Как показывает опыт, многие дети испытывают трудности при определении времен года по их характерным признакам, путают названия месяцев, их последовательность в календарном году. Чтобы помочь ребятам усвоить данный материал, на своих занятиях по ознакомлению с окружающим миром я использую свой календарь природы. Он представляет собой большой круг (обычная пластинка) с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора. Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определенному сезону календарного года: синий (зима), зеленый (весна), красный (лето), желтый (осень). Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки — символы месяцев года. Такой календарь помогает сформировать у ребят представления о годе (в году 12 месяцев, в каждом сезоне по 3 месяца, они следуют друг за другом в определенной последовательности, у каждого месяца есть свое название). Календарь очень мобилен: мы используем его как пособие на разных занятиях (по ознакомлению с природой, развитию речи, математике, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Работая с моделями, ребята успешно усваивают знания об особенностях объектов природы, их структуре, связях и соотношении. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. В свободной деятельности ребята с большим удовольствием используют цветные прищепки в самостоятельных играх. Ведение такого календаря развивает у детей внимание, логико-математические представления, речь, умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом. Считаю, что такая модель календаря не имеет возрастных ограничений. Усложняя и модифицируя основное содержание календаря, его можно использовать во всех возрастных группах. Примеры игр с использованием Календаря природы. «Времена года» Цель: закреплять знания признаков различных времен года, воспитывать познавательный интерес. Игровая задача: распределить прищепки по секторам и назвать приметы каждого сезона года. «12 месяцев» Цель: упражнять детей в последовательности месяцев (расположении прищепок) по кругу, подбирать прищепки по цвету, учитывая смену времен года, их последовательность (цикличность) в году; развивать мелкую моторику рук. «Подбери карточки» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе, их влиянии на мир растений и животных. Игровая задача: подобрать карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы. «Кого встретил Степка» Цель: закрепить знания детей об образе жизни диких животных в разное время года. Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки с изображением тех диких животных, которых можно встретить в то или иное время года. «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о характерных признаках сезонов года, умения устанавливать причинно-следственные связи. После остановки стрелки дети подбирают карточки, отражающие особенности времени года. «Путаница» Цель: развивать у детей внимание, наглядно-образное мышление, речь-доказательство, умение замечать несоответствие. Педагог неправильно размещает прищепки (или карточки с изображением признаков сезонов), дети находят ошибки и объясняют их. |