kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Как расширить словарный запас детей 4 - 5 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры по расширению словаря детей 4-5 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Как расширить словарный запас детей 4 - 5 лет»»



















Консультация для родителей на тему:



«Как расширить словарный запас


детей 4 лет»















Подготовила:

учитель – дефектолог

Варламова Л. В.





2018 год



Мы радуемся первым словам малыша, запоминаем, как он их сказал, в какой ситуации, с какой интонацией. Но незаметно летит год за годом, крохе ухе и 3, и 4 года, а для него и высокая гора, и широкая река имеют одно обозначение: большая. Взрослого человека он продолжает называть большим. «Правильно, ты еще маленький!»

Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит сам, были наполнены для малыша живыми образами, конкретным действенным содержанием. Поэтому знакомя ребенка с новым объектом, необходимо вместе с ним внимательно рассмотреть его, сообщить название. Показ следует сочетать с активными действиями ребенка по обследованию объекта. Необходимо многократно повторять новое слово, использовать новое слово в сочетании с разными знакомыми ребенку словами.

Конечно, 3 и 4 года - еще не возраст классических почемучек, но в преддверии этого феномена нам нельзя оставаться только наблюдателями. Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей. С подачи взрослого укореняются в обиходе малыша слова большой -маленький, в то время как каждый из нас может без особого напряжения подобрать около 10 синонимов и антонимов к этим словам. Так почему не научить этому ребенка? Разнообразие значений этих двух слов они слышат и в нашей речи, и в сказках.

Предлагаемые сказки даны в определенной последовательности: новое значение слова большой в первой сказке закрепляется, уточняется в последующем тексте, и тут же вводится другое, новое значение этого слова. Для более яркого запечатления используются антонимы (большой -маленький, крупный - мелкий и т.д.) и сравнения (больше - меньше и

ДР-)-

Не торопите ребенка, возвращайтесь еще и еще к одной и той же

сказке, вместе с ним отыскивайте синонимы и антонимы, сравнения.

Малышу легче разобраться с определениями и уточнениями, если перевезти

их в плоскость реальных жизненных ситуаций. Приучайте малыша

рассуждать, что значит «большой, огромный мир»; пусть на реальных

предметах сначала покажет, какое яблоко больше, какое меньше. В

следующий раз он сможет ответить, какой камень крупнее, а со временем

сам даст точное определение: «Эта палка толще, но короче». Услышав такой

ответ, вы можете по достоинству оценивать меру собственного

педагогического таланта.

Сюжеты сказок взяты из окружающего природного мира, такого

понятного, доступного ребенку с самого раннего возраста. Содержание

текстов поможет обогатить малыша реальными знаниями о жизни знакомых

и давно любимых персонажей, способствовать формированию любви к

родному краю, бережному отношению ко всему живому, развитию нравственных качеств.

Большой - маленький

Лисята родились в теплой, уютной норке под корнями старого дерева. «Какие вы еще маленькие, крохотные!» - каждый раз приговаривала мама -лиса, любовно прилизывая шерстку малышей.

Как- то раз мама - лиса строго сказала: «Дети! Я ненадолго отлучусь, а вы сидите тихо, из норки не вылезайте. Ждите меня. Я скоро вернусь.

Отправилась лиса на охоту, а лисятам стало скучно, решили они мир посмотреть. Подползли к краю норы, высунули мордочки. Так и вывалились из норки. Сидят, оглядываются, принюхиваются. Солнышко пригревает, ветерок шелестит маленькими блестящими листиками. Тихо, тепло, пахнет цветами, совсем не страшно.

Самый маленький лисенок Туся был послушным сыном, но и ему тоже не хотелось оставаться одному. Вылез он из норки, сел и решил: «Если будет страшно, успею спрятаться!» Решил и сразу успокоился.

Глядит Туся вокруг, удивляется. Кусты такие большие, а деревья еще больше. Стоят, шумят, верхушками небо подпирают. На поляне лисята гоняются за пестрой бабочкой. Бабочка порхает, весело машет крылышками у самых мордочек лисят, совсем их не боится. Удивляется Туся: «Такая маленькая, меньше меня, а храбрая!»

Но вот бабочка улетела, а на соседний куст уселась сорока - белобока, большая, черно-белая. Только подбежала к ней лисята, чтобы познакомиться поближе, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Опять удивляется Туся: «Такая большая, намного больше бабочки, а боится!»

И тут лисенка одолело сомнение: «Как же так?» Мама говорит, что мы маленькие, а какие же мы маленькие, если большая сорока нас боится? Наверное, ошибается! Мы все большие, и я большой!» И тут же вспомнил бабочку. «Я большой, это так! А храбрый? Наверное, храбрый!» - успокоил себя Туся. - Надо проверить».

Смотрит лисенок - мимо ежик бежит по своим ежиным делам. Бежит, торопится, пыхтит. «Меньше меня!» - подумал храбрый Туся и легонько толкнул его в бок. Ой! Что это? Уколол Туся лапку о колючки ежа. Больно-то как!

Кубарем скатился малыш в норку, забился в самый дальний угол и жалобно заскулил. Тем временем вернулась мама - лиса. Попало лисятам за то, что не слушаются, а Тусю она пожалела: «Маленький ты мой! Надо маму слушаться, ума - разума набираться, тогда и не попадешь в беду. Мир такой огромный, а вы такие еще маленькие!»

«Не хочу быть маленьким, хочу быть большим!» - плачет Туся. «Растите, растите! Всему свое время, - смеется мама - лиса, а пока и такие, маленькие, вы для меня лучше всех на свете!»

Высокий - низкий

«Сегодня пойдем на дальнее поле колоски и зерна собирать, запасы на зиму готовить», - сказала мышатам мышка - мать.

«Возьмите меня с собой, я уже большая!» - стала просить маму маленькая Фаня.

«Хорошо! - согласилась мама. - Только предупреждаю, дочка, не пищать!»

Выскочили мышки из норки и побежали быстро-быстро. Густая трава шумит над головой, солнышка не видно. Некогда Фане оглядываться по сторонам, только успевая под ноги смотреть, под высокие корни подныривать, через низкие перепрыгивать. Отставать нельзя - потеряешься.

Видит мышка - мать - устали детки. Остановилась. Малыши уселись вокруг, отдыхают, а Фаня и говорит: «Какая большая трава, ничего вокруг не видно. Скоро она кончится?»

Мышка - мать строго отвечает: «Большая, а точнее высокая трава нас скрывает от врагов. В высокой траве мы в безопасности. Бежишь, а она даже не шелохнется, не выдает нас».

Вдруг что-то зашуршало совсем рядом, кто-то огромный пробежал. Испугались мышата, а мама успокаивает их: «Не бойтесь, это наш сосед суслик. Он нас не обидит, он тоже на поле спешит».

«Он такой большой, выше тебя!» - шумят мышата.

«Он хоть и выше, но такой же грызун, как и мы!» - объяснила мышка -мать.

Передохнули мышата и снова в путь. Бежит со всеми Фаня, а сама думает: «Большая трава - значит высокая. В высокой траве нам не страшно. Большой суслик - значит, высокий. А может не высокий?»

Кончился лес, впереди иоле. Выглянула Фаня из травы и ахнула: «Смотрите, красота какая! Трава маленькая, вокруг светло, все видно, просторно!»

Не радуйся понапрасну! - остерегает дочку мышка - мать. - Трава здесь низкая, спрятаться некуда, опасность нас подстерегает на каждом шагу: на земле лисы, высоко в небе ястребы. И это днем, а ночью совы, филины жить спокойно не дают. Только успевай оглядываться вокруг!»

Вскочила мышка - мать на высокий пенек, осторожно огляделась вокруг, спрыгнула и говорит: «Пока все спокойно, будем колоски и зерна собирать. Зорко следите по сторонам. Чуть что - сразу ныряйте в высокую траву, прижмитесь к земле и не шевелитесь, а уж если я голос подам, тогда убегайте с поля не раздумывая. Иначе попадете в беду!»

Набрала дружная семейка запасов, кто сколько смог и успел, и благополучно тронулись в обратный путь. Идут, не спеша, с тяжелой ношей быстро не побежишь. Фаня идет последней, еле ногам перебирает, но не хнычет, не пищит. Маленькая, а понимает, что всем нелегко. Идет и думает: «Конечно, по низкой траве легче бегать, да и веселее, все вокруг видно. Зато как опрсно!»

Так незаметно и дошла малышка до дома, устала и сразу же легла спать в свою мягкую крохотную постельку. Засыпает, а сама все думает: «Оказывается, большая трава - это высокая трава, а маленькая - низкая». Думала, думала и крепко уснула.

И снились малютке высокая трава и пестрые цветы над головой, а еще выше нежное голубое и ласковое теплое солнышко. Под ногами, совсем внизу, в тихой прохладе стелилась мягкая травка - муравка, и веселые мышата кувыркались, скакали и прыгали в ней, а на маленьком пригорочке сидела мышка - мать, охраняла покой семьи и ласково улыбалась, как может улыбаться только мама.

Длинный - короткий

Повстречались как-то раз на опушке котенок и зайчонок. «Ой, какие у тебя большие уши, так и торчат выше головы, совсем некрасиво!» - фыркнул котенок.

«А моя мама говорит, что у меня длинные уши! Во всем лесу длиннее ушей ни у кого нет. Я должен ими гордиться! А еще они помогают мне: чуть шевельну, чуть ими в сторону поведу - любой шорох услышу. Нам, зайцам, ухо надо всегда держать востро, не то беда!»

«Фи! - опять фыркнул котенок. - Смотри, какой у меня хвост большой, пушистый, а у тебя маленький, такой крохотный, ну просто комочек пуха!»

«Да не маленький и не крохотный, а короткий. Точнее, куцый хвост! -засмеялся зайчонок. - Нам, зайцам, длинный хвост ни к чему».

«А мне вот очень нужен мой длинный пушистый хвост!» - послышалось вдруг откуда-то сверху. Зайчонок и котенок подняли мордочки вверх, смотрят - а над ними высоко на елке маленькая белочка сидит. «Мне мой хвост помогает прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево», пояснила она.

«А у меня не только уши, у меня и ноги длинные! - расхвастался зайчонок. - Чуть услышу подозрительный шорох, время зря не теряю, прыг -и был таков! Только меня и видели! Нас зайцев, уши да ноги спасают».

«Да что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь! - возмутился котенок. - Ты что всех боишься?»

«Врагов у меня в лесу много! Боюсь», - сокрушенно вздохнул зайка.

«А вот у меня ног почти не видно», - послышалось снизу. Глянули все вниз, а перед ними ежик стоит.

« Ой, верно! - удивился котенок. - Такие маленькие ножки!»

«Не маленькие, а короткие, - уточнил ежик. - Да я не тужу. Как только почую опасность, мигом ножки подожму, свернусь клубочком, выставлю иголки, тогда уж меня никто не тронет! А длинные ноги быстро не уберешь, как не спиши».

Возвращаясь домой, котенок твердил: «Главное, запомнить: большие ноги и уши правильнее называть длинными, а маленькие - короткими. Все в лесу знают, я один не знал. Просто стыд и позор!» И вдруг малыш остановился как вкопанный. «Какой же я глупый! - с ужасом сказал он себе. - я никогда ничего такого себе даже и не представлял! Оказывается, одним нужны длинные уши, другим - короткие ноги. А мне? Что нужно мне? Может, вместо мягкой шерстки шубку в колючках, как у ежа? Побегу, спрошу у мамы. Мама все знает!» - решил котенок.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Как расширить словарный запас детей 4 - 5 лет»

Автор: Варламова Лариса Васильевна

Дата: 06.05.2018

Номер свидетельства: 468578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Консультация для родителей "Как расширить словарный запас детей 3-4 лет""
    ["seo_title"] => string(72) "konsultatsiia_dlia_roditelei_kak_rasshirit_slovarnyi_zapas_detei_3_4_let"
    ["file_id"] => string(6) "508239"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1556041608"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект НОД по разделу ребенок и  окружающий мир  для детей старшей группы  «Подводный мир»"
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-nod-po-razdielu-riebienok-i-okruzhaiushchii-mir-dlia-dietiei-starshiei-ghruppy-podvodnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "314427"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459692317"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект  занятия   по  развитию  речи "Как  звери  к  зиме  готовятся". "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-kak-zvieri-k-zimie-ghotoviatsia"
    ["file_id"] => string(6) "208835"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430921157"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Подводное путешествие»  для детей 5-6 лет."
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-zaniatiia-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-podvodnoie-putieshiestviie-dlia-dietiei-5-6-liet"
    ["file_id"] => string(6) "318169"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460529871"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблицы по теме: "Зима" для детей 5-6 лет"
    ["seo_title"] => string(99) "zaniatiie-po-razvitiiu-riechi-s-ispol-zovaniiem-mniemotablitsy-po-tiemie-zima-dlia-dietiei-5-6-liet"
    ["file_id"] => string(6) "305997"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458036420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1530 руб.
2350 руб.
1510 руб.
2320 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства