kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивы искажения информации у подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение негативного поведения подростков, имеющих  проблемы в поведении, в частности ложь и воровство. Рассмотрение теоретического материала по видам лжи и составление опросника искренности, согласно приведенных видов лжи.

Анализ:

- Что такое ложь?

- Чем отличаются шутки от фантазий?

- Как лучше жить: привирая или только говоря чистую правду и воспринимая всё за чистую монету.

- Есть такое понятие: «чужое»?

- Какая разница между понятиями «моё» и «чужое»?

Вопросы по Видам лжи:

  1. Мистификация – 3, 9, 13
  2. Фальсификация – 11, 81, 83
  3. Симуляция - 12, 15, 52, 68
  4. Самозванство – 14, 79
  5. Плагиат - 16
  6. Подмена понятий – 17, 66
  7. Детская ложь - 18
  8. Неприкрытая ложь – 19, 44, 45, 46, 73, 80
  9. Сказки для детей - 21
  10. Белая ложь (ложь «хорошего тона») – 22, 32, 65, 76
  11. Лесть - 23
  12. Ложь во благо – 25
  13. Ложь во спасение – 26, 48, 49
  14. Лжесвидетельство – 27, 77
  15. Клятвопреступление - 28
  16. Клевета - 29
  17. Самооговор – 30, 54, 69, 74
  18. Блеф – 31, 56, 78
  19. Введение в заблуждение – 33, 63
  20. Подтасовка фактов – 35, 50
  21. Преувеличение (преуменьшение) – 1, 4,62
  22. Шутливая ложь - 6
  23. Контекстная ложь – 36, 72
  24. Превознесение – 7, 53,61, 64
  25. Ложь из-за устаревания информации - 37
  26. Ложь из-за двусмысленности информации – 38, 55, 71
  27. Ложное опровержение – 39, 40, 70, 75
  28. Патологическая ложь (беспричинная ложь) – 41, 42, 58
  29. Самообман – 5, 8, 51, 59, 60, 82
  30. Невольная ложь (невинная) – 43
  31. Присваивание чужого (воровство) – 2, 10, 20, 24, 34, 47, 57,67
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы искажения информации у подростков»

Мотивы искажения информации у подростков

Цель: определение негативного поведения подростков, имеющих проблемы в поведении, в частности ложь и воровство.

Рассмотрим теоретическое обоснование видов лжи и определение понятия «ложь».


Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.


Имплицитные (в общественном сознании) виды лжи


1.Мистификация

Мистификация — это утверждение, высказываемое человеком, не уверенным в его истинности. Хотя такое утверждение и может выглядеть правдоподобным (а иногда даже и оказываться истинным), оно не основано на фактах; оно либо выдумано, либо не соответствует действительности. Пример мистификации: местный житель объясняет иногороднему, как пройти к некоему памятнику, при этом не зная, где этот памятник, собственно, находится. Особое место занимает научная мистификация — выдавание гипотез и теорий, ещё не подтверждённых опытами и фактами, за уже подтверждённые и доказанные.

2.Фальсификация (подделка)

Выдавание копии за подлинник (подделка предметов искусства)

Подделка документов, а также использование документов, заведомо не являющихся действительными

Частным случаем фальсификации является фальшивомонетничество

Часто некоторые виды фальсификации являются уголовно наказуемыми.

3.Симуляция (притворство)

Симуляция — имитация человеком физического или психического состояния, которого этот человек на самом деле в данный момент не испытывает. Так, широко распространена симуляция болезней (особенно среди учащихся, призывников и заключённых). В спорте имеет место симуляция травм. Также можно считать симуляцией притворные слёзы и тому подобные наигранные эмоции.

4.Самозванство

Самозванство — выдавание себя за другое лицо, реальное или вымышленное. Если такой обман преследует корыстные цели, то самозванчество становится мошенничеством. История знает многих знаменитых самозванцев: трёх Лжедмитриев в Смутное время, Емельяна Пугачёва, выдававшего себя за Петра III, и т. д. Также самозванчество нередко встречается в литературных произведениях, особенно в детективах, приключенческих романах и сказках. Самозванство следует отличать от диссоциативных психических расстройств (нарушения самоидентификации личности) и от тех случаев, когда человеку были предоставлены (чаще всего, в детстве) заведомо ложные сведения о его происхождении, принятые, тем не менее, этим человеком на веру.

5.Плагиат

Плагиат — нарушение авторских прав, состоящее в приписывании себе открытия, изобретения либо художественного произведения (литературного, изобразительного, музыкального), заведомо сделанного другим лицом. Часто понятие «плагиат» используется в более узком смысле для обозначения нарушения авторских прав в литературе. В большинстве современных стран, в том числе в России, плагиат может повлечь за собой судебное разбирательство. Чтобы чьи-либо действия могли квалифицироваться как плагиат, необходимо, прежде всего, отсутствие указаний на источник информации.

6.Подмена понятий

Подмена понятий — выдавание какого-либо объекта за таковой, каким он заведомо не является, либо заведомо неверное трактование понятия, имеющее целью введение в заблуждение заинтересованной стороны. Примеров подмены понятий много в сказке Джанни Родари «Джельсомино в Стране лжецов»: в Стране Лжецов вместо хлеба в булочной продавали чернила, а пиратами называли порядочных людей.

7.Детская ложь

Детская ложь — специфический возрастной вид лжи, заключающийся в выдавании детьми своих фантазий за действительность. По мнению большинства психологов, феномен детской лжи связан с тем, что дети до определённого возраста (согласно большинству гипотез, до 5 лет) не всегда умеют отличить реальность от воображения и принимают игру за действительность. Остаётся спорным вопрос, является ли детская ложь собственно ложью в полном смысле этого слова, так как дети искренне верят в свои фантазии и не собираются никого вводить в заблуждение, тем более, последнее в этом случае маловероятно, потому что детская ложь всегда явно неправдоподобна. По мнению большинства психологов, детская ложь не должна вызывать особенного беспокойства у родителей, так как является обычным этапом в развитии воображения ребёнка. Тревожным симптомом можно считать лишь полное отсутствие детской лжи в определённом возрастном периоде (преддошкольном и дошкольном), чрезмерные проявления детской лжи в указанном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет).

По данным директора Института исследования детства, Университет Торонто, доктора Кана Ли, детскую ложь можно разделить на три категории:

ложь, которая помогает ладить с другими людьми («Ты такая хорошенькая!»);

ложь, призванная защитить от наказания («Это не я», «Я не слышал, как ты мне это говорила»);

самообман («Я никогда не вру»)

8.Неприкрытая ложь

Неприкрытая ложь, бесстыдная ложь, наглая ложь — это утверждение, ложность которого очевидна не только тому, кто его высказывает, но и всем заинтересованным лицам. Например, отрицание ребёнком того, что он стащил со стола и съел шоколадку, в то время как его губы и ладони перемазаны шоколадом, является бесстыдной ложью.

9.Сказки для детей

Сказки для детей — вид лжи, позволяющий разговаривать с детьми о явлениях или концепциях, которые считаются «недетскими» в конкретном обществе. Общеизвестными примерами являются ответы на вопрос «откуда дети берутся» вида «в капусте находят», «аист приносит» и т. п.

10.Белая ложь (деликатная ложь, ложь «хорошего тона»)

Белая ложь — ложь, которая, по мнению говорящего, предоставит слушающему значительное облегчение, а в случае раскрытия её лживости принесёт всего лишь небольшое неудобство. Белая ложь обычно произносится, чтобы не обидеть или не огорчить кого-либо; например, не слишком привлекательной девушке сообщают, что она «очень даже ничего». Большей частью белая ложь определяется местными обычаями, и редко когда может быть чётко отделена от других видов лжи. Во многих культурах белая ложь не осуждается и даже приветствуется.

11.Лесть

С белой ложью граничит лесть — приписывание кому-либо достоинств, которыми этот человек в действительности заведомо не обладает, или чрезмерное преувеличение реально имеющихся у него достоинств с целью создания лучшего отношения объекта. Но между белой ложью и лестью есть принципиальное различие: белая ложь не всегда осуждается и в ряде культур является нормой, тогда как лесть порицается повсеместно и всегда признаётся противоречащей нормам морали. Лесть в большинстве случаев однозначно расценивается как вид лжи (сравним поговорку: «Льстец — тот же лжец»). Классический пример лести показан в басне Крылова «Ворона и лисица»

12.Ложь во благо («благородная» ложь, «святая» ложь)

Ложь во благо (благородная ложь) — ложь, которая в случае её раскрытия принесёт слушателю или третьим значительный вред, однако в то же время представляет собой значительную выгоду самому слушателю либо обществу в целом. Примерами лжи во благо является уверение умирающего человека, что с его сыном всё в полном порядке, несмотря на то, что на самом деле у последнего сломана нога; введение в заблуждение преступника, и т. п.

13.Ложь во спасение

Ложь во спасение — 1) Ложь с целью уйти от ответственности (например, отрицание преступником своей вины); 2) Ложь с целью избежать серьёзных проблем, которые последуют неизбежно, если не прибегнуть ко лжи, но могут быть предотвращены обманным путём (например, списывание во время контрольной как способ избежать плохой отметки); 3) Ложь как способ совершить «меньшее из двух зол» (например, ложь как способ уклониться от участия в преступлении). Отношение ко лжи во спасение неоднозначно, в определённых ситуациях она выступает одновременно и как ложь во благо.

14.Лжесвидетельство

Лжесвидетельство — это недостоверные высказывания человека, лично дающего показания в суде под присягой, либо предоставленные им в письменном виде после предупреждения его об ответственности за дачу ложных показаний. Лжесвидетельство является преступлением, поскольку, с одной стороны, свидетель тем самым нарушает данное им клятвенное обещание (присягу) говорить только правду, и с другой стороны, препятствует правосудию, для нормального свершения которого требуется абсолютная уверенность в правдивости всех свидетельств. Не является преступлением, если свидетель давал ложные показания, добросовестно заблуждаясь, то есть не зная о том, что эти показания являются ложными.

15.Клятвопреступление

Клятвопреступление — нарушение данного обещания, скреплённого торжественной клятвой, присягой (в таком случае речь идёт о лжи под присягой) либо поручительством третьего лица, призванного в качестве свидетеля клятвы. Осуждается повсеместно и рассматривается как один из наиболее постыдных видов лжи. В ряде культур всякое нарушение данного обещания, даже не скреплённого клятвой, считается клятвопреступлением. Иногда клятвопреступление считается таковым, только если давший обещание с самого начала имел намерение нарушить данное слово. В таком случае человек, нарушивший слово против своей воли, клятвопреступником не считается. Но в большинстве случаев причины, по которым была нарушена клятва, не имеют значения для квалификации действий как клятвопреступления.

16.Клевета

Клевета — распространение о ком-либо заведомо ложных порочащих сведений, либо (в более узком смысле) заведомо ложный донос о преступлении. Как и лжесвидетельство, является уголовно наказуемым деянием. Считается одним из наиболее предосудительных видов лжи. Однако, если распространитель порочащих сведений не знает о том, что сведения эти являются ложными, и принимает их за правду, такие действия квалифицируются как сплетничество, а не как клевета.

17.Самооговор

Самооговор — форма лжи, противоположная клевете: принятие на себя человеком ответственности за поступок, заведомо совершённый другим лицом. Часто самооговор является частью лжесвидетельства. В законодательстве ряда стран, самооговор является уголовно наказуемым деянием и приравнивается к лжесвидетельству и заведомо ложному доносу о преступлении.

18.Блеф

Блеф — это заявление о наличии у говорящего некоего объекта или намерения, которых тот на самом деле не имеет. Блеф является тактическим приёмом, и может в то же время классифицироваться как иной вид лжи. Например, применение блефа в различных играх (обычно карточных или спортивных) считается частью игры и является приемлемым; блеф преступника, требующего денег с кассира, держа в кармане оттопыренный палец (выдаваемый преступником за пистолет), является ложью; блеф полицейского, упершего в спину преступнику палец вместо пистолета, является ложью во благо.

19.Введение в заблуждение

Высказывание, вводящее в заблуждение, не содержит явной лжи, но тем не менее его целью является попытка заставить слушающего поверить в истинность того, что истиной не является. Оно строится таким образом, что все факты в нём истинны, однако подобраны таким образом и в такой последовательности, что подталкивают слушающего к неверному выводу. Недоговорка и контекстная ложь являются примерами введения в заблуждение. Вообще, введение в заблуждение слишком широкое понятие, так как любая форма лжи содержит элемент введения в заблуждение.

20.Подтасовка фактов

Подтасовка фактов — особый случай введения в заблуждение, заключающийся в манипуляции с качественно верными фактами, которые преподносятся в таком свете, что приводят слушающего к заведомо ошибочным выводам.

21.Преувеличение (преуменьшение)

Преувеличение возникает в случае, если качественное высказывание является истинным, но приведённые количественные характеристики не соответствуют действительности.

22.Шутливая ложь

Неприкрытая ложь, являющаяся частью шутки, что обычно очевидно для всех участников общения. Примером шутливой лжи является сарказм; более сложно устроенным примером являются встречающееся в фольклоре многих народов небылицы. Во многих странах ложь в качестве шутки является традиционной во время праздника 1 апреля. В этот день люди часто говорят другим, что у них «одежда в краске», «белая спина», что им «поставили двойку» (используется среди школьников). Вопрос о том, является ли шутливая ложь «настоящей» ложью, нередко оспаривается, и многие философы имеют об этом различные мнения.

23.Контекстная ложь

Высказав истину вне соответствующего контекста, можно создать ложное впечатление. Красочный пример приведён в книге Ричарда Фейнмана:

я снял с петель и другую дверь, отнёс её вниз и спрятал в подвале за цистерной с мазутом. […] Когда я спускался вниз по лестнице, они спросили: «Фейнман, ты взял двери?»

Хм, да, — ответил я. — Я взял дверь. Видите царапины у меня на пальцах, я их заработал, спуская дверь в подвал, когда мои руки скреблись о стену.

Мой ответ их не убедил, они мне так и не поверили.[20]

24.Превознесение

Превознесение — это преувеличенное заявление, обычно встречающееся в рекламе или агитационных материалах, типа «наш порошок моет безупречно чисто», «кандидат N — единственная надежда демократии» и т. п.

25.Ложь из-за устаревания информации

Примером такой лжи являются бланки и визитки, на которых указан устаревший адрес или номера телефонов; всё ещё не снятый рекламный щит обанкротившейся компании и т. п. Часто не воспринимается как ложь, поскольку изначально такая информация была достоверной.

26.Ложь из-за двусмысленности информации

Ложь из-за двусмысленности информации — вид введения в заблуждение, при котором информация даётся в неоднозначной форме, допускающей более, чем одно толкование, при этом лишь одно из возможных толковании является верным. Иногда не воспринимается, как ложь, поскольку в сообщённой информации содержится верный ответ. Тем не менее, чаще всего двусмысленное сообщение построено таким образом, что подталкивает слушателя к выбору ошибочного толкования.

27.Ложное опровержение

Ложное опровержение — исправление верной информации на заведомо ложную, убеждение заинтересованной стороны в том, что ранее сообщённые сведения были ошибочными, хотя на самом деле они были верны. Часто сочетается с другими видами лжи, так как может преследовать разные цели.

28.Патологическая ложь (беспричинная ложь)

Патологическая ложь — немотивированная ложь, ложь ради самой лжи. Хотя данный вид лжи и называется «патологическим», остаётся спорным вопрос о том, действительно ли здесь имеет место психопатология. Не установлено окончательно, насколько патологический лжец может контролировать свою ложь, и, следовательно, можно ли считать такого человека в полной мере дееспособным и может ли он выполнять некоторые социальные функции (например, привлекаться в суде в качестве свидетеля, выступать поручителем при финансовых сделках и т. п.). Существует гипотеза, согласно которой патологические лжецы верят в собственную ложь, что сближает патологическую ложь с детской ложью и позволяет предположить, что патологическая ложь — всего лишь детская ложь, сохранившаяся у человека до зрелого возраста. Однако это не доказано. Практика показывает, что в подавляющем своём большинстве патологические лжецы вполне вменяемы и способны отвечать за свои слова.

29.Самообман

Самообман — специфический вид лжи, заключающийся в том, что субъект лжи является и её же объектом, иными словами — человек убеждает себя в истинности заведомо ложного суждения. Допустим, студент, плохо подготовившийся к экзамену, внушает себе, что он подготовлен хорошо (в глубине души понимая, что это не так). В основе самообмана лежит выдавание желаемого за действительное. По мнению ряда психологов, самообман представляет собой механизм психологической защиты в тех случаях, когда признание правды может душевно ранить человека или причинить моральный дискомфорт. Некоторые психиатры сближают самообман с патологической ложью по признаку веры в заведомо ложное утверждение. С точки зрения философии мнения о том, можно ли по-настоящему обманывать себя, сильно расходятся, поэтому некоторые врачи и философы избегают слова «самообман», заменяя его словом «самовнушение».

30.Невольная ложь («невинная» ложь, наивная ложь, непреднамеренное введение в заблуждение)

Невольная ложь — невольное введение в заблуждение, связанное с верой говорящего в истинность ошибочного утверждения. Например, ребёнок убеждён родителями, что детей приносит аист, и рассказывает об этом своим друзьям, которые хотят узнать, откуда берутся дети. Часто такая ложь является следствием того, что говорящий сам был обманут кем-то. Поэтому такая ложь иногда называется «невинной» (потому что вина за ложь падает на того, кто сообщил говорящему ложные сведения) либо наивной (в знак наивности и доверчивости говорящего, повторяющего чужую ложь). В большинстве культур непреднамеренная ложь не считается «настоящей» ложью и не осуждается. Так, если свидетель, давший неверные показания в суде, добросовестно заблуждался, он не привлекается к ответственности за лжесвидетельство.


Рассматривая понятие лжи и разных видов лжи, мы создали опросник искренности, для изучения высокой лживости и наивности учащихся, определения склонности к присваиванию чужого.


Опросник «Искренности+»


1. Я всегда в детстве делал незамедлительно и безропотно то, что мне приказывали.

2. Я никогда не пользуюсь чужими вещами.

3. Я полностью свободен от всяких предрассудков.
4. Я всегда отвечаю на письма сразу после прочтения.

5. Я иногда бываю упрямым.
6. Я смеюсь иногда неприличным шуткам.

7. Я хвастаетесь иногда.
8. Я откладываю иногда на завтра то, что должен сделать сегодня.

9. Я верю в гороскопы.

10. Я пользуюсь чужими вещами.

11. Я подделывал подпись родителей в школьном дневнике.

12. Мне хочется, чтобы меня пожалели, когда я порезал палец.

13. Я верю в приметы.

14. Я представлялся чужим именем.

15. Я плачу, когда хочу что-то получить от родителей.

16. Я списывал.

17. Я считаю Кощея Бессмертного положительным героем.

18. Я иногда вру.

19. Я отрицал своё участие в неблаговидном поступке, во время которого меня разоблачили.

20. Я беру чужие вещи.

21. Я знаю, что Чебурашка разговаривает.

22. Я считаю правильным наделять других положительными качествами, которыми они не обладают.

23. Я согласен с поговоркой: «Льстец - тот же лжец».

24. Я считаю верным высказывание: «Не своё - не жалко».

25. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

26. Я всегда показываю дневник с неудовлетворительной оценкой.

27. Я считаю, что дав клятву можно солгать.

28. Я считаю, что можно раскрыть чужую тайну.

29. Я считаю нормальным оговорить другого человека, чтобы избежать наказания.

30. Я считаю нормальным подтвердить оговор другим человеком меня.

31. Если учитель задаёт вопрос классу: Вы выполнили домашнее задание? Я отвечаю «Да», в случае невыполнения.

32. Я хвалю незаслуженно человека, чтобы получить желаемое.

33. Дома за столом я веду себя так же, как и в кафе.

34. Я иногда беру чужие вещи.

35. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть её в библиотеку.

36. Я всегда понимаю смысл прочитанного.

37. Были случаи, когда я давал неверный номер телефона.

38. Я всегда внимательно слежу за тем, что я правильно одет.

39. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

40. Я никогда не злословлю об отсутствующих.

41. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

42. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

43. Перед длительной поездкой или походом я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

44. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

45. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

46. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

47. Я иногда пользуюсь чужими вещами.

48. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

49. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.

50. Случалось, что я пользовался оплошностью человека.

51. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

52. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

53. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

54. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

55. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

56. Я всегда говорю правду.

57. Я никогда не беру чужое.

58. Я всегда и везде стараюсь быть абсолютно честным человеком.

59. У меня, в принципе, нет недостатков.

60. Для меня часто именно первое впечатление о человеке является определяющим.

61. В школе я всегда отличался только хорошим поведением.

62. Вокруг меня достаточно много нечестных людей

63. Довольно часто меня пытаются обмануть или ввести в заблуждение.

64. Я считаю, если человек не умеет представлять себя в выгодном свете перед руководством, то он многое теряет.

65. Надо уметь скрывать свои мысли от других, даже если им нет до меня дела.

66. Бывает, я сомневаюсь в психическом здоровье некоторых моих знакомых.

67. Я никогда не иду на нарушение закона даже в мелочах.

68. Мне бывает скучно, грустно.

69. Иногда я бываю плохим.

70. У меня бывают боли.

71. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

72. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

73. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

74. Бывает, что я сержусь.

75. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

76. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

77. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

78. В игре я предпочитаю выигрывать.

79. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

80. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

81. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

82. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

83. Иногда я говорю неправду.


«Шкала»:

«да» (+): 1, 2, 3, 4, 9, 10, 13, 17, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 33, 35, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 51, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66;

«нет» (-): 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 23, 31, 32, 34, 37, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83;


За каждый совпадающий ответ начисляем 1 балл. 83 – 100%. А - х% . х% = Ах100: 83.


Oт 0 до 30% - высокий уровень правдивости;

От 31 до 55% - средний уровень лжи;

От 56 – 75% - высокий уровень лживости;

От 76 – 100% - очень высокий уровень лживости.


Анализ:

- Что такое ложь?

- Чем отличаются шутки от фантазий?

- Как лучше жить: привирая или только говоря чистую правду и воспринимая всё за чистую монету.

- Есть такое понятие: «чужое»?

- Какая разница между понятиями «моё» и «чужое»?








Вопросы по Видам лжи:

  1. Мистификация – 3, 9, 13

  2. Фальсификация – 11, 81, 83

  3. Симуляция - 12, 15, 52, 68

  4. Самозванство – 14, 79

  5. Плагиат - 16

  6. Подмена понятий – 17, 66

  7. Детская ложь - 18

  8. Неприкрытая ложь – 19, 44, 45, 46, 73, 80

  9. Сказки для детей - 21

  10. Белая ложь (ложь «хорошего тона») – 22, 32, 65, 76

  11. Лесть - 23

  12. Ложь во благо – 25

  13. Ложь во спасение – 26, 48, 49

  14. Лжесвидетельство – 27, 77

  15. Клятвопреступление - 28

  16. Клевета - 29

  17. Самооговор – 30, 54, 69, 74

  18. Блеф – 31, 56, 78

  19. Введение в заблуждение – 33, 63

  20. Подтасовка фактов – 35, 50

  21. Преувеличение (преуменьшение) – 1, 4,62

  22. Шутливая ложь - 6

  23. Контекстная ложь – 36, 72

  24. Превознесение – 7, 53,61, 64

  25. Ложь из-за устаревания информации - 37

  26. Ложь из-за двусмысленности информации – 38, 55, 71

  27. Ложное опровержение – 39, 40, 70, 75

  28. Патологическая ложь (беспричинная ложь) – 41, 42, 58

  29. Самообман – 5, 8, 51, 59, 60, 82

  30. Невольная ложь (невинная) – 43

  31. Присваивание чужого (воровство) – 2, 10, 20, 24, 34, 47, 57,67






Литература:

  1. Ложь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. –Самара: Изд.дом «БАХРАМ-М», 2002. -672с

  3. Dike, C., Baranoski, M., Griffith, E. (2006).What is pathological lying? // The British Journal of Psychiatry, 189, 86.

  4. McCornack, S. (1992). Information manipulation theory // Communication Monographs, 59, 1-16.

  5. DePaulo, B.M., Kashy, D. A. (1998). Everyday lies in close and casual relationships // Journal of Personality and Social Psychology, 74, 63-79.

  6. DePaulo, B. M., Kashy, D. A., Kirkendol, S. E., Wyer, M. M., & Epstein, J. A. (1996). Lying in everyday life // Journal of Personality and Social Psychology, 70, 979—995.

  7. Фрай, О. Ложь: три способа выявления. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2006.

  8. Селиванов, Ф. А. Ошибки. Заблуждения. Поведение. — Томск : Изд.-во Том. ун-та, 1987

  9. Вихман, А. А. Лживость в структуре интегральной индивидуальности : дисс. канд. психол. наук. — 2011.

Ссылки:

  1. Жуков Ю. М., Хренов Д. В. Методический анализ исследований неискренности. (Статья о проблемах исследования лжи в психологии.)

  2. Дорфман М. Почему политики лгут?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мотивы искажения информации у подростков

Автор: Сидоренко Лариса Ивановна. Ломанов Артём Александрович

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства