Просмотр содержимого документа
«Как ежи готовятся к зиме»
Осень и Ёжик»
Цель занятия:
Используя различные виды и формы деятельности детей закрепить представление детей об Осени.
Задачи:
Познавательное развитие
- Закреплять знания об осенних приметах
- Познакомить детей с новой исходной формой для лепки животного – овоидом.
Эстетическое развитие
Лепка
- Развивать творческие способности, воображение
- Передавать в лепке характерные особенности внешнего вида ежа
- Закрепить известные детям приемы лепки и их названия
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы
- Формировать умение работать в паре
- Использовать в работе природный материал
Музыка
- Развивать у детей при исполнении песен чувство ансамбля
- Развивать у детей чувство ритма при игре на детских музыкальных инструментах
- Развивать фантазию и воображение в игровых и танцевальных видах деятельности
Социально-личностное развитие
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Материалы для занятия (оборудование)
Игрушечный ежик
2 куска пластилина, скатанного в шарики
Семечки
Семечки (для иголок ежа)
Влажные салфетки (для рук)
Атрибуты и декорации
Перчаточная кукла Ёжик
Зонтик
Музыкальные инструменты (бубенцы, металлофоны, колокольчики)
Куклы – капельки (система кукол с «живой» рукой)
Театральная ширма
В групповой комнате столы подготовлены для работы – лепки
Действующие лица:
Воспитатель
Ёжик – перчаточная кукла - воспитатель
Ход занятия
! дети встали полукругом
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Со мной хотите поиграть?
Я стану вам загадывать загадки,
А вы мне - хором отвечать?
Ветерок подметает дорожки
И кружит золотую листву.
Что случилось в природе, ребятки?
Подскажите мне, я не пойму?
Дети: Наступила Осень.
Воспитатель.: Верно:
! звучит «музыка леса»
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, как красиво Осень разукрасила лес.
! дети рассматривают зал
Воспитатель.: Осень – замечательное, удивительное время года. Давайте послушаем осенние стихи.
Стихи:
1. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У березы на плечах.
2. Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
3. Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
4. Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
5. Тише … С нами Осень говорит.
Слышишь?.. Листик под ногой шуршит.
Слышишь?.. Частый дождик моросит.
Тише… С нами Осень говорит.
Воспитатель: Какие прекрасные стихи.
!! на ширме появляется рассерженный ёжик
Ёжик: Не верю! Не ве - рю! Какие холода, какой снег? Вон теплынь какая! Солнце светит, еще лето!
Воспитатель: Здравствуй, ёжик!
Ёжик:(удивленно) Ой, ребята? Здравствуйте!
Воспитатель: Ты на кого так ругаешься?
Ёжик: Да вон, на этих пернатых.
Воспитатель: А что случилось?
Ёжик: Сегодня мне птицы кричали с утра:
- В другую страну собираться пора!
Туда, где сейчас зеленеет трава,
Туда, где шумит молодая листва,
Где долго еще продолжается день,
Где надо от солнца нам прятаться в тень!
Спросил я: - Зачем вы летите туда?
Вам здесь разве плохо?
А птицы мне отвечают:
- Грядут холода,
Уж скоро начнутся косые дожди,
А там уж и снега ты вскорости жди!
(И.М.Осокина)
А я не верю! Какие холода, какой снег? Вон теплынь какая! Солнце светит, еще лето.
Воспитатель.: Прости меня, ёжик, но боюсь, что я тебя огорчу. Ведь ты не прав.
Ёжик: Как не прав?
Воспитатель.: Птички улетели в дальние края и правильно сделали, ведь на дворе давно уже Осень.
Ёжик: Какая Осень?
Воспитатель: Самая настоящая! Оглянись вокруг!
Ёжик: Ну, огляделся, и что? Ничего не вижу!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем ёжику?
Дети: Давайте.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, какие вы знаете осенние приметы? Что бывает Осенью в природе?
Дети: … пожелтели листья, день стал короче, часто идет дождик, птицы улетают на юг.
Воспитатель: Верно, ребятки. Ёжик, послушай, пожалуйста, осенние стихи
Стихи: 6. Осень наступила,
Пожелтел наш сад,
Листья на березе
Золотом горят.
7. Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Ёжик: Ну и что, листья - на солнышке загорели, день короче – просто надо раньше вставать, вот и день длиннее будет. Дожди и летом идут, а птицы – птицам просто делать нечего, летают себе, крылышки разминают.
Воспитатель: Да, ребята, не простая у нас с вами задача убедить Ёжика, что на дворе Осень. Ну, ничего, сейчас нам сама Осень поможет.
Осень, осень – дождик просим!
! звучит «шум дождя»
Ёжик: Ой, ой, ой! Брррр! Какой холодный дождь!
Воспитатель: Конечно, холодный, все–таки осень на дворе. А хочешь, мы с ребятами исполним для тебя песенку про осенний дождик.
Ёжик: Для меня? Конечно, хочу, с удовольствием послушаю.
Воспитатель: А теперь послушай еще одну дождливую песенку, только мы её для тебя сыграем.
♪ Оркестр «Грустный дождь» м.А.Марфина
Ёжик:Да, это был действительно настоящий дождик. Но, как же от дождика спрятаться, чтобы не промокнуть?
Воспитатель.: Для того, чтобы под дождиком не промокнуть, придумали зонтики.
Ёжик: Повезло вам. А где бы мне такой зонтик раздобыть?
Воспитатель: Не переживай, ёжик, мы тебе подарим.
! Воспитатель. дарит ёжику зонтик
Воспитатель: Держи, ёжик.
Ёжик: Вот, спасибо. А он прочный, я под ним не промокну?
Воспитатель: Нет, конечно, не промокнешь.
Ёжик: А если промокну?
Воспитатель: Не веришь?
Ёжик: Нет, верю. Доверяй, но проверяй.
Воспитатель: Ну ладно, проверяй. Открывай зонтик.
! пока ёж прячется под зонтом, ребята превращаются в «капельки» - одевают на себя кукол.
Ёжик: А где же ребята?
Воспитатель: А ребята превратились в капельки. Для тебя они исполняют танец «Дождик»
♪ исполняется танец «Капельки» на музыку А.Рыбникова
Ёжик: Хороший, прочный зонтик, и действительно я не промок. Послушайте, мне определенно нравится Осеннее время.
Воспитатель. Это замечательно.
Ёжик: Да, кстати, вы еще говорили, что Осенью, падают листья.
Муз. рук.: Да, и от своих слов мы не отказываемся. Это явление в природе называется листопад.
Ёжик: Хотелось бы его хоть глазком увидеть.
Воспитатель: А мы сейчас Осень попросим.
Осень, осень – листьев просим.
! под «шум ветра» дети поднимают из под стульчиков листья и машут ими
Ёжик: Ой, какие красивые листочки.
Воспитатель.: Ёжик, а про осенние листочки, ребятки знают песню, послушай ее, пожалуйста.
♪ Исполняется песня «Падают листья» м. М.Красева, сл. М.Ивенсен
Ёжик: Очень красивая песня. А интересно, с листочками можно поиграть?
Воспитатель: Конечно, есть замечательная игра «Три дерева».
♪ проводится игра «Три дерева» на м.И.Баха «Шутка»
Ёжик: Здорово повеселились. Какая чудесная игра!
Воспитатель: Рада, что тебе понравилось. Ничего в этой игре сложного нет. Ты в нее можешь смело играть со своими друзьями.
Ежик: А у меня нет друзей.
Воспитатель: Как же так, ёжик?
Ёжик: Да, дружил я с птичками – перелетными, не поверил им, что Осень наступила, поссорился с ними. Они, обиделись на меня и улетели в жаркие страны.
Воспитатель: Да, ёжик, некрасиво получилось. Но я уверена, что когда птички вернуться весной обратно, они обязательно тебя простят.
Ёжик: Так до весны еще долго ждать, как же я теперь один зимовать буду?
Воспитатель: Знаешь что, ёжик, не переживай, мы тебе поможем.
Ёжик: Как?
Воспитатель.: Мы с ребятами тебе слепим друзей.
Ёжик:(с радостью) Это было бы замечательно!
! воспитатель вместе с ежом выходит из-за ширмы
!! дети рассаживаются за столы
☝ ЛЕПКА (ход работы)
• Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушечного ежа. Говорит, что прежде, чем лепить ежа, надо определить какой он формы.
• Берет игрушку в левую руку, а правой обводит ежа, начиная с мордочки сближенными пальцами. Потом расширяет пальцы и заканчивает закругляющим движением. Сопровождает свои действия пояснениями: «Мордочка у ежа заостренная, тело вытянутое, сзади закругленное. По форме ежик похож на яичко. А как такую форму вылепить?»
• Подтверждает, что сначала нужно скатать шарик (показывает), раскатать его между ладонями прямыми движениями. Затем раскатать, еще немного, один конец, чтобы получилась форма, похожая на яичко (овоид).
• Берет в одну руку шарик, а в другую - овоид и говорит, из шарика получилась другая форма.
• Далее воспитатель кладет рядом с овоидом ежика и говорит: «Посмотрите на эту вылепленную форму и на ежика. Скажите, что еще нужно сделать, чтобы этот комочек пластилина стал похожим на ежа. Посмотрите на его мордочку. Какая она? (Заостренная, носик приподнят вверх)
• Воспитатель вытягивает слегка у ежа мордочку и приподнимает вверх носик. На кончик прилепляет маленький шарик. Говорит: «Вспомните, дети, загадку. Словно елка весь в иголках! Как же нам изобразить иголки у ежика?»
• Поясняет, что можно использовать семечки. (Высыпает семечки)
• Рассматриваем ежика. Чего ещё у него не хватает? Глаз. Предлагает слепить глаза из пластилина. Вот ежик и готов.
☝ В процессе работы педагог помогает запомнить названия способов лепки: скатать, раскатать, оттянуть, заострить. Помогает вопросами: «Что ты сейчас делаешь? Что тебе осталось сделать? Как ты это сделаешь?»
! по окончании работы
Воспитатель: Вот сколько теперь друзей у нашего ежика. Хотя они и похожи друг на друга - каждый, чуть – чуть отличается от других.
Ёжик: Вот спасибо, ребята! Теперь мне не будет скучно, потому что я буду знать, что у меня - очень много друзей. Побегу к себе в норку к зиме готовиться. А к вам буду в гости приходить, навещать ёжиков и вас, дорогие ребята. Спасибо, до свидания!
! ёжик убегает
!! звучит голос Осени в записи
Здравствуйте, мои друзья.
Я все время здесь была.
Я – Осень, тихо к вам вошла,
Подарки осенние вам принесла.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Вы подарок мой примите,
Чаще в гости приходите.
! воспитатель раздает детям угощения осени
Воспитатель: Вот, к сожалению, и завершилась наша прогулка по осеннему лесу. Мы с вами славно погуляли, поиграли, а главное мы помогли ёжику. Теперь у него появились друзья. Большое вам всем спасибо.