kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Картотека упражнений для зрительной гимнастики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Картотека упражнений для зрительной гимнастики"»








КАРТОТЕКА

ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ






Составила учитель - дефектолог

Жилкина Ирина Геннадьевна




****


«Глазкам нужно отдохнуть»

Глазкам нужно отдохнуть.  (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)


****

 «Бабочка»

Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)


****

«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем  (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.(Глазами смотрят вверх-вниз)


****

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.(Смотрят вниз.)




****


«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!(Встают и глаза поднимают вверх.)


****

«Белка»

Белка дятла поджидала,(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).


****

  «Теремок»

Терем- терем- теремок!(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.(Моргают глазами.)

****

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.(Прыгаем, как зайчики ).


****

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.


****

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчанье.(Закрывают глаза руками.)

Вот какая красота.


****

«Кот»

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!(открыть оба глаза).


****

«Качели»

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз (посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз (посмотреть вверх, вниз).


****

«Лучик»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.(Отводят взгляд вправо.)


****

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняются действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.


****

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза).


****

 «Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

 Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.


****

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!





****

«Гимнастика для глаз»

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.


****

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.


****

«Автобус»

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.


****

«Сова»

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка -сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

             

****

«Часы»

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.


****


Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!


****

 «Хомка»

Хомка - Хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт

Глазки свои Хомка трет.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит Хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Прыг! и в норочку бегом!


****

«Жук»

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно—

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж. »


****

"Дождик"

Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап!

Мы на небо посмотрели, (то же самое)

Капельки кап - кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим. (приседают).





****

"Самолет"

Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)

С ним собрался я в полет,

Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и прослеживают взглядом)

Посмотрел.                                                                    

Левое крыло отвел,

Поглядел.


****

"Тишина"

Мы устали все чуть - чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.


****

Наши глазки так устали,

Мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку,

Сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо.

Повторяем все еще.




****

Цветы”

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) 

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) 

Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) 

Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам) .


****

Весёлая неделька”

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!


****

В правую руку свой мячик возьми, (Взор следует за мячом)

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись. (В какой руке у нас сейчас мяч)

Правого плечика мячик коснётся.

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.


****

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, (поворот вправо)

Оглядимся величаво,(поворот влево)

Поглядеть из- под ладошек.

И направо, и еще (поворот вправо)

Через левое плечо (поворот влево)

Буквой “Л” расставим ноги

Точно руки в боки

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!



****

Раз, два, три, четыре, пять. Дети выполняют круговые движения глазами

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий. Посмотреть вверх – вниз.

Там редиска, там салат – Посмотреть влево, вправо.

Наша грядка просто клад! Быстро поморгать.



****

«Грибочки»
Шляпки опят, как монетки горят.         (Дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят.         (Часто моргают глазами.)


****

«Ослик».
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва.(Выполняются круговые движения глазами.)



****
Жёлтый -  красный … -прослеживание глазами за движением  листочка

вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.

Красный – жёлтый

Разный  красный. движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6 раз.

Жёлтый разный.

Это ветер листья носит. - поморгать и закрыть глаза.

Звонкий ветер.

Это осень.


****

«Зажмуривание».

Ход: выполняется сидя, спина прямая. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.


****


«Далеко - близко».

Ход: стоя у окна, посмотреть вдаль, назвать что увидели, перевести взгляд на близкие предметы. Повторить 2 раза.





****


«Волшебный сон».

(Закрыть глаза на 30 – 60 секунд)

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…

Нам дышится легко, ровно, глубоко… пауза

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Глазки открываем, крепче кулачки сжимаем,

их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться! Всем проснуться!



****

«Чёрный стишок».

Чёрной ночью Ладошки разогреть, потереть друг о друга

Чёрный кот и накрыть глаза ладошками. Выполнять

Прыгнул в чёрный дымоход, сидя или лёжа, на 30 секунд.

В дымоходе чернота

Отыщите-ка кота.


****

«Вверх - вниз».

Смотрим прямо, смотрим вверх, Взгляд прямо, затем вверх.

Выше всех и дальше всех!

А теперь посмотрим вниз, Взгляд вниз.

Мышцы глаза напряглись!

Возвращаемся обратно, Взгляд прямо, затем закрыть глаза.

Расслабление приятно! (В процессе выполнения гимнастики голова остаётся не подвижной)



****

«Влево - вправо».

Ход: посмотреть влево – вправо, следуя за шариком и не поворачивая головы. Повторить 4 раза. (Гимнастика проводится с использованием цветного шарика.)

Если взгляд я отведу, шарик слева я найду.

Теперь вправо посмотрю, глазами шарик провожу.


****


«Я ничего не боюсь…».

Ход: Крепко зажмурить глаза на 5 – 10 секунд, затем широко их открыть и громко сказать «Я ничего не боюсь…. Повторить 3 – 4 раза.


****


«Кораблик».

Ход: Найти неподвижный предмет (яркая точка на окне) и смотреть на него, не отводя взгляда, покачиваясь с ноги на ногу влево – вправо.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А вторую поднимаем!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Картотека упражнений для зрительной гимнастики"

Автор: Жилкина Ирина Геннадьевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Картотека гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(72) "kartoteka_gimnastiki_dlia_glaz_dlia_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "643839"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1704966976"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Особенности организации работы по профилактике нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ."
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_organizatsii_raboty_po_profilaktike_narushenii_zreniia_u_detei_stars"
    ["file_id"] => string(6) "473844"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1529493044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Узнай себя»"
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiiu_v_starshei_gruppe_uznai_sebia"
    ["file_id"] => string(6) "557824"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1600500237"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект на тему "Лето,цветы луговые" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-na-tiemu-lieto-tsviety-lughovyie"
    ["file_id"] => string(6) "229326"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441705063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства