Картотека дидактических игр с детьми дошкольного возраста по речевому развитию
Картотека дидактических игр с детьми дошкольного возраста по речевому развитию
В разработке представлена подборка дидактических игр для детей дошкольного возраста, которые педагогически целесообразно включать в работу с обучающимися по речевому развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр с детьми дошкольного возраста по речевому развитию»
Картотека
дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста.
Ранний возраст.
1.Олины помощники.
Цели: образовывать форму множественного числа глаголов.
Описание: В гости к детям пришла кукла Катя. Она предлагает рассказать, что умеют делать наши руки (они рисуют, красят, лепят.) Что умеют ниши ноги (они ходят, бегают, топают)
2.Разноцветный сундучок.
Цели: Учить детей называть предметы.
Описание: Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка Таня загляни -ка,
Вынь картинку, назови.
(Дети достают картинки и называют то, что на них нарисовано
3.Помоги мишутке найти свою тарелку.
Цели: учить детей сравнивать предметы по размеру (большой, маленький), сопоставлять их.
Описание: ребёнок бросает вместе с воспитателем кубик и произносит:
Вертись, крутись на бочок ложись.
Затем ребёнок изображает, то, что нарисовано на кубике (например, корова, произносит соответствующий звук муууу)
5.Почтальон принёс открытку.
Цели: учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.
Описание: Почтальон принёс открытку, дети называют, то что изображено на ней, и действие персонажа, например-Мишка-что он делает? Танцует. Рыбка-плывёт.
Младший возраст.
1.Громко-тихо.
Цели: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Описание: Воспитатель просит ребёнка называть слова: сначала тихо, потом громко.
Описание: дети дуют на пёрышко. Которое лежит на ладони.
3.Чего не стало?
Цели: упражнять детей в образовании форм родительного падежа множественного числа.
Описание: на столе лежат предметы, дети называют их и запоминают, потом предметы закрываются салфеткой, воспитатель незаметно убирает один предмет и открывает салфетку. Спрашивает у детей, чего не стало?
4.Один-много.
Цели: учить детей употреблять существительное единственного и множественного числа.
Описание: На мольберте расположены картинки с изображением предметов, животных, и тому подобное. На одной картинке один предмет, на другой много предметов, ребёнок по очереди называет, один воробей, много воробьёв, одна тарелка, много тарелок.
5.Чудесный мешочек.
Цели: учить детей в ходе игры определять, что это за предмет, по характерным признакам, т.е. по форме, называть предмет-развивать речь и воображение.
Описание: В мешочке лежат различные предметы, знакомые детям, ребенок на ощупь должен назвать предмет, который он взял в руки.
6.Помоги зверятам найти маму.
Цели: учить различать и называть животных и их детёнышей. Закреплять правильное произношение звуков.
Описание: дети по картинкам называют животных и их детёнышей.
Цель: учит дополнять предложения словом противоположного значения, развивать речь, внимание.
Описание: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, называют слова с противоположным значением. (сахар сладкий, а соль ….солёная)
3.Мои любимые загадки.
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Описание: воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают.
4.Назови ласково.
Цели: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Описание: Воспитатель называет слово-например –кошка, просит детей назвать ласково- кошечка)
5.Кто где живёт?
Цели: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с глаголом «в»
Описание: Воспитатель показывает картинки, просит назвать кто где живёт? Например: медведь живёт в ..берлоге, белка живёт в …дупле.
6.Что из чего?
Цели: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Описание: предметные картинки например: стакан стеклянный из чего? Из стекла, ложка деревянная из дерева.
7.Скажи наоборот.
Цели: формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.
Описание: ведущий кидает мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением.
8.Узнай по описанию.
Цели: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.
Описание: Ведущий берёт карточку, составляет описательную загадку о предмете, изображенном на картинке, не показывая и не называя предмет, играющие называют варианты ответов.
Старший возраст.
1.Паровозик –вездеходик.
Цель: закрепить навык звукобуквенного анализа слов.
Описание: детям раздаются квадратики (красный, зелёный, синий,) в зависимости от того, где находится звук, дети ставят подходящие к соответствующей звуковой схеме карточки.
2.Что загадали?
Цель: формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Один из игроков загадывает, например , животное, остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать ,какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать, если ответ нет, ход переходит к следующему игроку.
-Это хищник?
-Да.
-Он из семейства кошачьих?
-Нет.
-У него серая шерсть?
-Да.
- Это волк?
-Точно
3. Найди братца.
Цель: закрепить умение детей определять первый звук в слове, различать твёрдые и мягкие звуки.
Описание: воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
4. Кто назовёт больше действий?
Цели: обогащать словарь детей глаголами. обозначающими действия предметов; развивать память, речь.
Описание: Воспитатель показывает картинки, на которых изображены предметы, дети называют действия, кто больше назовёт, тот выигрывает. Например: заяц-прыгает, бегает, грызёт.
5. Когда это бывает?
Цели: закрепить знания детей о частях суток, развивать речь, память.
Описание: Воспитатель показывает части суток на картинке, дети называют, что изображено на картинке и говорят, что можно делать в это время.
6. Назови признак предмета.
Цели: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Описание: Ведущий бросает мяч и говорит любое слово. Ребёнок называет прилагательное км этому слову. Например: лимон какой? –кислый.
7. Горячо-холодно.
Цели: закрепить умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Описание: ведущий бросает мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением.
8. Какой, какая, какие?
Цели: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Цели: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с глаголом «в», «на»
Описание: Воспитатель показывает картинки, просит назвать кто где живёт? Например: лиса живёт в норе , белка живёт в …дупле, птица на дереве.
Подготовительная группа.
1.Третий лишний.
Цели: развивать умения услышать в слове определенный звук.
Описание: Воспитатель называет, например. Слова со звуком, «а», и одно слово с другим звуком, дети должны услышать лишнее слово.
Описание: ведущий называет слова, например, цветы, и ошибается, называет лишнее слово, вместо цветка называет овощ, кто из детей первый услышал ошибку, хлопает в ладоши.
3.Назови растение с нужным звуком.
Цели: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Описание: назвать растение с заданным звуком. Например, звук «О»-одуванчик.
4.Для чего нужен предмет?
Цели: развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления, закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда, воспитывать бережное отношение к ним.
Описание: воспитатель показывает карточку с изображением предмета, ребёнок рассказывает, для чего нужен этот предмет и что с ним можно делать.
5.Да –нет.
Цели: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Описание: Воспитатель задаёт вопросы например: у зайца длинные уши?
Да!
Машина летает?
Нет!
6.Скажи по-другому.
Цели: учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Описание:
7.Части суток.
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Описание: Воспитатель показывает части суток на картинке, дети называют, что изображено на картинке и говорят, что можно делать в это время.
8.Потеряшки.
Цели: развивать у детей сообразительность, внимание, активность и самостоятельность мышления, закреплять знание детей о назначении предметов одежды.
Описание: воспитатель описывает одежду одного из детей, дети по описанию узнают кто это из детей. Потом можно меняться местами. Ребёнок описывает, остальные отгадывают.
9.Чудесный мешочек.
Цели: определить уровень развития мыслительной деятельности ребёнка. Развивать внимание, память, устную речь. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятия ребёнка.
Описание: у воспитателя мешочек с предметами. Дети находят предмет, достают его, и рассказывают всё об этом предмете.
10.Наоборот.
Цели: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Описание: воспитатель начинает, дети продолжают:
Весёлый праздник-грустный. Большой подарок-маленький,
11.Закончи слово.
Цели: развивать умение детей делить слова на слоги.
Описание: Воспитатель начинает слово: коро..ва, соба…ка, дети заканчивают.
12.Назови слово, в котором первый звук гласный(согласный)
Цели: закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков.
Описание: воспитатель просит детей назвать гласные звуки. Далее дети называют слова, в которых первый звук-гласный, тоже самое с согласными звуками.