Все дети любят фантазировать. Иногда фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где в таком случае заканчивается фантазия и начинается ложь?
Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространённая её разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребёнка под влиянием различных факторов. Например, обман ребёнка вызвал у взрослых смех и улыбку, то есть послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как отличить детскую ложь от фантазии?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 города Ставрополя
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как отличить детскую ложь от фантазии?»
(октябрь, 2017)
Педагог-психолог Аванесян С.С.
Все дети любят фантазировать. Иногда фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где в таком случае заканчивается фантазия и начинается ложь?
Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространённая её разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребёнка под влиянием различных факторов. Например, обман ребёнка вызвал у взрослых смех и улыбку, то есть послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку.
Вторая разновидность лжи связана с характерологическими особенностями ребёнка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувства одиночества и незащищённости ребёнок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержку внутренней гармонии малыша. Подключив фантазию, одинокий ребёнок становится душой компании, напуганный - самым смелым, нерешительный – отважным.
Не менее распространённой является ложь, связанная со страхом ребёнка сказать правду по какой-либо причине. Подобная психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха он не знает, поэтому ложь, как волшебная палочка-выручалочка, оказывается тут как тут.
Есть ещё один вид лжи – ложь как средство достижения выгоды (в том числе экономии времени). Получение какого-либо блага, интереса для себя переплетается с желанием человека избавить себя и окружающих от необходимости длительных, пусть и правдивых, объяснений. Это наиболее распространённый вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, поскольку мало связан с фантазией и воображением.
Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется – так же, как и всему остальному, ребёнок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь – это плохо, нужно именно в тот момент, когда вы столкнулись с ней впервые.
Ниже приводятся некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребёнка.
В семье существуют единые требования к ребёнку, которые разделяются всеми. (Нарушая это правило, вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать одному родителю, если второй запретил что-то.)
Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. (Это правило распространяется как на поощрение ребёнка, так и на его наказание за проступки.)
Будьте искренни. (Первоначально ребёнок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчётливо воспринимает ваше настроение.)
Поясните систему запретов, дополнив её разрешёнными действиями (в семье, где ребёнок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.)
Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребёнка, не подыгрывайте его хитростям.
Правила поведения взрослых, если факт лжи со стороны ребёнка уже стал проявлять себя, являются следующими:
Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребёнок солгал. (При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребёнок сказал неправду.)
Если ребёнок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. (В противном случае вы можете больше никогда не услышать от ребёнка правды. Не стоит использовать фразы «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты ещё такой маленький, а уже врёшь!» Лучшего эффекта вы добьётесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой чудесный у меня!».)
Ребёнок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: вернёт то, что взял без спроса, извинится за свой обман и т.п. (Главное в этом правиле – чтобы ребёнок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.)
Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребёнку нужно и можно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребёнка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье!
Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир интереснее или найти свой профессиональный путь, ста настоящим писателем.