Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Каникулы в детском саду"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 404 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Каникулы в детском саду»
Подготовила и провела:
Старший воспитатель МДОУ Носатова С.А.
2018-2019 учебный год
В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводят, с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всём мире явление гиподинамии становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте (отклонения в состоянии центральной нервной системы, нарушения осанки, зрения и т.п.) В результате может задерживаться общее развитие ребёнка, снижаться функциональные и адаптационные возможности ещё недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.
Известно, что только активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, т.е. включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребёнка путём «догрузки» организма необходимым по возрасту объёмом мышечной деятельности, а также способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
К формам активного отдыха дошкольников относятся: физкультминутки, физкультпаузы, физкультурные досуги, физкультурные дни здоровья и к а н и к у л ы.
Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях.
И ни для кого не секрет, что с наступлением школьных каникул посещаемость в детских садах снижается. У многих малышей есть старшие братья и сёстры, поэтому с понятием «каникулы» они отожествляют радостное событие: весь день находиться дома и не идти на «работу» (в детский сад, в школу). Напрасно мы недооцениваем сообразительность детей, с надеждой ожидающих, что и к ним родители проявят милосердие: не поднимут рано с тёплой постели, оставят дома посмотреть интересные телевизионные передачи, специально предусмотренные для детей в каникулярное время. Даже нам, взрослым, так хочется иногда расслабиться, а уж детям - тем более.
Педагогические требования к организации каникул в детском саду
Каникулы в детском саду проводятся, начиная со средней группы, в течение последней недели декабря и первой недели января; последней недели марта и летние каникулы. По времени они совпадают с традиционными зимними и весенними каникулами в школе, т.к. в это время снижается посещаемость, как сказано выше.
Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение объёма двигательной активности. Обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма, повышению эффективности прогулки и др.
Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. При продуманном планировании учебный материал, который дети должны были бы усвоить в каникулы, может быть внесён в другие виды и формы деятельности, не требующие сосредоточенного внимания, длительной статической позы. Например, ознакомление с окружающим может быть включено в организацию прогулок за пределы участка, в дидактические и подвижные игры, в самостоятельные и творческие задания по оформлению выставок, праздничных досугов и т.п. За счёт снятых занятий в течение дня увеличивается время пребывания детей на воздухе. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной. Так и самостоятельной деятельности дошкольников.
Подготовка к каникулам
Для того, чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, необходимо заблаговременно подготовиться к их проведению. Подготовительную работу следует начинать заблаговременно. Заранее продумать, какой материал потребуется для планируемых форм деятельности детей, определить степень участия в них взрослых. В подготовке к каникулам (изготовление пригласительных билетов, декораций, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и др.) могут принять участие и сами дети. Воспитатель заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели. При этом важно сочетать разные виды деятельности. Например, если в первую половину дня проводился физкультурный досуг, содержание которого характеризуется большим эмоциональным напряжением, то во 2-ю половину дня, а также до и после его проведения детям следует предложить игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (изготовление поделок, рассматривание иллюстраций и др.)
С таких же позиций надо подходить и при недельном планировании каникулярного отдыха. Разумеется, разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированный характер. При необходимости в план могут вноситься различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения и самочувствия детей, подготовленности воспитателя и многого другого, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако изменения должны быть педагогически целесообразными.
Естественно, планирование зимних и весенних каникул определяется различиями, связанными с сезонными погодными условиями. Так, в зимние каникулы в основном планируются зимние виды спортивных игр и упражнений (катание на санках, коньках, лыжах, игра в хоккей, метание снежков, постройки из снега), прогулки на площадь к нарядной ёлке и т.д. Весной – игры с мячами и прыгалками, рисование на асфальте цветными мелками и др. В зимнее время, когда рано темнеет, можно показывать диафильмы, а весной со старшими дошкольниками сходить на экскурсию или в кинотеатр.
За несколько дней перед каникулами, можно провести с детьми небольшую беседу. Рассказать, чем они будут заниматься, выяснить их интересы и желания, выслушать предложения. Целесообразно провести беседу и после каникул. Выяснить, что больше всего понравилось и запомнилось детям. Высказывания ребят также помогут оценить проведённую воспитателем работу.
При организации каникул в детском саду важное значение имеет работа с родителями. Заблаговременно на одном из родительских собраний или заседаний родительского комитета, воспитатель должен рассказать родителям о цели каникул и их значении, о содержании педагогической работы. Вместе с родителями можно обсудить некоторые мероприятия (посещение музея, кинотеатра, пешеходные или лыжные прогулки и др.), выслушать их советы, предложения. Пригласить родителей участвовать в совместных походах, экскурсиях.
Содержание и методика работы в каникулярное время
Особое внимание уделяется рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр (большей частью во время дневной и вечерней прогулок) Один-два раза в неделю целесообразно проводить физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Пешеходные прогулки, наряду с другими формами работы по физическому воспитанию, обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают тренированность, закалённость детского организма. Пешеходные прогулки можно использовать вместо физкультурных занятий (например, на лыжах).
Желательно продумать разнообразную и интересную организацию физкультурных занятий, обогатить их сюжетно-игровым содержанием («весёлые старты», «лыжники», «прогулка в парк», «разведчики» и т.п.) Это повышает интерес к занятиям физической культурой, доставляет детям радость.
Практика показала целесообразность проведения во время каникул музыкальных занятий в форме музыкально-литературных утренников, концертов самодеятельности, музыкальных досугов, викторин, дней рождения, игр-драматизаций с музыкальным сопровождением. При этом можно объединить детей по 2-е группы.
Большой интерес у дошкольников вызывает взаимное посещение разных возрастных групп (если нет карантина), так называемый «приход в гости». Такие посещения не только нравятся детям, но и способствуют развитию дружеских взаимоотношений, положительных контактов.
Хорошо проводить в дни каникул выставки детских работ (рисунки, поделки), предназначенных для подарков детям из других групп или родителям.
В содержание мероприятий для детей средней группы следует включать групповые подвижные и дидактические игры с участием воспитателя, драматизацию известных сказок, концерты детской самодеятельности с обязательным участием взрослых.
Со старшими дошкольниками целесообразно проводить физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера, драматизации сказок для малышей, всевозможные викторины, кукольный театр для родителей и младших детей и т.д.
Содержание каникул не ограничивается какими-то определёнными мероприятиями. Каждый педагог разрабатывает свой план работы, выбирает наиболее интересные формы, средства и методы её проведения в соответствии со своим опытом, творческими способностями, уровнем подготовленности детей, условиями детского сада. Можно, например, один день посвятить теме:
«Мир сказок» и организовать драматизацию любой знакомой детям сказки, игру по сказочному сюжету и т.д.;
второй день – теме «Мы строители»,
третий «Мы – спортсмены»;
четвёртый – «Мы путешествуем»,
пятый – «Любимые игрушки».
(См. книгу: Е.А.Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду»).
Тематика дней может быть самой разнообразной. В отдыхе дети нуждаются не только зимой и летом, но и весной, когда резко снижается сопротивляемость организма болезням. Накапливается годовалая усталость. Поэтому можно спланировать и неделю весенних каникул: «У весны в гостях», «День юмора и смеха», «Первоцветы», «Птицы принесли весну на крыльях», «Весенняя сказка», «В мире неживой природы» и т.д.
В содержание педагогической работы во время каникул, необходимо включать разные виды трудовой деятельности: дежурство по столовой, в уголке природы, уборка участка, выполнение отдельных поручений и др. При этом, важно не только организовать коллективный труд, но и создать условия для трудовой деятельности, возникающей по инициативе самих детей (уход за животными, растениями, ремонт книг, изготовление поделок и многое другое).
Учитывая важную роль положительных эмоций, большое внимание следует уделить всевозможным забавам и развлечениям. Формы их проведения могут быть различными: концерты самодеятельности, соревнования, викторины, аттракционы, игры-драматизации, спектакли с куклами, вечера юмора, дни рождения детей.
Помимо мероприятий, организованных непосредственно педагогом, в дни каникул больше внимания должно быть уделено самостоятельным формам детской деятельности. Ребёнок, как и взрослый, имеет право углубляться в себя, уединяться, уходить на время от других в свой мир для разрешения тех задач, которые он себе ставит. Эти минуты спокойного одиночества и сосредоточенности представляют огромную ценность, именно с точки зрения социального развития личности.
Для стимулирования игровой, художественной и других видов деятельности детей необходимо обеспечить благоприятную обстановку: заранее подготовить игровой и наглядно-практический материал, например, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, занятий физическими упражнениями, игрушки, настольно-печатные игры, иллюстрированные альбомы, наборы открыток и др. В группе следует выделить место для занятий изобразительной деятельностью, положить здесь соответствующий материал. На одном из столов можно расположить природный материал для поделок (камешки, мох, глину, шишки и др.)
В процессе самостоятельной деятельности дети сами выбирают себе занятие, реализуют свои замыслы. Однако это не значит, что ребёнок предоставлен самому себе. Меняется характер руководства взрослого. Воспитатель создаёт условия, благоприятные для развития самостоятельной творческой деятельности детей и способствующие её развёртыванию в соответствии с их интересами и желаниями. Вмешательство взрослого требует большого такта и необходимо в тех случаях, когда деятельность детей представляется нежелательной в воспитательном отношении или без помощи взрослого ребёнок начинает повторять одни и те же действия, которые постепенно надоедают.
В процессе повседневной жизни в детском саду дошкольники могут уставать от коллективного общения, поэтому им надо предоставлять возможность для разнообразной индивидуальной деятельности и игр с небольшим количеством партнёров (2-3 человека), которые объединяются на основе общих интересов и симпатий. Но и здесь воспитатель должен руководить детской деятельностью, углублять положительные взаимоотношения детей, развивать отзывчивость, обогащать интеллектуальными и эмоциональными впечатлениями.
Изучая опыт дошкольных учреждений, убедились, что интересными могут быть каникулы при условии активной творческой деятельности воспитателя, гораздо большей, чем в обычные дни и что это одна из интересных форм организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КАНИКУЛЯРНОЙ НЕДЕЛИ
«НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ»
Цель: учить детей делиться своими игрушками, видеть особенности игрушки в разное время жизни людей, развивать творческие способности в игре,
воспитывать у детей чувство доброжелательности друг к другу, желание играть вместе, не ссориться.
день недели
1 половина дня
2 половина дня
День сюжетно-ролевых игр
понедельник
Игры с кубиками:
«Строим сами», «Во что с этим можно играть?»
Создание игровых ситуаций.
Подвижные игры с сюжетным содержанием(3):
«Лохматый пес», «У медведя во бору», «Птички и дождик»,
«Птички и кошка», «Наседка и цыплята», «Зайцы и волк», «Мышеловка», «Караси и щука», «Волк во рву».
Сюжетно-ролевые игры по выбору воспитателя.
Игры с красками, карандашами(2):
«Разноцветные поляны»,
«Разноцветная вода»,
«Самолеты за облаками».
вторник
День дидактической игры и игрушки.
Настольно-печатные игры (по выбору воспитателя)
Речевые игры типа: «Летает – не летает», «Я положил в мешок», «Кто как кричит?», «Скажи наоборот» и т.д.
Игры с дидактическими игрушками: пирамидки, мозаика, матрешки, рамки-вкладыши, палочки Кюизинера, кубики Никитиных и т.д.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Игры с водой и песком в центрах экспериментирования.
среда
День музыкальных игр и игрушек
Музыкально-дидактические игры:
«Какая птичка поет?», «Бубен»,
«К нам гости пришли», «Колпачки»,
«Наше путешествие», «Слушаем внимательно».
Подвижные игры с использование детских музыкальных инструментов: бубен, барабан, шумелки и др. (по выбору воспитателя).
Продуктивная деятельность:
изготовление с детьми различных шумелок
Индивидуальные игры с музыкальными игрушками:
«Чей колокольчик?», «Угадай, что звучит?»
- Осенние развлечения (1-ые младшие группы)
четверг
День театральной игрушки
Показ взрослыми спектакля с использованием разных видов театров (в зависимости от возрастной группы)
Игры на развитие двигательных способностей(6):
«Самолеты и бабочки», «Муравьи» и т.д.
Чтение литературных произведений, слушание сказок на аудиокассетах, рассматривание иллюстраций детских книг.
Настольный театр игрушек.
Пальчиковый театр (произведения по выбору воспитателей).
Игры детей с геометрическим конструктором: по образцу-картинке собрать персонажей из сказок.