Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Красная шапочка»
Организация активного отдыха.
Каникулы в детском саду.
Музыкальный руководитель
Жолудева Ирина Дмитриевна
2014г
В настоящее время уровень экономического и социального развития общества неуклонно приводит к интенсификации умственного труда с одной стороны, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всём мире явление становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте (отклонение в состоянии центральной нервной системы, нарушение осанки, зрения). В результате может задерживаться общее развитие ребёнка, снижаться функциональные и адаптационные возможности ещё недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.
В связи с этим особую значимость приобретаем чётко организованный режим дня дошкольников с правильным чередованием занятий и активного отдыха.
Известно, что активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, то есть включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребёнка путём "догрузки" его организма необходимым по возрасту объёмам мышечной деятельности, а также способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
К формам активного отдыха дошкольников относятся: физкультминутки и физкультпаузы, физические досуги, физкультурные дни здоровья и каникулы.
Правильная организация всех видов активного отдыха в сочетании с другими формами воспитательно-образовательной работы помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Используемые двигательные действия, игры, развлечения доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку. Кроме того, проведение таких форм активного отдыха, как каникулы, дни здоровья, предоставляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.
Необходимо подчеркнуть, что содержание разных форм отдыха строится на материале тех игр, заданий и действий, которые хорошо известны детям и не требуют дополнительного разучивания.
Одной из самых неразработанных форм активного отдыха являются каникулы. При их организации воспитатель затрудняются не только в планировании и подборе мероприятий, но и в исполнении методов и приёмов педагогического управления деятельностью детей в "свободное время". Отличаются случаи и излишней заорганизованности, и недостаток внимания к планированию и проведению каникулярного отдыха, предоставляя детям, полную свободу действий.
Указанные трудности и недостатки при организации разных форм активного отдыха в детском саду послужили основанием для разработки данных методических рекомендаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Каникулы в детском саду" »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Красная шапочка»
Организация активного отдыха.
Каникулы в детском саду.
Музыкальный руководитель
Жолудева Ирина Дмитриевна
2014г
В настоящее время уровень экономического и социального развития общества неуклонно приводит к интенсификации умственного труда с одной стороны, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всём мире явление становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте (отклонение в состоянии центральной нервной системы, нарушение осанки, зрения). В результате может задерживаться общее развитие ребёнка, снижаться функциональные и адаптационные возможности ещё недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.
В связи с этим особую значимость приобретаем чётко организованный режим дня дошкольников с правильным чередованием занятий и активного отдыха.
Известно, что активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, то есть включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребёнка путём "догрузки" его организма необходимым по возрасту объёмам мышечной деятельности, а также способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
К формам активного отдыха дошкольников относятся: физкультминутки и физкультпаузы, физические досуги, физкультурные дни здоровья и каникулы.
Правильная организация всех видов активного отдыха в сочетании с другими формами воспитательно-образовательной работы помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Используемые двигательные действия, игры, развлечения доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку. Кроме того, проведение таких форм активного отдыха, как каникулы, дни здоровья, предоставляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.
Необходимо подчеркнуть, что содержание разных форм отдыха строится на материале тех игр, заданий и действий, которые хорошо известны детям и не требуют дополнительного разучивания.
Одной из самых неразработанных форм активного отдыха являются каникулы. При их организации воспитатель затрудняются не только в планировании и подборе мероприятий, но и в исполнении методов и приёмов педагогического управления деятельностью детей в "свободное время". Отличаются случаи и излишней заорганизованности, и недостаток внимания к планированию и проведению каникулярного отдыха, предоставляя детям, полную свободу действий.
Указанные трудности и недостатки при организации разных форм активного отдыха в детском саду послужили основанием для разработки данных методических рекомендаций.
Каникулы (неделя здоровья).
Педагогические требования к организации.
Каникулы в детском саду проводятся, начиная со средней группы, в течение первой недели января и последней недели марта. По времени они совпадают с традиционными зимними и весенними каникулами в школе. Наблюдения показали, что в это время снижаемся посещаемость в детском саду. Многие дошкольники остаются дома со старшими братьями и сёстрами. В связи с этим проведение целенаправленных занятий лишь с частью детей не являются целесообразным.
Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.
Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение объёма двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма, повышению эффективности прогулки и др.
Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физических, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах.
За счёт снятых занятий в течение дня увеличивается вримя пребывания детей на воздухе.
Подготовка к каникулам.
Для того чтобы отдых в каникулы был эффективен для физиологического и психического развития ребёнка, необходимо заблаговременно подготовиться к его проведению. Вопросы, касающиеся организации каникул, целесообразно рассмотреть на педагогических совещаниях - на одном - продумать планирование, организацию и содержание педагогической работы с детьми, на втором - подвести итоги.
Подготовительную работу следует начинать заблаговременно.
Воспитатель заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели.
При этом важно сочетать разные виды деятельности. Например если в первую половину дня проводится физический досуг, содержание которого характеризуется большим эмоциональным напряжением, то во второю половину дня, а также до и после его проведения детям следует предложить игры и занятия, требующие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (изготовление поделок, рассматривание иллюстраций).
Разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированного характера. При необходимости в план могут вноситься различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояние погоды, настроения и самочувствия детей, подготовленности воспитателя и многого другого, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако все изменения должны быть педагогически целесообразны.
В зимние каникулы в основном планируются зимние виды спортивных упражнений игр (катание на санках, коньках, лыжах, хоккей, метание снежков, постройки из снега), прогулки на площадь к нарядной ёлке. Зимой, когда рано темнеет, можно показывать диафильмы.
Содержание и методика работы в каникулярное время.
Особое внимание уделяется рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр (большей частью во время дневной и вечерней прогулок).
Один-два раза в неделю целесообразно проводить физические досуги, пешеходные прогулки и экскурсии.
Желательно продумать разнообразную и интересную организацию физических занятий, обогатить их сюжетно-игровым содержанием ("весёлые старты", "лыжники", "прогулка в парк", "разведчики" и т.п.)
Практика показала целесообразность проведения во время каникул музыкальных занятий в форме музыкально-литературных утренников, концертов самодеятельности, музыкальных досугов, викторин, дней рождений, игр - драматизацией с музыкальным сопровождением. При этом можно объединить две параллельные или разные по возрасту группы.
Большой интерес вызывает у дошкольников взаимное посещение разных возрастных групп, так, например, "приход в гости".
В содержание мероприятий 4-5 лет следует включать групповые подвижные игры (и дидактически) с участием воспитателя, драматизацию известных сказок, концерты детской самодеятельности с обязательным участием взрослых.
Со старшими дошкольниками целесообразно проводить физические праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера, драматизацией сказок для малышей, всевозможные викторины, кукольный театр для малышей и т.п.
Содержание каникул не ограничиваются какими-то определёнными мероприятиями, педагог разрабатывает свой план работы, средства и методы её проведения в соответствии со своим опытом, творческими способностями, уровнем подготовленности детей, условиями детского сада. Например, один день "мир сказок", другой "Мы - строители", третий "Мы - спортсмены", четвёртый "Мы путешествуем", "Любимые игры",
В содержание педагогической работы во время каникул необходимо включать разные виды трудовой деятельности: дежурство по столовой, в уголке природы, уборка участка, выполнение отдельных поручений и т.д.(уход за животными и растениями, подклейка книг, изготовление поделок).
Учитывая большую роль положительных эмоций, больше внимания следует уделить всевозможным развлечениям и забавам. Формы их проведения может быть различны: концерты самодеятельности, соревнования, викторины, аттракционы, игры - драматизации, спектакли с куклами, вечера юмора, дни рождения детей.
В дни каникул большое внимание должно быть уделено самостоятельным формам детской деятельности. Для стимулировании игровой, художественной и других видов деятельности детей необходимо обеспечить благоприятную обстановку: заранее подготовить игровой и наглядно-практический материал, например, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, занятий физическими упражнениями, игрушки, настольно-печатные игры, иллюстрированные альбомы.
В комнате выделить место для занятий изобразительной деятельностью. Предложить природный материал для поделок (мох, глину, шишки, кору дерева и др.)
В процессе повседневной жизни в детском саду дошкольники могут уставать от коллективного общения, поэтому им надо предоставлять возможность для разнообразной индивидуальной деятельности и игр с небольшим количеством партнёров (2-3 человека), которые объединяются на основе взаимных симпатий и интересов.
Главное, чтобы каникулярная работа с детьми не проводилась формально и дети хорошо отдохнули, были веселы и жизнерадостны.
Примерное содержание зимних и весенних каникул смотреть в журнале "Дошкольное воспитание" 1992 №2 и "Дошкольное воспитание" 1991 №12.
День здоровья.
Задачи данной формы работы предусматривают предупреждение переутомляемости детей, максимальное удовлетворение их естественной потребности в движении, обогащение самостоятельной двигательной деятельности и др.
Педагогические требования к организаци.
День здоровья проводится не реже одного раза в квартал начиная со второй младшей группы.
День здоровья - день отдыха, игр и развлечений. Все учебные занятия отменены, а воспитательная работа направлена на создание условий для активного отдыха детей.
В начале каждого квартала рекомендуется спланировать содержание для здоровья с учётом времени года.
Начиная конкретные сроки проведения данного мероприятия, необходимо учитывать и такие формы работы, как каникулы и праздники. Их не следует совмещать - ведь день здоровья проводится лишь 4 раза в году.
Содержание дней здоровья составляет подвижные игры, спортивные упражнения, спортивные развлечения, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм.
Очень важно развивать у дошкольников интерес к организации по собственной инициативе подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками, поощрять стремление к достижению более высоких результатов при выполнении разнообразных физических упражнение, в подвижных играх, играх - эстафетах.
Помимо физическо-оздоровительной работы в дни здоровья включаются и различные формы трудовой деятельности (с учётом возраста детей), например, уборка территории, починка игрушек, поделки из снега (горки, ледяные дорожки, снеговики), работа на огороде, в цветнике и др.
У младших дошкольников преобладающими движениями являются ходьба, бег, приседания и наклоны.
Более сложные движения - прыжки, метание, лазанье - занимают незначительное место. Поэтому в содержание дней здоровья рекомендуется включать подвижные игры, в которых используются прыжки, лазанье, метанье, например:
с прыжками -
"По ровненькой дорожке"
"Поймай комара"
"Воробышки и кот"
"С кочки на кочки".
С и лазаньем -
"Наседка и цыплята"
"Мыши в кладовой".
"Кролики", "Обезьянки".
С бросанием и ловлей -
"Кто дальше бросит мешочек"
"Попади в круг", "Сбей кеглю",
"Береги предмет".
В дни здоровья проводятся несколько подвижных игр (от 4 до 6) в течение всего дня, продолжительность каждой 6-10 минут.
Обогащению двигательной деятельности в младшем дошкольном возрасте способствуют вынос на прогулку разнообразных физических пособий и оборудования.
Большие возможности для активизации движений предоставляют прогулки за пределы участка - в парк, на стадион, к реке. Они проводятся в первой половине дня, их продолжительность 20-30 мин. в одну сторону (общая продолжительность 1-1,5 часа). Помимо воспитателя, сопровождает медсестра, другой воспитатель. Следующее задание подготовиться к пешеходной прогулке - выбросить место с естественными препятствиями, чтобы дети могли удовлетворить свои потребности в разнообразных движениях (беге, прыжках, подскоках,).
Педагог не должен сдерживать желание детей побегать, поиграть на природе.
При проведение дня здоровья особое внимание следует уделить двигательной активности детей во второй половине дня.
В этот период целесообразно включать в режим и физический досуг.
В день здоровья с детьми старшего возраста организуются простейшие турпоходы. Их цель - совершенствование основных видов движений (ходьба, бег, лазанье, метание, прыжки) и развитие физических качеств. Ценное влияние оказывает эти прогулки и на эстетическое воспитание детей. Они вызывают положительные эмоции и радостные настроение, учат видеть и чувствовать красоту окружающего мира.
Особенно значителен закаливающий и оздоровительный эффект походов.
В тёплый период времени общая продолжительность пеших походов не должна превышать 2-2,5 час. Педагог и его помощники заранее продумывают маршрут, готовят снаряжение (рюкзаки, фляжки с водой, аптечку), соответствующую обувь и одежду, головные уборы для детей.
Желательно проводить поход в виде увлекательной, тематической игры или использовать заранее разработанный сценарий.
В зимний период рекомендуется проводить лыжные походы. Их можно совмещать с катанием с гор.
Продумав и организовав заранее, можно добиться того, чтобы и дети, и воспитатели получали удовольствие от проведения мероприятий.