Сентябрь Прогулка 10 Наблюдение за осенним лесом Цели: — формировать обобщенное представление об осени как о времени года; — учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев; — закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень); — воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Ход наблюдения Вот и осень наступила, Листья пожелтели И, скользя по воздуху, На землю улетели! Вот и лес стоит густой, Качает нам всем головой, Ветки ласково он тянет, В гости нас зовет и манит. Здравствуй, здравствуй, добрый лес, Полный сказок и чудес! Мы никого здесь не обидим И чудеса твои увидим! Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом, ответить на вопросы. ♦ Как нам узнать березу среди других деревьев? ♦ Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) ♦ Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) ♦ Какого цвета ветки? ♦ Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме. Воспитатель организует игры с детьми. «На месте не стой, вокруг березки хоровод построй». | Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом. Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем? «Раз, два, три быстрей осину найди». Как называется это дерево? (Осина.) Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.) Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.) Сколько стволов у осины? Какого цвета листья? Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом. Исследовательская деятельность Собрать листья осины и березы для гербария. Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка). Приложить березовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.) Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям. Воспитатель задает детям вопросы. ♦ Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.) ♦ Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.) Почему не нужно срезать и ломать ветки? Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.) Можно ли срывать цветы? (Нельзя.) А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.) Подвижная игра «С кочки на кочку». Цель: формировать навыки прыжков в длину. Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества. |
Октябрь Прогулка 1 Наблюдение в аптекарском огороде Цели: закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада; Ход наблюдения Воспитатель предлагает детям обратить внимание на растения в аптекарском огороде, задает вопросы. ♦ Почему, крапива растет на аптекарском огороде? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они останавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витаминами К, С.) ♦ Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья производится только в период цветения — с июня по август.) ♦ Чем богаты плоды шиповника? (Витаминами А, Р, В, С. Содержат яблочную и лимонную кислоту; плоды шиповника следует собирать только зрелые, когда листья на кустах начнут менять свою окраску на осеннюю.) Почему на нашем аптекарском огороде растет кипрей Как еще его называют? (Иван-чай.) Чем полезен кипрей? (Его используют при болезнях желудка, как противовоспалительное средство.) Заготавливают листья и цветы кипрея во время цветения июле. Они богаты витамином С, помогают при болезнях желудка. Особенно вкусный чай получается из одних цветов. Календула (ноготки). Цветки этого растения можно заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином С, обладают противовоспалительными, ранозаживляющими действиями. Отвар из цветков календул используют в виде полосканий при ангине. | Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения. Мать-и-мачеха. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев применяют как отхаркивающее средство. Правила поведения в природе: из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную книгу; - нельзя вырывать растения с корнем; лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки; нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Исследовательская деятельность Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку. Трудовая деятельность Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка. Цель: формировать желание трудиться в коллективе. Подвижные игры «Северные олени». Цели: формировать знания о северных оленях, их повадках; развивать умение передвигаться длинными прыжками. «Лиса мышкует». Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловишки. Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу. Цель: развивать ловкость, выносливость. |