Просмотр содержимого документа
«"Как хорошо, что есть семья"»
Краткосрочный проект на тему
Краткосрочный проект на тему
«Как хорошо, что есть семья»
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Тип проекта: групповой, информационно-творческий.
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Как хорошо, что есть семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
Задачи проекта:
1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Как хорошо, что есть семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи.
Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Семейный праздник – День рождение».
Речевое развитие
Чтение:С.Капутикян «Моя бабушка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», «Волшебное слово», Д. Хайкина «Ходит наша бабушка», М. Морозова «Мы с дедушкой».
Заучивание:пословицы о семье, «Это вся моя семья»
Рассказы детей на темы: «Как я помогаю маме, папе», «Моя бабушка», «Мой дедушка»
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
С/р игры: «Семья готовиться к празднику», «Семья на отдыхе».
Художественное – эстетическое развитие
Рисование: «Моя семья», «Ромашки»
Лепка «Ромашки»
Аппликация «Ромашка- символ семьи, любви и верности»
Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Подвижная игра «Кувшин доброты».
Музыкальные игры с ускорением «Мамины помощники», «Готовим пельмешки»
Взаимодействие с родителями.
Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья».
Консультация «Семейные традиции: Культура общения».
Индивидуальные семейные консультации.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Беседа: «Что такое семья?»
Заучивание «Семья – это счастье, любовь и удача»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Словесная игра «Скажи ласково»
Лепка «Ромашки»
ВТОРНИК
Беседа: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»
Чтение С.Капутикян «Моя бабушка», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Словесная игра «Какая (мама, бабушка, сестренка), какой (папа,
дедушка, братишка)»
Аппликация «Ромашка- символ семьи, любви и верности»
СРЕДА
Беседа: «На кого ты хочешь быть похож»
Заучивание «Это вся моя семья»
Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик»
Словесная игра «Домашний труд»
Музыкальная игра с ускорением «Мамины помощники»
ЧЕТВЕРГ
Беседа: «Как ты помогаешь мама, папе»
Чтение: Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», М. Морозова «Мы с дедушкой».
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Рисование «Ромашковое поле»
ПЯТНИЦА
Беседа: «Моя бабушка», «Мой дедущка»
Чтение В.Осеева «Сыновья», «Волшебное слово».
Пальчиковая гимнастика «Если мама месит тесто»
Рисование «Моя семья»
Музыкальная игра с ускорением «Мамины помощники»
Результат: За время реализации проекта «Как хорошо, что есть семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Список использованной литературы.
1 Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004. 2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада /Сост. Жуковская., Р.И Пеньевская ., Л.А. 3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
Дидактические игры
«Домашний труд» Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда. Ход игры. Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться. Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.
«Чем можно порадовать маму» Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик. Ход игры Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
Игры на развитие мелкой моторики.
«Семья» Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации. Ход игры. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья!
«Дом». Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук. Ход игры. Воспитатель. Ой, смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком») Он не низок, не высок, Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка») Кто, скажите, здесь живет? Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед) Печеньем угостите, Я по дому все умею - (Загибаем пальчики, начиная с мизинца) Шить, готовить, убирать, Я сама везде поспею, Буду пол мыть и стирать. Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться) Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх). Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком») Будет этот домик мой!»
"Помощники"
Дружно маме помогаем – (ладошки скользят по столу) Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем (трём руки друг о друга - "стираем") Полощем, отжимаем. (сжимаем и разжимаем кулачки) Подметаем все кругом – (кисти рук "подметают") И бегом за молоком. (пальчики бегут по столу) Маму вечером встречаем, (разводим руки в стороны) Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем». (обнимаем себя за плечи)
Пословицы и поговорки о семье. Цель: пополнять литературный багаж пословицами и поговорками.
Согласие да лад - в семье клад. Согласную семью горе не берёт. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья без детей, что цветок без запаха. Семейный горшок всегда кипит. В семье и каша гуще. Не будет добра, коли в семье вражда. В хорошей семье хорошие дети растут. В своем доме и стены помогают. Везде хорошо, но дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!!!
(Поочередное сгибание пальцев. Сначала на одной руке, затем на другой. В конце игры пожать себе руки)
«Мальчик-пальчик»
(пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик, где ты был?
(разгибается большой пальчик)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный пальчик)
- С этим братцем щи варил,
(разгибается средний пальчик)
- С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
(Модификация: Большой палец соприкасается, по ходу стихотворения, со следующими пальцами)
«Если мама месит тесто»
Если мама месит тесто,
Это очень интересно
(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой - делаем
движения как будто месим)
Ладушки, ладушки
(хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки!
(правой рукой держим воображаемую сковородку, левой льем на нее тесто)
Раз – оладушек для мамы,
(раскладываем оладушки по тарелкам)
Два – оладушек для папы,
Три – оладушек для бабы,
Четыре – оладушек для деда.
А Ванюшечка дружок
Получает пирожок!(сцепить кисти рук)
Ах, как вкусно!
СТИХИ О СЕМЬЕ
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружба и ссоры, молчанья печать,
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Семья – это то, что с тобою всегда!
Это вся моя семья: Мама, папа, брат и я. Мама варит и стирает. Папа гвозди забивает. Ну а брат мой ходит в школу, И учиться очень рад. Я с игрушками играю, Посещаю детский сад. Любим вместе мы на кухне Обсудить наши дела. Потому, что у меня Очень дружная семья!
С. Капутикян. Моя бабушка
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она
Устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее,
Не качну ее.
Отдохнет она
Наконец.
Скажет бабушка:
— Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой,
Молодец!
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой - Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмел, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: "Молодчина ты, Сынок!"
Дора Хайкина «Ходит наша бабушка, палочкой стуча»
Ходит наша бабушка, палочкой стуча, Говорю я бабушке: «Позову врача, От его лекарства станешь ты здорова, Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач, Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч. Будем бегать, бабушка, прыгать высоко, Видишь, как я прыгаю, это так легко».
Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора, Я не заболела, просто я стара, Просто очень старая, волосы седые, Где-то потеряла я годы молодые.
Где-то за огромными, за лесами темными, За горой высокой, за рекой глубокой. Как туда добраться, людям неизвестно». Говорю я бабушке: «Вспомни это место! Я туда поеду, поплыву, пойду, Годы молодые я твои найду!
Мы с дедушкой часто гуляем вдвоём
Мы с дедушкой часто гуляем вдвоём,
Играем в машинки, и чай вместе пьём.
Он может гудеть, как большой паровоз,
И знает ответ на любой мой вопрос.
Люблю я дедулю — скажу Вам друзья,
И знаю, что дедушка любит меня. Автор: Марта Морозова