Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр для познавательной деятельности детей»
Содержание
Введение_________________________________стр. 2
Игры-поручения__________________________стр. 3
Игры – загадки___________________________стр. 5
Игры-беседы (диалоги)____________________стр. 7
Интернет – ресурсы_______________________стр. 10
Введение
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
С.Т. Шатский
Игры-поручения
«Что полезно, а что нет».
Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что правильный и здоровый образ жизни делает нас здоровыми; о том, что вредно для человека.
Мотивация. Желание быть здоровым.
Игровое правило. Разложить картинки на две группы, обозначенные условно «здоровый человек» и «больной человек»: в одну — картинки с правильным образом жизни в другую — с неправильным.
Игровое действие. Разложить карточки на две группы.
Материал. Картинки, изображающие здоровый образ жизни: закаливание, умывание, обливание холодной водой, занятие спортом и т.д. Картинки, изображающие нарушение здорового образа жизни: кутание, одежда не по сезону, обильное питание, плохой аппетит и т.д.
«Найди ошибку».
Дидактическая задача. Закреплять знания о семье; определять различные и одинаковые характеристики членов семьи.
Мотивация. Желание найти ошибку.
Игровое правило. Найти ошибки на картинках, где изображены все члены семьи за определенным занятием.
Игровое действие. Дети рассматривают картинки и находят ошибки типа: бабушка играет в игрушки, папа не хочет делать уроки и т.п.
Материал. Сюжетные картинки с изображением членов семьи за разными занятиями, в которых преднамеренно допущены ошибки.
Методические рекомендации. Можно предложить детям нарисовать модели с условным изображением всех членов семьи и тех видов деятельности, которые им свойственны. Второй вариант: те виды деятельности, которые для них нехарактерны, но которыми они иногда занимаются.
«Кто на кого похож?».
Дидактическая задача. Учить определять различные и одинаковые внешние черты людей, сравнивать их между собой; понимать, кто на кого похож. Мотивация. Желание узнать, кто на кого похож.
Игровое правило. Определить, кто чей родственник; разделить все картинки или фотографии на две семьи, предположив, кто из них мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. Обосновать свое решение.
Игровое действие. Разложить карточки или фотографии на две группы. Материал. Карточки или фотографии двух семей, члены которых имеют определенное внешнее сходство: цвет волос, цвет глаз, рост и т.д. Методические рекомендации. Можно предложить детям условно обозначить характерные признаки каждой семьи.
«Кто как трудится?»
Дидактическая задача. Учить сравнивать трудовую деятельность людей разных профессий, формировать представление о том, чем занимаются люди умственного труда, люди искусства; что такое физический труд.
Мотивация. Научиться решать задачи по классификации.
Игровое правило. Классифицировать профессии на три группы (вышеуказанные), обосновать свое решение.
Игровое действие. Разложить картинки на три группы (люди умственного и физического труда, люди искусства).
Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий. Методические рекомендации. Можно предложить детям придумать условные обозначения для каждой из групп, подумать, как разделить эти картинки другим способом, т.е. найти разные способы классификации (женский и мужской труд, труд с людьми и машинами и т.д.).
«Кому служат приборы-помощники?»
Дидактическая задача. Учить узнавать предметы по внешнему виду, формировать представление об их назначении; учить узнавать по внешнему виду человека род его занятий.
Мотивация. Желание найти пару.
Игровое правило. Определить, у кого какие помощники.
Игровое действие. Разложить картинки попарно: кому служит данный прибор-помощник.
Материал. Картинки с изображением приборов-помощников (пылесос, утюг, коса и т.д.) и людей, работающих с вышеуказанными приборами.
«Что выражает лицо?».
Дидактическая задача. Учить узнавать ситуации и составлять суждения о них по заданным признакам; узнавать основные эмоции: удивление, любовь, радость, счастье, гордость, гнев, страх, обиду, грусть.
Мотивация. Желание решить поставленную задачу.
Игровое правило. Определить тип лица, эмоционально соответствующий данной ситуации.
Игровое действие. На картинках с ситуациями есть люди, лица которых художник «забыл» дорисовать. Дети находят из имеющихся образцов подходящее для ситуации лицо, обосновывают свой выбор.
Материал. Сюжетные иллюстрации типа «Кто кого обижает?», «Кто кого встречает с цветами?», «Кто на кого сердится?» и т.п.
Методические рекомендации. Можно предложить детям подумать и изобразить лица с условно выраженными эмоциями, затем использовать эти символы в игре.
«Чем отличаются эти люди?».
Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что люди могут отличаться цветом кожи, цветом и фактурой волос, разрезом глаз, фигурой; могут по-разному одеваться, говорить на разных языках; научить детей сравнивать людей.
Мотивация. Желание рассматривать разных людей, находить различия и сходства между ними.
Игровое правило. Разложить картинки на группы, обосновать принцип их деления (по полу, возрасту, расовой принадлежности и т.д.).
Игровое действие. Раскладывание картинок на группы.
Материал. Картинки с изображением людей разной расы, разного пола, возраста и т.д.
Методические рекомендации. Предложить детям придумывать условные обозначения для каждой группы.
2) Игры - загадки.
Дидактическая игра "Придумай загадку"
Цель: Составление детьми загадок с использованием обобщающих слов.
Ход игры:
Дети рассматривают картинку или предмет и загадывают загадку, используя обобщающие слова. Например, это овощ, он круглый, красный, сочный. Возможно использование опорной схемы. Как вариант проводится игра "Чудесный мешочек".
ЗАГАДКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОБЩАЮЩИХ СЛОВ.
Что за овощ? Как на него взглянешь, так заплачешь?
(Лук).
Что за растение? Не огонь, а жжется
(Крапива)
На окне цветок колючий.
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше
Очень больно колется
(Кактус)
Стоит в лесу цветок - белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое?
(Ромашка)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)
Этот гриб - любимец мой
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился.
(Подосиновик )
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
(Мухомор )
Что за посуда - вся в дырках?
(Дуршлаг)
Что за птица есть на свете?
Все болезни лечит, дети.
Где болит ? Тук-тук,
Вот, нашел, тут, тут.
(Дятел)
Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
И кричит в лесу: Ку-ку
(Кукушка)
Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный?
(Волк)
Что за странная зверюшка?
Пышный хвост торчит с верхушки,
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это ...
(Белка)
Быстрый, резвый зверек
По деревьям скок-поскок.
(Белка)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?
(Кот)
Серый, маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай.
(Заяц)
Кто из всех зверей на свете
Так заботится о детях?
Носит в сумке детвору
Австралийский. . .
(Кенгуру)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
( Верблюд )
Что за птица? Красные лапки, щиплет за пятки.
(Гусь)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(Белка)
Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости,
К общей детской радости.
(Обезьяна)
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит.
(Сова)
3) Игры-беседы (диалоги).
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Подобные игры – беседы могут проводиться по темам: «Как мы играем», «На нашем участке», «Двор, где я живу», «Наш живой уголок», а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий в зоопарк, посещения выставок детского творчества и др.
Беседа-игра «Волшебные слова».
За чистым – чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Всех чудес в этом городе не перечесть. Жить в нём одно удовольствие. Все жители в нём сказочно вежливы и все они знают волшебные слова. А правит этим городом королева Вежливость.
- А знаете ли вы, какого человека называют вежливым? (ответы детей)
У этой королевы прекрасный замок. Двери этого замка всегда открыты только вежливым людям. Если к воротам подходит невоспитанный человек ворота тотчас же закрываются. У королевы в саду растут цветы, но сорвать их может тот человек, который знает вежливые слова.
Игра «Сорви цветок» (Дети берут цветок и называют вежливое слово)
- А знаете ли вы, что означает слово, здравствуйте и почему мы иногда на это приветствие слышим слово спасибо?
Слово «здравствуйте» - это пожелание здоровья (здравия). Обычай желать здоровья появился очень давно. В разных странах люди по разному приветствуют друг друга. Русские, англичане, американцы говорят при встрече «здравствуйте» и жмут друг другу руки. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Иногда отвешивают поясные поклоны, молитвенно сложив руки. Тибетцы при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваясь.
- А как вы здороваетесь с взрослыми и как с товарищами?
- Как вы прощаетесь?
- Вы идёте по улице и видите знакомого человека. Как нужно поздороваться?
Ребята, внимательно послушайте стихотворение:
Папа разбил драгоценную вазу
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза
И робко и тихо «Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже
- Мы купим другую, есть лучше в продаже.
«Простите», казалось бы, что в нём такого
А вот ведь какое чудесное слово.
Давайте с вами вспомним рассказ Осеевой «Волшебное слово». Как надо говорить волшебное слово?
А теперь я вам буду задавать вопросы, внимательно слушайте.
- В классе два учителя. Уходя из класса, Коля сказал: «До свиданья, Анна Васильевна». Правильно ли он поступил?
- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Он допустил три ошибки, какие?
- Встречаются два друга. Кто здоровается первым?
- В школе вы увидели учительницу. Кто здоровается первым?
- А если ваша учительница стоит с другой учительницей?
-Ты идёшь по улице с товарищем, и он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Как ты поступишь?
- На улице вы встретили пожилого соседа. Что вы ещё добавите к приветствию?
- Вечером ваши родители пришли с работы. Надо ли их приветствовать?
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Когда вы согласны со мной, вы говорите эти слова, а если не согласны, то молчите.
- Кто ватагою весёлой, каждый день шагает в школу?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
- Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей?
- Кто из вас на перемене, любит бегать всех, сшибая, никого не замечая?
- У кого в порядке книжки и тетрадки?
- Кто не любит по утрам зубы чистить, умываться, разбросав игрушки все, он не любит убираться?