитра, кисточка, баночки с во­дой, тряпочки, бумага. Раздаточный: тот же.


Ход работы. Педагог показывает детям картинку, просит на­звать предметное изображение и его цвет, предлагает нарисо­вать огурец. Дети обращают внимание на то, что у них нет зеле­ной краски. Педагог рассказывает о способе получения зелено­го цвета, показывает его, смешивая синюю и желтую краски на палитре.

После этого дети самостоятельно получают зеленую краску, на­зывают форму огурца, движением руки в воздухе показывают овальную форму и приступают к его рисованию. Работы анализи­руются, дети еще раз повторяют, какими способами можно полу­чить зеленый цвет.

































«Работа со светофильтрами»



Цели: расширять знания детей о предметах, имеющих постоян­ный признак оранжевого цвета. Познакомить со способом полу­чения оранжевого цвета с помощью светофильтров.


Материал. Раздаточный: карточка с вырезанным силуэтом моркови; светофильтры: красный, желтый.


Ход работы. Детям предлагается вспомнить предметы, которые имеют постоянный признак — оранжевый цвет. Затем им разда­ются конверты с вырезанными силуэтами моркови и светофильт­ры. Дети рассматривают светофильтры, называют их цвет, встав­ляют поочередно по одному в конверт, называют цвет моркови: красная, желтая. После этого им предлагается вложить в конверт сразу 2 светофильтра. Дети убеждаются, что на этот раз у моркови оранжевый цвет.

























«Шарик улетел»



Цели: закреплять знания о способе получения оранжевого цве­та с помощью светофильтров. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.


Материал. Раздаточный: карточка с прорезанным силуэтом воздушного шара; светофильтры: красный, желтый.



Ход работы. Педагог раздает детям конверты с прорезанным си­луэтом воздушного шарика и просит «раскрасить» его с помощью светофильтров в оранжевый цвет. Дети выполняют задание само­стоятельно.



















«Колокольчики»



Цели: дифференцировать понятия «синий цвет», «голубой цвет». Учить узнавать и правильно называть голубой цвет, разли­чать три оттенка голубого цвета. Закреплять понятия «цвет», «от­тенок». Обогащать речь словосочетаниями: «предмет голубого цвета», «темный (светлый) оттенок голубого цвета». Формировать умение получать голубой цвет и его оттенки способом смешива­ния двух красок: белой и синей. Развивать восприятие цвета в процессе выполнения действий ранжирования голубого цвета в порядке убывания светлоты.


Материал. Демонстрационный: образец с изображением трех цветков разных оттенков голубого цвета. Раздаточный: карточка с контурным изображением трех колокольчиков; синяя и белая гу­ашь, кисточка, баночки с водой, тряпочки.



Ход работы. Дети рассматривают образец, рассказывают о том, что на нем изображено, чем отличаются колокольчики. Затем педа­гог предлагает детям раскрасить цветы так же, как на образце. Об­ращает внимание на то, что у детей нет голубой краски. Педагог по­казывает способ получения голубого цвета: накладывает на палит­ру белую краску, затем промывает кисточку, набирает немного си­ней краски и смешивает краски на палитре. Далее педагог предла­гает детям самим получить голубой цвет и закрасить один цветок. Затем показывает, как сделать голубой цвет чуть-чуть темнее: до­бавляет больше синей краски. Дети получают голубой цвет темнее и закрашивают следующий цветок. Аналогично дети получают са­мый темный цвет. Педагог следит за последовательностью раскра­шивания. Порядок расположения оттенков должен соответствовать образцу. Дети последовательно называют цвет и оттенок цвета.



«Помоги Незнайке собрать букет»



Цели: учить выбирать цвет по словесной инструкции, объеди­нять представление о цвете со словом-наименованием. Закреплять знания о названиях цветов спектра. Формировать умение воспри­нимать и определять оттенки оранжевого цвета. Упражнять в вы­боре объектов оранжевого цвета, сериации в порядке возрастания светлоты. Учить действовать по правилу: «Каждый раз выбираю са­мый темный объект из оставшихся». Обогащать речь детей слова­ми: «светлый», «темный», «светлее», «темнее», «оттенок».


Материал. Кукла-Незнайка с букетом цветов красного, желто­го, оранжевого цветов трех оттенков.



Ход работы. В гости к детям «приходит» Незнайка с букетом цветов. Педагог предлагает составить букет из оранжевых цветов. Дети по очереди выбирают из разноцветного букета оранжевые цветы. Затем внимание детей обращается на их оттенки. Педагог просит разложить цветы в ряд от темного к светлому (темно-оран- жевый, ярко-оранжевый, светло-оранжевый). Дети выкладывают ряд с помощью педагога. После этого аналогичное задание дети выполняют самостоятельно.



























«Рыбки в аквариуме»


Цели: закреплять знания о фиолетовом цвете. Учить узнавать, называть и выделять три оттенка фиолетового цвета. Формиро­вать умение выкладывать сериационный ряд по светлоте в поряд­ке ее убывания. Познакомить с новым правилом ранжирования объектов по цвету: «Каждый раз выбираю самый светлый объект из оставшихся».


Материал. Карточки с контурным изображением рыбок трех оттенков фиолетового цвета (толщина контура 3—4 мм); силуэты рыбок таких же оттенков.


Ход работы. Дети рассматривают карточки, на которых изобра­жен аквариум с контурным изображением рыбок. По заданию пе­дагога дети подбирают силуэты к контурам. После этого педагог предлагает выложить сериационный ряд из рыбок фиолетового цвета (от самой светлой до самой темной). Предварительно знако­мит детей с новым правилом: «Каждый раз нужно выбирать самый светлый объект из оставшихся».

Дети выкладывают сериационный ряд, называют цвет и отте­нок рыбок (светло-фиолетовый, чуть темнее, темно-фиолетовый).















«Назови цвет предмета»


Цели: закреплять знания о голубом цвете. Учить узнавать, на­зывать и выделять три оттенка голубого цвета. Формировать уме­ние выкладывать сериационный ряд по светлоте в порядке ее возрастания. Обогащать речь детей словосочетаниями: «предмет светло-голубого цвета», «предмет ярко-голубого цвета», «пред­мет темно-голубого цвета».


Материал. Раздаточный: шесть силуэтов предметов разного цве­та, среди них изображения предметов трех оттенков голубого цвета.



Ход работы. По заданию педагога дети находят и отбирают картинки голубого цвета, затем составляют из них сериацион­ный ряд в порядке возрастания светлоты, рассказывают о прави­ле ранжирования: «Когда я выкладываю в ряд предметы от само­го светлого к темному, всегда выбираю из оставшейся группы са­мый светлый по цвету предмет». Дети называют цвет и оттенки предметных изображений (светло-голубой, ярко-голубой, тем­но-голубой).



















«Найди такой же»



Цели: закреплять умение узнавать и правильно называть голу­бой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять по­нятия «цвет», «оттенок». Обогащать речь словосочетаниями: «предмет голубого цвета», «темный (светлый) оттенок голубого цвета». Формировать умение осуществлять последовательный вы­бор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты. Фор­мировать умение на глаз определять объект указанного оттенка голубого цвета, выделяя его из группы однородных объектов раз­ных оттенков.


Материал. Демонстрационный: 4 цветка разных оттенков голу­бого цвета. Раздаточный: карточка с изображением вазы и четы­рех стеблей цветков; 4 цветка разных оттенков голубого цвета.


Ход работы. Детям предлагается приложить к концам стеблей цветки голубого цвета, выкладывая их поочередно слева направо, начиная с самого светлого. Выполнив задание, дети рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из голубых цветков. Сначала идет светло-голубой цветок, потом чуть темнее, затем еще темнее, а последний самый темно-голубой».

После этого с детьми проводится игровое упражнение: педагог показывает детям цветок (из своего набора) какого-либо оттенка голубого цвета, а дети находят цветок такого же оттенка, проверя­ют правильность выбора, прикладывая его к образцу.











«Найди предметы коричневого цвета»


Цели: учить узнавать и правильно называть коричневый цвет. Формировать у детей представление о том, что цвет — признак всех предметов. Обратить внимание на то, что один и тог же цвет используется в окраске различных предметов. Совершенствовать цветовое восприятие, добиваясь сравнения объектов по цвету способом зрительного соотнесения.


Материал. Раздаточный: картинки с изображением разноцвет­ных предметов.



Ход работы. Педагог раздает детям предметные картинки, про­сит отобрать и назвать предметы только коричневого цвета. Дети называют предмет и его цвет.



































«Шоколадные конфеты»


Цели: учить выделять объекты коричневого цвета из множества разноцветных. Формировать умение устанавливать тождество од­нородных предметов по цвету способом зрительного соотнесения.


Материал. Раздаточный: карточка, на которой изображены конфеты в разноцветных обертках (7 цветов спектра и коричнево­го цвета).



Ход работы. У детей карточки, на которых изображены конфе­ты в разноцветных обертках. Педагог предлагает «собрать» все шоколадные конфеты в коричневых обертках, соединив их лини­ей. Работы анализируются, дети отвечают на вопрос, сколько кон­фет в коричневой обертке у них на карточке.






























«Что бывает коричневым?»


Цели: расширять знания детей о предметах, имеющих постоян­ный признак коричневого цвета. Учить оперировать знаниями о цвете не только в реальных действиях, но и по представлению.


Материал. Раздаточный: карточки с контурными изображени­ями предметов.


Ход работы. Педагог раскладывает перед детьми контурные изображения предметов, предлагает выбрать и раскрасить

























«Сложи картинку»


Цели: учить детей составлять предмет из частей. Развивать зри­тельную реакцию детей на цвет. Формировать умение выполнять конструктивную задачу по памяти. Учить описывать предмет, ори­ентируясь на два признака одновременно (цвет и форму).


Материал. Демонстрационный: картинка-образец с изображе­нием медведя. Раздаточный: картинка с изображением медведя, разрезанная на четыре части.



Ход работы. Дети рассматривают образец, на котором изобра­жен силуэт медведя, педагог просит назвать его цвет. Затем убира­ет образец, раздает разрезные картинки, состоящие из 4 частей, предлагает сложить их. При затруднении детей педагог вновь де­монстрирует образец. После выполнения задания дети рассказы­вают о предметном изображении.



















«Перестрой ряд»


Цели: закреплять умение узнавать и правильно называть корич­невый цвет, различать три оттенка коричневого цвета. Учить пра­вильно называть оттенки коричневого цвета, сопоставляя и про­тивопоставляя их друг другу. Обогащать речь детей словосочета­ниями: «предмет светло-коричневого цвета», «предмет ярко-ко­ричневого цвета», «предмет темно-коричневого цвета». Учить од­новременно устанавливать взаимно-обратные отношения объек­тов по светлоте.


Материал. Раздаточный: силуэтные изображения медведей ко­ричневого цвета трех оттенков.



Ход работы. Педагог раздает силуэтные изображения медведей коричневого цвета трех оттенков и предлагает выложить сериацион- ный ряд в порядке убывания светлоты. Дети выкладывают сериаци- онный ряд по правилу, называют цвета и оттенки предметных изо­бражений, обращая внимание на последовательное расположение объектов, отличающихся светлотой, направление ряда. После вы­полнения задания им предлагается перестроить ряд, т.е. выложить объекты в порядке возрастания светлоты, от светлого к темному.

















«Угадай, где пропущено»

Цели: учить создавать упорядоченный ряд по светлоте из пяти объектов коричневого цвета. Закреплять умение правильно отра­жать в речи правило ранжирования объектов по оттенкам светло­ты. Учить действовать при обследовании цветовых свойств пред­метов, не только прикладывая объекты друг к другу при сравне­нии, но и сопоставляя смежные объекты, выбирая нужный. Фор­мировать умение находить в сериационном ряду место пропущен­ного элемента

Материал. Демонстрационный: силуэты грибов, шляпки кото­рых пяти оттенков коричневого цвета. Раздаточный: тот же.

Ход работы. Педагог раздает детям силуэты грибов, шляпки кото­рых пяти оттенков коричневого цвета, и предлагает выставить в ряд от самого светлого до самого темного. Дети самостоятельно создают сериационный ряд по правилу, называют оттенки шляпок грибов. После этого дети приглашаются к фланелеграфу, на котором выло­жен ряд из грибов, но в другой последовательности, от темного к светлому. Дети рассматривают его, рассказывают о направлении ря­да, последовательном расположении объектов по светлоте. Педагог просит детей отвернуться, в это время он убирает какой-либо гри­бок, сдвигает ряд. Дети поворачиваются и находят место грибка в ряду, объясняют свое решение. Игровое упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз из ряда педагог убирает по одному объекту.









«Найди лишний»



Целы: упражнять в построении упорядоченного ряда по светло­те из пяти объектов коричневого цвета в соответствии с правила­ми ранжирования объектов по цветовым свойствам. Побуждать детей к зрительному сопоставлению смежных объектов по светло­те, выбирая на глаз нужный. Формировать умение находить в се- риационном ряду лишний объект. Развивать навык быстро и пра­вильно отыскивать в памяти слово, требуемое для обозначения нужного оттенка.


Материал. Демонстрационный: силуэтные изображения листь­ев дуба пяти оттенков коричневого цвета. Раздаточный: тот же.


Ход работы. Педагог раздает детям силуэтные изображения ли­стьев дуба пяти оттенков коричневого цвета, просит разложить их в ряд от светлого к темному. Дети самостоятельно создают сериа­ционный ряд по правилу, называют оттенки листьев. После этого дети приглашаются к фланелеграфу, на котором выложен ряд из листьев дуба, но в другой последовательности, от темного к свет­лому. Дети рассматривают его, рассказывают о направлении ряда, последовательном расположении объектов по светлоте. Педагог просит детей отвернуться, в это время он добавляет еще один ли­сток дуба, соответствующий какому-либо оттенку листа, входя­щего в ряд. Дети поворачиваются и находят лишний листок в ря­ду, объясняют свое решение. Игровое упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз в ряд добавляется листок другого оттенка, но такого, который уже есть в ряду.










«Чайный сервиз»



Цели: познакомить детей с теплыми и холодными цветами спектра. Сформировать представление о том, что красный, оран­жевый и желтый цвета и их оттенки — это теплые цвета; синий, голубой, фиолетовый и их оттенки — холодные цвета, зеленый цвет — это нейтральный цвет.


Материал. Демонстрационный: картинка с изображением раду­ги. Раздаточный: красные и синие листы бумаги с изображениями чайника и чашки; набор разноцветных кружков всех цветов радуги.


Ход работы. Дети рассматривают изображение радуги, называ­ют все цвета радуги. Педагог сообщает: «Цвета радуги подразделя­ются на теплые и холодные цвета. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете — это красный, оранже­вый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные — с представ­лением о воде, снеге и т.п. — это синий, голубой, фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с этими цветами. Зеленый цвет считается нейтральным, его мы не будем относить ни к теп­лым, ни к холодным цветам». Предлагает повторить названия теп­лых и холодных цветов и показать их на радуге. Затем детям раздаются листки с изображениями чайника и чашки и набор с цветны­ми кружками. Педагог сообщает задание: «Украсить чайник и чашку, которые изображены на красном листе бумаги кружками теплых цветов, а на листе синего цвета — холодных». Дети повто­ряют задание и приступают к его выполнению. В конце занятия педагог дает оценку выполненной детьми работы.





«Цветное лото»



Цели: продолжать формировать у детей умение различать оттенки в пределах одного цвета, называть предметы одного цвета, но раз­ных оттенков; формировать понятия, что разные оттенки красного, оранжевого и желтого цвета — это теплые цвета, а разные оттенки голубого, синего и фиолетового цвета — это холодные цвета.


Материал. Демонстрационный: 24 карточки (квадратики) крас­ного, оранжевого, желтого, синего, голубого и фиолетового цвета 4 оттенков. Раздаточный: 6 карт, разделенные на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета, но разных оттенков: красно­го — звезда, флажок, цветок, вишня; оранжевого — морковь, лиса, цветок, апельсин; желтого — лимон, подсолнух, репа, груша; голу­бого — колокольчик, воздушный шарик, чашка, чайник; синего — воздушный шарик, василек, машина, бабочка; фиолетового — сли­ва, цветок (фиалка), ваза, мячик



Ход работы. Педагог раздает детям карты, а посередине стола кладет 24 квадратика 6 цветов разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем про­сит рассказать, какие оттенки какого цвета использованы худож­ником. Например: «У меня все предметы красного цвета, но раз­ных оттенков. Вишня — самого темно-красного цвета. Флажок — чуть светлее. Звездочка — еще светлее. Цветок — самого светло- красного цвета». После этого детям предстоит ответить, теплого или холодного цвета предметные изображения у них на карте











«Составь узор»

Цели: учить создавать орнаментальные узоры, используя холод­ные и теплые цвета. Упражнять в дифференциации теплых и хо­лодных цветов при создании орнаментальных узоров из элемен­тов четырех оттенков шести цветов спектра, выбирая нужные от­тенки из нескольких предложенных. Учить сопоставлять свою ра­боту с образцом.


Материал. Демонстрационный: два образца с орнаментальны­ми узорами, выполненных из геометрических фигур. Один обра­зец — из элементов в теплых тонах, другой — в холодных (см. рис. 6). Раздаточный: карточка с графическим изображением узо­ра и набор из геометрических фигур 4 оттенков шести цветов спектра.



Ход работы. Вниманию детей предлагается два узора, выпол­ненных из геометрических фигур. Дети сравнивают их между со­бой, определяют сходство и отличия: «Узоры похожи тем, что в них использованы одни и те же геометрические фигуры, а также их расположения, но отличаются тем, что в одном случае узор вы­полнен в холодных тонах, а во втором — в теплых». Педагог разда­ет детям по одной карточке с графическим изображением орна­ментальных узоров и объясняет, что ее они должны заполнить элементами либо в теплых тонах, либо в холодных. Дети принима­ют решение и выполняют задание с опорой на образец, тщательно подбирая нужные оттенки того или иного цвета.







«Разложи карандаши»


Цели: упражнять в дифференциации теплых и холодных цветов в процессе практических действий с объектами разных оттенков красного, оранжевого, желтого, голубого, синего и фиолетового цвета. Закреплять знания детей о том, что зеленый цвет — это ней­тральный (промежуточный) цвет, который мы не относим ни к теплым, ни к холодным цветам.


Материал. Демонстрационный: 2 стаканчика — один красного цвета, другой — синего; набор из цветных карандашей разных от­тенков красного, оранжевого, желтого, голубого, синего и фиоле­тового цвета и карандаши чистого зеленого цвета, т.е. не содержа­щего элементов других цветовых тонов.


Ход работы. На столе у педагога 2 стакана красного и синего цвета. Педагог уточняет знания детей о теплых и холодных цветах, предлагает поставить в красный стакан карандаши теплых тонов, а в синий — холодных. У детей остаются зеленые карандаши. Пе­дагог просит объяснить, почему карандаши зеленого цвета дети не поставили ни в один, ни в другой стаканчик: «Он является ней­тральным (промежуточным), мы не относим его ни к теплым, ни к холодным цветам». «Зеленый карандаш мы положим между ста­канчиками», — говорит педагог.















«Наведи порядок»



Цели: продолжать учить дифференцировать теплые и холод­ные цвета. Развивать способность устанавливать сходство и раз­личия между предметными изображениями, сравнивать их по цвету и исключать не относящийся к группе предметов и поня­тий.


Материал. Раздаточный: конверты с четырьмя кармашками, на всех кармашках по одному изображению предмета, силуэт кото­рого прорезан. В каждый кармашек вставлен цветной прямо­угольник (см. рис. 7); набор разноцветных прямоугольников.



Ход работы. Педагог раздает детям конверты с четырьмя цвет­ными предметными изображениями, просит рассмотреть их и определить, какое цветное изображение не подходит к другим. Выбрать из набора карточку (прямоугольник) нужного цвета и за­менить на тот цвет, который не подходит. Объяснить свои дей­ствия: «Не подходит карточка красного цвета, потому что это теп­лый цвет, а все предметы должны быть холодного цвета».























«Раскрась узор»



Цели: учить создавать орнаментальные узоры, используя холод­ные и теплые цвета. Упражнять в дифференциации теплых и хо­лодных цветов при создании орнаментальных узоров из элемен­тов разных оттенков красного, оранжевого, желтого, голубого, си­него и фиолетового цвета.


Материал. Демонстрационный: два образца с орнаментальны­ми узорами, выполненными из геометрических фигур. Один об­разец — из элементов в теплых тонах, другой — в холодных. Раз­даточный: лист бумаги с графическим изображением орнамен­тального узора и набор карандашей разных оттенков красного, оранжевого, желтого, голубого, синего и фиолетового цвета.


Ход работы. Вниманию детей предлагается два узора, выпол­ненных из геометрических фигур. Дети сравнивают их между со­бой, определяют сходство и отличия: «Узоры похожи тем, что в них использованы одни и те же геометрические фигуры, одинако­во расположенные, но отличаются тем, что в первом случае узор выполнен в холодных тонах, а во втором —- в теплых». Педагог раздает детям по одному рисунку с графическим изображением орнаментальных узоров и предлагает раскрасить элементы узора либо в теплых тонах, либо в холодных, по своему усмотрению. Де­ти выполняют задание без опоры на образец.















«Найди игрушку такого же цвета»



Цели: развивать зрительную память в процессе соотнесения двух объектов по цвету с опорой на образец. Учить узнавать и на­зывать цвета.


Материал. Демонстрационный: игрушки 4 цветов спектра (крас­ного, желтого, зеленого, синего), они закрыты салфеткой. Раздаточ­ный: по одной игрушке аналогичных цветов на каждого ребенка.



Ход работы. Педагог приглашает детей к демонстрационному столу, снимает салфетку, предлагает рассмотреть игрушки и найти среди них такую же по цвету. В случае затруднения выполнения задания по образцу однородность объектов по цвету устанавлива­ется при их непосредственном контакте, т.е. путем приложения или наложения. Дети называют игрушки, их цвет.





43




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека по формированию представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет

Автор: Шалагина Елена Анатольевна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Программа дополнительного образования "Предшкольная подготовка "Ступеньки""
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_priedshkol_naia_podghotovka_stupien_ki"
    ["file_id"] => string(6) "429813"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506443077"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проект "Развитие личности ребенка в современных условиях  с учетом гендерного воспитания""
    ["seo_title"] => string(103) "proiekt-razvitiie-lichnosti-riebienka-v-sovriemiennykh-usloviiakh-s-uchietom-ghiendiernogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308468"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458583358"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательский проект:   ВОДА ВОЛШЕБНИЦА"
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-voda-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "282597"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453717432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства