kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека дидактических игр с детьми дошкольного возраста по речевому развитию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена подборка дидактических игр для детей дошкольного возраста, которые педагогически целесообразно включать в работу с обучающимися по речевому развитию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр с детьми дошкольного возраста по речевому развитию»

Картотека

дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста.



Ранний возраст.

1.Олины помощники.

Цели: образовывать форму множественного числа глаголов.

Описание: В гости к детям пришла кукла Катя. Она предлагает рассказать, что умеют делать наши руки (они рисуют, красят, лепят.) Что умеют ниши ноги (они ходят, бегают, топают)

2.Разноцветный сундучок.

Цели: Учить детей называть предметы.

Описание: Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка Таня загляни -ка,

Вынь картинку, назови.

(Дети достают картинки и называют то, что на них нарисовано

3.Помоги мишутке найти свою тарелку.

Цели: учить детей сравнивать предметы по размеру (большой, маленький), сопоставлять их.

Описание: Какие тарелочки мы поставим нашим мишкам? (маленькая тарелочка-маленькому мишутке, большая-большому медведю)

4.Волшебный кубик.

Цели: учить чётко произносить звуки, подражать голосам животным.

Описание: ребёнок бросает вместе с воспитателем кубик и произносит:

Вертись, крутись на бочок ложись.

Затем ребёнок изображает, то, что нарисовано на кубике (например, корова, произносит соответствующий звук муууу)

5.Почтальон принёс открытку.

Цели: учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.

Описание: Почтальон принёс открытку, дети называют, то что изображено на ней, и действие персонажа, например-Мишка-что он делает? Танцует. Рыбка-плывёт.

Младший возраст.

1.Громко-тихо.

Цели: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Описание: Воспитатель просит ребёнка называть слова: сначала тихо, потом громко.

2.Сдуй пёрышко.

Цели: обучать плавному, свободному выдоху: активизация губных мышц

Описание: дети дуют на пёрышко. Которое лежит на ладони.

3.Чего не стало?

Цели: упражнять детей в образовании форм родительного падежа множественного числа.

Описание: на столе лежат предметы, дети называют их и запоминают, потом предметы закрываются салфеткой, воспитатель незаметно убирает один предмет и открывает салфетку. Спрашивает у детей, чего не стало?

4.Один-много.

Цели: учить детей употреблять существительное единственного и множественного числа.

Описание: На мольберте расположены картинки с изображением предметов, животных, и тому подобное. На одной картинке один предмет, на другой много предметов, ребёнок по очереди называет, один воробей, много воробьёв, одна тарелка, много тарелок.

5.Чудесный мешочек.

Цели: учить детей в ходе игры определять, что это за предмет, по характерным признакам, т.е. по форме, называть предмет-развивать речь и воображение.

Описание: В мешочке лежат различные предметы, знакомые детям, ребенок на ощупь должен назвать предмет, который он взял в руки.

6.Помоги зверятам найти маму.

Цели: учить различать и называть животных и их детёнышей. Закреплять правильное произношение звуков.

Описание: дети по картинкам называют животных и их детёнышей.



Средний возраст.

1.Доскажи словечко.

Цели: учить отчётливо произносить слова, развивать слуховое внимание.

Воспитатель читает стихотворение например,:

Кот живёт у нас на крыше.

А в чулане живут…мыши

Дети должны подобрать рифму.

2.Закончи предложение.

Цель: учит дополнять предложения словом противоположного значения, развивать речь, внимание.

Описание: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, называют слова с противоположным значением. (сахар сладкий, а соль ….солёная)

3.Мои любимые загадки.

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Описание: воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают.

4.Назови ласково.

Цели: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Описание: Воспитатель называет слово-например –кошка, просит детей назвать ласково- кошечка)

5.Кто где живёт?

Цели: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с глаголом «в»

Описание: Воспитатель показывает картинки, просит назвать кто где живёт? Например: медведь живёт в ..берлоге, белка живёт в …дупле.

6.Что из чего?

Цели: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Описание: предметные картинки например: стакан стеклянный из чего? Из стекла, ложка деревянная из дерева.

7.Скажи наоборот.

Цели: формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Описание: ведущий кидает мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением.

8.Узнай по описанию.

Цели: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.

Описание: Ведущий берёт карточку, составляет описательную загадку о предмете, изображенном на картинке, не показывая и не называя предмет, играющие называют варианты ответов.



Старший возраст.

1.Паровозик –вездеходик.

Цель: закрепить навык звукобуквенного анализа слов.

Описание: детям раздаются квадратики (красный, зелёный, синий,) в зависимости от того, где находится звук, дети ставят подходящие к соответствующей звуковой схеме карточки.

2.Что загадали?

Цель: формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Один из игроков загадывает, например , животное, остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать ,какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать, если ответ нет, ход переходит к следующему игроку.

-Это хищник?

-Да.

-Он из семейства кошачьих?

-Нет.

-У него серая шерсть?

-Да.

- Это волк?

-Точно

3. Найди братца.

Цель: закрепить умение детей определять первый звук в слове, различать твёрдые и мягкие звуки.

Описание: воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

4. Кто назовёт больше действий?

Цели: обогащать словарь детей глаголами. обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Описание: Воспитатель показывает картинки, на которых изображены предметы, дети называют действия, кто больше назовёт, тот выигрывает. Например: заяц-прыгает, бегает, грызёт.

5. Когда это бывает?

Цели: закрепить знания детей о частях суток, развивать речь, память.

Описание: Воспитатель показывает части суток на картинке, дети называют, что изображено на картинке и говорят, что можно делать в это время.

6. Назови признак предмета.

Цели: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Описание: Ведущий бросает мяч и говорит любое слово. Ребёнок называет прилагательное км этому слову. Например: лимон какой? –кислый.

7. Горячо-холодно.

Цели: закрепить умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Описание: ведущий бросает мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением.

8. Какой, какая, какие?

Цели: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Описание: ребёнок выбирает карточку, воспитатель задаёт вопрос (какой? какие? какая?) ребенок отвечает. Лимон какой? -кислый, жёлтый…, Чай какой? -горячий, сладкий,





9. Кто где живёт?

Цели: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с глаголом «в», «на»

Описание: Воспитатель показывает картинки, просит назвать кто где живёт? Например: лиса живёт в норе , белка живёт в …дупле, птица на дереве.



Подготовительная группа.

1.Третий лишний.

Цели: развивать умения услышать в слове определенный звук.

Описание: Воспитатель называет, например. Слова со звуком, «а», и одно слово с другим звуком, дети должны услышать лишнее слово.

2.Кто услышит –хлопните в ладоши.

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Описание: ведущий называет слова, например, цветы, и ошибается, называет лишнее слово, вместо цветка называет овощ, кто из детей первый услышал ошибку, хлопает в ладоши.

3.Назови растение с нужным звуком.

Цели: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Описание: назвать растение с заданным звуком. Например, звук «О»-одуванчик.

4.Для чего нужен предмет?

Цели: развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления, закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда, воспитывать бережное отношение к ним.

Описание: воспитатель показывает карточку с изображением предмета, ребёнок рассказывает, для чего нужен этот предмет и что с ним можно делать.

5.Да –нет.

Цели: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Описание: Воспитатель задаёт вопросы например: у зайца длинные уши?

Да!

Машина летает?

Нет!

6.Скажи по-другому.

Цели: учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Описание:

7.Части суток.

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Описание: Воспитатель показывает части суток на картинке, дети называют, что изображено на картинке и говорят, что можно делать в это время.

8.Потеряшки.

Цели: развивать у детей сообразительность, внимание, активность и самостоятельность мышления, закреплять знание детей о назначении предметов одежды.

Описание: воспитатель описывает одежду одного из детей, дети по описанию узнают кто это из детей. Потом можно меняться местами. Ребёнок описывает, остальные отгадывают.

9.Чудесный мешочек.

Цели: определить уровень развития мыслительной деятельности ребёнка. Развивать внимание, память, устную речь. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятия ребёнка.

Описание: у воспитателя мешочек с предметами. Дети находят предмет, достают его, и рассказывают всё об этом предмете.

10.Наоборот.

Цели: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Описание: воспитатель начинает, дети продолжают:

Весёлый праздник-грустный. Большой подарок-маленький,

11.Закончи слово.

Цели: развивать умение детей делить слова на слоги.

Описание: Воспитатель начинает слово: коро..ва, соба…ка, дети заканчивают.

12.Назови слово, в котором первый звук гласный(согласный)

Цели: закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков.

Описание: воспитатель просит детей назвать гласные звуки. Далее дети называют слова, в которых первый звук-гласный, тоже самое с согласными звуками.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Картотека дидактических игр с детьми дошкольного возраста по речевому развитию

Автор: Шестяева Наталья Петровна

Дата: 30.03.2022

Номер свидетельства: 603707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Речевое развитие детей в дошкольном возрасте»"
    ["seo_title"] => string(45) "rechevoe_razvitie_detei_v_doshkolnom_vozraste"
    ["file_id"] => string(6) "553881"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592889431"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Опыт работы "ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" "
    ["seo_title"] => string(119) "opyt-raboty-formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiego-doshkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "238219"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444503577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников "
    ["seo_title"] => string(101) "priedmietno-razvivaiushchaia-srieda-kak-sriedstvo-poznavatiel-no-riechievogho-razvitiia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199041"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428505995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Картотека игр для детей второй младшей группы"
    ["seo_title"] => string(47) "kartoteka_igr_dlia_detei_vtoroi_mladshei_gruppy"
    ["file_id"] => string(6) "637811"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1696940051"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства