Просмотр содержимого документа
«Картотека для развития речи у детей дошкольного возраста (2младшая группа)»
Картотекадля развития речи у детей дошкольного возраста (2младшая группа)
Развитие речевого дыхания
Упражнение на выработку воздушной струи
«Снегопад»
Цель: выработать длительную,
направленную струю воздуха.
Описание. Вытянуть губы вперед
трубочкой и сдуть с ладони снежинки
(рыхлые ватные комочки). Достаточно 3-
5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к
головокружению.
Следить, чтобы не надувались щеки, для
этого их можно слегка придерживать
пальцами. Не допускать, чтобы
воздушная струя была прерывистая.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (А.Барто)
Упражнение «Подул ветерок»
Цель: отработка длительного, плавного
ротового выдоха.
Описание. Взрослый рассказывает:
«Наступило лето. Выросла травка большая,
большая. Подул легкий ветерок и травка
заколыхалась» Он раздает детям
«султанчики» зеленого цвета со словами:
«Это у нас будет травка. По команде «Подул
ветерок!» дети дуют на «травку». Затем
говорит: «Ветерок дует по дорожке, и вы
тоже сделайте дорожку из язычка. Откройте
рот, положите широкий язык ни нижнюю
губу».
Проследив за тем, чтобы дети положили
широкий язык на нижнюю губу, взрослый
дает команду: «Подул ветерок!»
Следить, чтобы дети не натягивали нижнюю
губу на нижние зубы, а язык был широко
распластанным – боковые края касались
углов рта.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Хоботок»
Цель: Укреплять круговую мышцу рта,
развивать умение вытягивать вперед округленные губы (для произнесения звука У)
Описание. Зубы сомкнуты. Губы округлены и
вытянуты вперед, как при звуке у. Дети сидят
перед зеркалами. Взрослый произносит
стихотворение
* * *
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
* * *
Слон свой длинный
хоботок
Далеко тянул вперед.
Покажи-ка нам, дружок,
Как тянулся хоботок.
Упражнение «Лопаточка»
Цель: выработать умение, расслабив мышцы
языка, удерживать его широким.
Описание. Приоткрыть рот, улыбнуться.
Широкий, расслабленный язык положить на
нижнюю губу. Удерживать в таком
положении 5-10 секунд.
* * *
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз – два – три – четыре – пять!
Язык надо расслаблять.
* * *
Язык широкий, гладкий,
получается лопатка.
И при этом я считаю:
раз,два,три,четыре,пять
Упражнение «Чищу зубы»
Цель: выработать умение удерживать кончик
языка за нижними и верхними зубами, делать
круговые движения зыком.
Описание. Улыбнуться, показать зубы.
Приоткрыть рот и кончиком языка
«почистить» сначала нижние, а потом верхние
зубы, делая движения из стороны в сторону.
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
Чищу зубы,
Чищу зубы
И снаружи…
И внутри…
Не болели,
Не темнели,
Не желтели чтоб они. Упражнение «Трубочка»
Цель: Укреплять круговую мышцу рта,
развивать умение вытягивать вперед округленные губы (для произнесения звука У)
Ход игры. Зубы сомкнуты. Губы округлены и
вытянуты вперед, как при звуке у. Дети сидят
перед зеркалами. Взрослый произносит
стихотворение
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
И на трубочку похожи,
Подудеть в нее мы
можем:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Развитие мимики
«Какое у меня настроение?»
Цель: Учить понимать эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики и жестов. Воспитывать дружбу и заботу друг о друге. Игровые правила: доброжелательно относиться друг к другу. Игровые действия: передача настроения мимикой. Ход игры: Воспитатель выдает детям зеркала. Показывает картинку. Просит высказаться по поводу настроения изображенного героя. Затем предлагает посмотреть в зеркало и нахмуриться как тучка, рассердиться как волк, изобразить испуганного зайчика, удивиться как малыш, улыбнуться как солнышко.
«Давайте познакомимся!»
Дидактическая задача: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Игровая задача: Сказать кукле своё имя
Игровые действия: Подойти к кукле, поздороваться и назвать своё имя.
Правила игры: Подходить друг за другом
Ход игры: К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.
Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Давай познакомимся, меня зовут кукла Маша, а тебя? Очень приятно!». Дети по одному подходят к кукле и называют свое имя. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.
«Хорошо - плохо»
Дидактическая задача: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.
Игровая задача: Оценить поступок на картинке.
Игровые действия: Рассмотреть картинку, рассказать, что на ней изображено.
Правила игры: подходить друг за другом.
Ход игры: Дети играют в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, описывают, что видят и оценивают поступок. Например, двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки куклу, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
Развитию мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и
«опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –