Просмотр содержимого документа
«Каргопольская игрушка»
III областная научно-практическая конференция
«Специфика и эффективность психолого-логопедического сопровождения участников образовательного пространства»
Дата: 29.10.14.
Участники: специалисты образования.
Форма проведения: лекция с мультимедийным сопровождением.
Авторы-составители: М. И. Кривцова, педагог-психолог
МАДОУ ЦРР - «Детский сад №20 «Дружный хоровод»,
С. В. Некрасова, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №85 «Малиновка»
комбинированного вида»; г.Северодвинск.
Развитие познавательных процессов детей 5-6 лет
с тяжелыми нарушениями речи
Слайд 1
В последние годы наблюдается рост детей с тяжелыми нарушениями речевого развития. Теоретические исследования выявляют существенные расхождения в показателях развития познавательных процессов у детей с дизартрией и у детей с ОНР.
Наша работа с детьми начинается с диагностического этапа, когда проводится обследование детей педагогом-психологом, логопедом, другими специалистами и воспитателями. Производится сбор анамнестических данных, уточняется неврологический статус каждого ребенка. Результаты обследования обсуждаются на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ, где коллегиально вырабатывается стратегия сопровождения детей в рамках воспитательно-образовательного процесса детского сада. Родители могут познакомиться с результатами диагностики и получить рекомендации специалистов на индивидуальных консультациях.
Целью второго – ориентировочно-мотивационного этапа работы является создание у родителей установки на активное взаимодействие со специалистами, а у детей - интереса к предлагаемой деятельности.
Третий - конструктивный этап предполагает собственно коррекционную работу с родителями и детьми.
Четвертый – контрольный этап включает проведение повторной диагностики, котораяпозволяет оценитьэффективность проведенной работы и наметить перспективу дальнейшего развития детей.
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ТНР
Слайд 5
В начале и в конце учебного года с детьми, которые посещают группу компенсирующей направленности, педагогом-психологом проводится индивидуальная диагностика уровня развития познавательных процессов. Она позволяет проследить динамику развития каждого ребенка и группы в целом. Мы используем традиционные психологические методики, позволяющие изучить особенности внимания, мышления, памяти, зрительного восприятия.
№
Название шкалы
Автор теста, название теста, источник
Исследуемые функции
1.
Внимание
Немов Р.С. «Найди и вычеркни». Психология.- Кн. 3: Психодиагностика. - М.: Владос, 2003.
Гуткина Н.И. «Домик»
Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Устойчивость и продуктивность произвольного внимания
Умение ориентироваться на образец. Произвольность.
Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. «10 картинок». Психологическое обследование старшего дошкольника.
Слуховая произвольная кратковременная память.
Зрительная произвольная кратковременная память.
3.
Мышление
а) образно-логическое мышление
б) элементы словесно-логического мышления
Немов Р.С. «Нелепицы». Психология.- Кн. 3: Психодиагностика. - М.: Владос, 2003.
Вицлак.Г. «Последовательность событий». Альманах психологических тестов.- М.: КПС, 1996
«Свободная классификация». Психолог в ДДУ / Под ред. Т.В Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
Образные представления об окружающем мире, логические связи и отношения между объектами. Умение логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Умение устанавливать причинно-следственные отношения. Умение составлять связный рассказ по картинке.
Уровень обобщения
4.
Восприятие
«Разрезные картинки» . Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка. М.: Айрис-пресс, 2007
Зрительный синтез.
Используемые задания рекомендованы для детей 5 лет и не связаны с определением уровня знаний по программе конкретной возрастной группы детского сада.
ИТОГИ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ТНР
Анализ выполнения заданий позволяет выявить сильные и слабые стороны развития детей в группе в целом на начало учебного года.
Дети испытывали значительные затруднения при выполнении задания «Найди и вычеркни»: часто отвлекались, были рассеянны, требовалось повторение инструкции. Внимание дошкольников характеризуется недостаточной устойчивостью (легко отвлекаются), быстрой истощаемостью, что приводит к замедлению темпа деятельности, ошибкам, которые дети сами не замечают и исправляют только с помощью взрослого. При выполнении задания они удерживали самостоятельно лишь один признак, им было сложно распределять свое внимание.
Задание «Домик» позволило выявить недостаточность произвольного внимания у детей с ОНР. Умение ориентироваться на образец при срисовывании, копировании развито слабо. Мы солидарны с исследователями, считающими недостаточность произвольности у детей с ОНР следствием нарушения регулирующей функции речи (помимо других психофизиологических причин). Детям легче делать задание поэтапно, поэлементно, прежде чем выполнять, рассказывать, что будут делать.
Выполнение заданий на кратковременное произвольное запоминание показывает, что объем зрительной памяти детей с ОНР чаще не отличается от нормы, а слуховая память и продуктивность запоминания – снижены. В задании на слуховое запоминание отмечались смысловые, фонетические изменения слов, наличие вербальных парафраз (стул-стол, игра-игла). Даже, если взрослый повторяет слова несколько раз, объем запоминаемого материала оставался на невысоком уровне.
У большинства детей образные представления об окружающем мире еще формируются. В задании на образно-логическое мышление дети отмечали имеющиеся нелепицы, но объясняли частично; не до конца говорили, как на самом деле должно быть. Многие затруднялись грамматически правильно выразить свою мысль (пользовались указательными жестами).
Трудности выполнения заданий на словесно-логическое мышление показывают особенности мыслительных операций дошкольников с ОНР. При установлении причинно-следственных связей дети часто действовали хаотично, нецеленаправленно, не были заинтересованы в конечном результате, не всегда замечали ошибки, даже после указания взрослого. Причинами могут быть недостаточные знания об окружающем мире или отсутствие умения объединить в один сюжет несколько событий.
В задании на классификацию предметов многим требовалась помощь взрослого в организации групп картинок. Дети могут обозначить сгруппированные предметы, но вместо обобщающего слова иногда использовали название одного из предметов группы или действие, которое производит предмет.
Изучение зрительного восприятия показывает вариативность нарушений этого психического процесса. Выполняя задание «Разрезные картинки» часть детей собирают картинку быстро, самостоятельно, на основе зрительного соотнесения. Всегда выделяются дети, испытывающие сложности. Они используют метод практических проб, составляют картинку из меньшего количества частей.
(начало года) Слайд 6
Уровни развития - высокий, выше среднего у детей отсутствуют. Всего обследовано 25 человек.
Уровни
результаты
количество детей, %
количество детей, чел.
средний
40 %
10 чел.
ниже среднего
52 %
13 чел.
низкий
8 %
2 чел.
По результатам проведенной диагностики можно предположить, что большинство детей имеет ниже среднего и средний уровень развития познавательных процессов. Им необходима коррекционно-развивающая помощь взрослых для обеспечения положительной динамики в развитии.
Определение эффективностикоррекционно-развивающей работы
По результатам проведенной комплексной работы у всех детей отмечается положительная динамика в развитии познавательных процессов.
Уровни
результаты
количество детей, %
количество детей, чел.
выше среднего
24 %
6 чел.
средний
64 %
16 чел.
ниже среднего
12 %
3 чел.
В конце учебного года проводилась повторная индивидуальная диагностика уровня развития познавательных процессов. Батарея методик включала те же задания, которые использовались в начале учебного года. ИТОГИ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ТНР (конец года)
По результатам диагностики можно сказать, что у 64% детей к концу учебного года уровень развития познавательных процессов соответствует возрастным нормам, у 24% детей развитие познавательных процессов опережает возрастные нормы. Количество дошкольников, отстающих по развитию познавательных процессов, уменьшилось на 48%.
Значительные улучшения прослеживаются по следующим показателям: зрительное восприятие, умение обобщать, развитие произвольного внимания, кратковременной зрительной памяти: на высоком и выше среднего уровнях - зрительное восприятие; на среднем и выше среднего уровнях – умение обобщать, устойчивость внимания; на среднем уровне - умение устанавливать причинно-следственные связи, произвольность внимания, зрительная и слуховая память;
Дошкольники продолжают испытывать трудности в умении ориентироваться на образец при срисовывании на листе бумаги, что связано с возрастными особенностями формирования зрительно-моторной координации.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 7
Целенаправленная коррекционно-развивающая работа позволяет формировать у пятилетних детей с ТНР начатки произвольных познавательных процессов в ходе выполнения игр и упражнений. При этом им не приходится прилагать волевые усилия для сохранения внимания и интереса, т. к. все происходит естественно в процессе игрового взаимодействия -поддерживается интерес к умственным нагрузкам, происходит закрепление знаний дошкольников. Развитие психических процессов так же необходимое условие успешного освоения общеобразовательной программы ДОУ детьми с трудностями обучения и развития. И важный аспект для дальнейшей подготовки этих детей к школьному обучению.
Серия конспектов непосредственно образовательной деятельности разработана к коррекционно-развивающей образовательной программе дошкольного образования Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»; Данные конспекты можно использовать и к основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 и к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. – С.Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
ЗАДАЧИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 8
Цель НОД: развитие умственных способностей детей с ТНР.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующиезадачи.
Составленная система игр и упражнений рекомендуетсядля коррекции развития познавательных процессов детей 5-6 лет групп компенсирующей направленности. Коррекционная группа формируется по результатам диагностики познавательных процессов из детей, имеющих слабые показатели развития психических процессов. Непосредственно образовательная деятельность организуется с подгруппой детей 1 раз в неделю. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, возможны индивидуальные занятия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 9
Перспективное планирование лексических тем в соответствии с ФГОС ДО для работы на группах компенсирующей направленности осуществляет учитель-логопед.
Во многие пособия для педагогов не включается работа по развитию познавательных процессов (зрительного восприятия, внимания, памяти, мыщления), так как считается, что работа по каждому разделу планирования должна строиться так, чтобы способствовать развитию этих функций. Поэтому мы подобрали развивающий материал в соответствии с лексическими темами, что позволяет оптимизировать коррекционную работу с «особыми» детьми.
Разработанный нами тематический план НОД, представлен в таблице, где указаны темы, цели и задачи, а так же наименование игр и упражнений конкретных занятий. 16 тем отражают некоторые времена года и основные классификационные категории, изучаемые детьми. Их перечень Вы можете видеть на слайде.
Игры и упражнения скомпонованы по следующим темам:«Овощи», «Фрукты», «Лес, деревья», «Осень», «Птицы», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Инструменты», «Одежда».
Вы можете ознакомиться с направлениями корекционно-развивающей работы на слайдах 10 и 11.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
направление (основное)
Развитие когнитивной сферы дошкольников.
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми включают в себя: кинезиологические упражнения; пальчиковые игры; упражнения с правилами; словесные игры; интеллектуально-познавательные игры: «Снежный ком», «Зашумленные картинки», «Сравни картинки», «Найди отличия», «Поиск 9-го», «Посмотри, запомни, назови», «4-й лишний», анализ и копирование зрительного образца и другие.
и 3 направления
Профилактика неблагоприятной адаптации детей к социальным условиям и профилактика нарушений развития личностной и эмоционально-волевой сфер детей.
Профилактика вышеперечисленных направлений происходит посредством следующих методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми: подвижные игры; динамические паузы; выполнение заданий в парах, обучение само- и взаимопроверке; взаимопомощь; создание «ситуации успеха»; формирование адекватной самооценки;
В процессе апробации данной системы игр и упражнений особенно хорошо зарекомендовали себя следующие игры:
Слайд 12
Для развития восприятия:
Упражнение «Зашумленные картинки»
Контурные изображения предметов наложены друг на друга.
В процессе выполнения заданий решаются задачи по ориентировке на плоскости листа: «Что изображено в правом верхнем углу, в центре, в левее чего-либо и т. д.», можно посчитать и показать на пальчиках количество предметов (задействованы различные анализаторы), описать их: «Какие овощи нарисованы на картинке?», обвести контур предмета, найти самый большой, …длинный и т.п.
Для развития памяти:
Словесная игра «Назови …….. (овощи, фрукты, деревья, посуду, мебель и т.д.)». По принципу игры «Снежный ком».
Первый ребенок говорит название чего-либо (в зависимости от лексической темы), второй повторяет за ним и добавляет свое название и т. д. В случае затруднения можно использовать картинки.
Слайд 13
Игра «Посмотри, запомни, назови»
Вариант 1. Дети внимательно рассматривают и запоминают, что изображено на картинке. Взрослый убирает картинку и задает по ней вопросы. Например: «Кто изображен на картинке? Во что он одет? Какое время года (часть суток)? Что лежит на полу в комнате?», «Какая мебель находится в комнате?» и т.п.
Слайд 14
Игра «Посмотри, запомни, назови»
Вариант 2. Дети внимательно рассматривают и запоминают рисунки, а потом называют их по очереди, когда взрослый переворачивает таблицу изображениями вниз.
Для развития мышления:
Слайд 15
Игра «Поиск девятого»
Дети должны понять логику чередования изображений и ответить, что должно быть в пустой клетке?
Логические вопросы:
Ответы на них дети дают устно, решая поставленную задачу в уме или же опираясь на иллюстрации.
Чего больше яблок или яблонь?
Сравни картинки. Что у них общего, чем отличаются? Слайд 16
используются различные игры, например Игра «Приметы осени…..»
с подключением интерактива: если названная примета относится к осени, дети хлопают в ладоши, если примета подходит к другому времени года – хлопать не надо: листья падают; дети купаются; сосульки тают; идёт холодный дождь; расцвели подснежники; листья на берёзе пожелтели; дети катаются на коньках и др.;
«Найди два одинаковых рисунка»
Детям предлагается шесть изображений (в соответствии с лексической темой). Каждая картинка отличается какой-нибудь деталью, но среди них есть две одинаковые. Дети находят их и называют номера. Объясняют, почему не похожи остальные.
«Найди отличия» Слайд 18
Необходимо внимательно рассмотреть, сравнить две картинки и по очереди назвать отличия одной от другой.
Каждая встреча предполагает рефлексию НОД: дети учатся анализировать полученные знания, свои успехи, озвучивать трудности.
Какой теме была посвящена встреча? Какие задания понравились? Почему? Что было трудно?
Коррекционно-развивающая работа строится в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Она требует определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе; присутствует свободное перемещение детей во время работы (к доске); при выполнении заданий в парах необходимо деловое общение детей, поэтому нет требования тишины; допускается открытый временной конец выполнения заданий.
Для дальнейшей работы по психолого-педагогическому сопровождению детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи можно предложить следующие рекомендации: Слайд 19
Продолжать создавать условия для формирования произвольности основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.
Начинать формирование способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности.
Закладывать основу психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывать установку на конструктивное преодоление его.
Продолжать учить систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
Предлагать задания на срисовывание по образцу в тетрадях на печатной основе.
Использовать задания, требующие воспроизвести образец при конструировании, рисовании, играх с мелкой мозаикой.
Продолжать развивать у воспитанников мелкую моторику руки и умение ориентироваться на плоскости листа.
Начинать формировать мотивацию учения и предпосылки готовности к обучению в школе.
Несомненно, что только при тесном сотрудничестве всех педагогов, работающих с детьми специализированных групп, возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речи, нарушений познавательного развития.