Просмотр содержимого документа
«Картотека опытов «Чудеса для детей»»
Картотека опытов «Чудеса для детей» (с цветом и водой).
Бывают ли на свете чудеса? Пусть не такие невероятные, как в сказках, но бывают. И эти маленькие чудеса мы можем создать сами. У них даже есть название. Это фокусы и весёлые опыты. И каждый из вас может стать волшебником. Ребенок рождается исследователем. Экспериментирование – это процесс в результате, которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями и желание понять – почему же именно так происходит! Несложные опыты с воздухом, водой, мыльной пеной вызывают восторг детей, способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром, знакомят со свойствами воды, воздуха, льда, соды и др. Для малышей актуален принцип повтора, поэтому многие эксперименты постоянно повторяются. А для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы.
Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. В серии домашних опытов вы узнаете - почему это так происходит и отчего зависит.
Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Игр с водой можно придумать бесконечное количество, мы собрали здесь самые-самые интересные. А также мы включили в обзор простые и зрелищные опыты!
Цель: Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях.
Задачи:
Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
Возможность использовать материалы, которые не используются при работе в группе с большим количеством детей,
Развитие интереса к совместной деятельности, − развитие понимания родителями возможностей, способностей своего ребенка.
Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме. Мы предлагаем вам несколько опытов, которые помогут вам наглядно показать ребенку такие понятия как состав цвета, смешивание цветов, натуральные красители. Кроме того, эти простые опыты позволят ре соприкоснуться с миром природы, помогая ему понять, как растения пьют воду.
Эксперимент «Гуляющая вода».
Нам понадобится: два стакана, плотная бумажная салфетка или полотенце, пищевой краситель, вода.
Ход эксперимента:
Наполните один стакан водой, второй оставьте пустым. Растворите любой цвет на свой вкус в стакане с водой. Сверните бумажное полотенце трубочкой. Один конец опустите в стакан с окрашенной водой, второй в пустой стакан, чтобы получился бумажный мост. Теперь запаситесь терпением и наблюдайте, как вода из полного стакана будет перетекать в пустой стакан. Что удивительно, процесс остановится только тогда, когда в обоих стакан будет одинаковое количество воды. Вот такой простой фокус для детей.
Эксперимент «Смешивание цветов».
Если Вы уже с детьми пробовали смешивать цвета, и он знает, что из основных - красного, синего и желтого, могут получится зеленый, оранжевый и фиолетовый и целая масса оттенков, то ему все равно будет интересно, произойдет ли это при перетекании воды из полных стаканов с разными цветами в пустой. Если же нет, то он будет в полном восторге. Принцип тот же, что и в предыдущем опыте, только в этот раз мы используем два основных цвета. На фото - это желтый и синий, которые смешиваясь, дают зеленый. Вот такая увлекательная физика детям.
Количество предметов зависит от того, в какие цвета вы хотите покрасить вашу капусту. Соответственно, сколько красителей, столько нужно листов капусты и банок. Для начала добавим немного воды в каждую из емкостей. Растворяем в каждом сосуде краситель порошок или добавляем по несколько капель в воду. Ждем, пока вода не окрасится в яркие сочные цвета. В каждый сосуд кладем по одному листу китайской капусты. Теперь наблюдаем, как капуста будет пить окрашенную воду. Для наилучшего результата оставляем баночки с капустой на ночь, а утром радуемся разноцветным листьям! Самое интересное, что помимо капусты в баночки с водой можно ставить любые цветы и растения без корней и смотреть, как изменится их окрас. По мере того как цветы будут «пить» воду они будут менять цвет - от еле заметного оттенка к яркому.
тт
Радуга – невероятное природное явление, которое вызывает у детей улыбки и ощущение радости. Она появляется там, куда уходят грозовые тучи и видна до тех пор, пока капли дождя часто и равномерно падают на землю. Цвета радуги расположены в строго определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Создать семицветную красавицу, можно самостоятельно, используя простые подручные материалы. Он понравится ребятам любого возраста, позволит развить фантазию и креативное мышление.
Эксперимент «Радуга из Skittles».
Вариант 1.
Нам понадобятся: большая плоская тарелка, упаковка Skittles, вода.
Ход эксперимента: Нужно подобрать подходящую тарелку и выложить Skittles по кругу, придерживаясь определённой цветовой схемы — например, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый. Затем в тарелку наливаем горячую воду и конфеты начинают таять, образуя в тарелке настоящую радугу. Почему так происходит? Конечно же, потому что Skittles богаты разнообразными красителями.
Вариант 2.
Что нужно сделать:
Наполните контейнер водой. Прикрепите к контейнеру зеркало, используя пластилин. Половина зеркала должна находиться под водой, а вторая половина – над водой, иначе эксперимент будет неудачным. Поставьте контейнер на подоконник или в другое место, на которое попадают прямые солнечные лучи; Возьмите лист бумаги и поднимите его над контейнером, пытаясь поймать радугу. Положение листа и зеркала можно изменять. Если повезёт, то вы сможете увидеть вторичную радугу – это свет, отражающийся в призме несколько раз. Вторичная радуга окружает первую, являясь более бледной.
Вариант 3. Эксперимент «Живая радуга».
Что нужно для эксперимента: 2 стаканчика; ставим рядом друг с другом бумажные полотенца; фломастеры или маркеры; вода.
Ход эксперимента: Подготовьте бумажные полотенца .Нам нужны полоски 10 сантиметров в ширину и 20 сантиметров в длину. Нанесем цветными фломастерами на нее начало радуги. Опустим в воду подкрашенную сторону салфетки, чтобы она немного касалась воды. Вода пропитает ее, и радуга начнет расти вверх. Наблюдаем за результатом. Через минуту вы уже увидите, как окрашенная вода стала подниматься по салфетке.
Не все дети по разным причинам любят купаться в ванной. Сделаем не сложную игру «Волшебное озеро», где на глазах ребенка будут распускаться цветы и по дуновению ветерка плыть лодочка. И пребывание в ванной станет интересным и увлекательным.
Эксперимент «Волшебное озеро».
Что нужно для эксперимента: цветная бумага, ножницы, фломастеры, чаша с водой.
Ход эксперимента: С помощью оригами сложим лодочку, пароход.
Теперь подготовим цветы «Кувшинки». Из листа зелёной бумаги вырезаем листики кувшинок. По желанию можно закрутить края листика вовнутрь с помощью ножниц. Процесс изготовления лодочки и кувшинок не сложный, привлеките не только ребенка, но и остальных членов семьи к изготовлению «Волшебного озера». Им то же будет интересно! Приготовим заготовки из бумаги и чашу с водой. Если заготовки получились большими или их очень много, можно использовать таз с водой.
Теперь аккуратно спускаем цветы и листья на воду…. И на ваших глазах происходит чудо, цветы распускаются, листья расправляются!!!
Цветы распускаются быстро, поэтому советую цветочков сделать больше. Налюбовавшись распусканием цветов, спустим на воду лодочки и устроим соревнование. Дуем на лодочку, какая будет первой?!
Лед в природе сам по себе прекрасен – твердый, сверкающий, прозрачный. Это одно из состояний воды – твердое. Но на предварительном этапе опыта нам понадобится другой лед – цветной. Сделать его очень просто.
Опыт « Цветные льдинки».
Материал: Емкость для замораживания воды , гуашь или пищевые красители.
Ход эксперимента: Для выполнения этого опыта с детьми, необходимо налить воду в разные формочки ( формочки должны быть устойчивыми , чтобы вода не пролилась).. Далее дети гуашевыми красками окрашивают воду и выносим цветные формочки на холод. Что же произошло с водой? Она замерзла и превратилась в цветную льдинку.
Почему вода в формочке замерзла? Да потому, что на улице зима и очень холодно.
Опыт « Ледяные самоцветы».
Материал: Емкость для замораживания воды или формочки для льда, соль, разноцветные краски или пищевые красители, пипетки. Ход эксперимента: Для выполнения такого красивого опыта с детьми, заранее наморозить льда в красивых формочках разных размеров и посуду с рифлеными краями или силиконовые формы для выпекания. Когда лед готов, приготовьте несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой раствор(добавив в воду много соли и пищевой краситель). Разложите ваши льдинки на подносе, и с помощью пипетки наносите краску на их поверхность. Капая таким раствором на лед, соль его расплавит, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска. Если накапать на льдинки несколько цветов такого раствора, можно получить очень красочные узоры!
Дома очень много интересных вещей, с которыми можно поэкспериментировать. Например: Нагнать тучи и устроить дождь из папиной пены для бритья. Чем больше ребенок узнает об облаках, их форме и цвете, тем больше он интересуется тем, как облака связаны с появлением дождя. Эксперимент с пеной для бритья — отличный способ это объяснить.
Эксперимент « Дождик, дождик». Вариант 1
Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность.
Нам понадобится: пена для бритья, красители разного цвета.
Ход эксперимента:
Для начала - попросите ребенка наполнить стакан водой, не доливая до краев. Затем аккуратно добавьте слой пены для бритья на воду. Обязательно проследите за тем, чтобы он не был слишком плотным, иначе вам долго придется сидеть и ждать магии. Теперь просто добавьте несколько капель пищевого красителя на пену. Краситель постепенно начнет проседать через пену и падать в воду, которая находится под «облаком». Кажется, что это действительно дождевые полосы. Выглядит просто волшебно! Малышам нравится пушистая консистенция «облаков»: цветной «дождик в банке» с пеной напомнит им естественные природные явления.
Если пена вдруг закончилась, а очень хочется сделать дождь.
Вариант 2 «Дождик в банке».
Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность.
Нам понадобится: банка, растительное масло, пищевой краситель, вода. Выглядит все эффектно и много времени и сил не потребует.
Ход эксперимента:
Наполните банку теплой водой примерно на две трети. В небольшую мисочку налейте 3-4 ложки растительного масла и капните в него пищевой краситель разного цвета (если краситель у вас в порошке, сделайте водный раствор). Перемешайте масло и краситель вилкой, чтобы получились более мелкие разноцветные капли — вода с маслом не смешается, так что бояться нечего. Аккуратно вылейте масло с краской в воду и следите за тем, что происходит. Вот что получилось у наших родителей. Волшебство при смешивании красок.
Следуйте мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Устраивайте настоящее представление вместе - занимательные опыты, непринуждённо знакомят ребят с законами физики и химии.