Из опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников"
Из опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников"
Экологическое воспитание дошкольников- это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Василек»
Из опыта работы:
"Экологическое воспитание дошкольников"
Подготовила воспитатель:
Туйкина Р.Х
«Охранять природу – значит охранять Родину!»
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению, паучок – терпению.
Пчёлы в поле и саду обучают нас труду.
И к тому же в их труде всё – по справедливости.
Отражение в воде учат нас правдивости,
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте,
И при всей огромности обучает скромности.
У природы круглый год обучаться можно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
М.Пришвин.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В. А. Сухомлинский.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И вот существующие экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей глубже вникать в суть данной проблеме. Из – за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, человечеству грозит вымирание. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. Поэтому тема моего опыта работы звучит так «Экологическое воспитание дошкольников».
Так что же такое экология?
Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.
Таким образом, цель экологического воспитания - это
формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Актуальность темы:
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования.
В своей работе использую следующие принципы экологического образования дошкольников:
Научность,
Доступность,
Гумманистичность,
Системность,
Преемственность,
Интеграция.
Основным принципом экологических знаний является принцип научности. В экологическом образовании принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения и экологического сознания.
- Доступность:
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с явлениями живой природы в процессе активной деятельности.
- Гумманистичность
Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Личным примером, словом и делом я формирую у детейпредставления о природе, как величайшей ценности, развиваю понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».
- Интеграция
Я стараюсь дать экологические знания с точки зрения всестороннего развития личности ребенка, соприкасаясь со всеми областями развития.
- Системность
Системность включает формирование у ребенка систему знаний и организации системы различных видов детской деятельности. В экологическом образовании важна последовательность усвоения знаний.
- Преемственность
Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей, используя разные формы работы.
Формы и методы работы:
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую в своей работе с детьми различные формы и методы:
• экологические экскурсии;
• экологические конкурсы;
• экологические акции;
• мини-лаборатория юного эколога;
• экологические выставки и экспозиции;
• дни экологического творчества;
• экологические сказки;
• экологические занятия;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• экологические игры (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры).
Мною ведется большая работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Во-первых, это конечно экологические занятия, на которых мы знакомимся с овощами и фруктами, ягодами и грибами, лекарственными растениями. Узнаём, где они растут, как правильно их собирать. Знакомимся с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.
Провожу не только занятия по экологическому воспитанию, но и с самого младшего возраста с детьми проводила проекты. Например, «Веселый огород» - подробнее о части проекта :-. Цель: расширить знания детей и родителей о видах и свойствах лука. Мы подготовили уголок природы, провели посадку лука. В течение двух недель дети с удовольствием наблюдали за ростом зелёных перьев, также мы вели календарь наблюдений в группе и в условиях дома воспитанников. Пророщенный лук мы помыли, и дети с удовольствием употребляли в пищу за обедом. Этот проект значим для всех его участников. Дети получили новые знания, педагог продолжил освоение метода проектирования, родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми., «Весна пришла», «Птицы», «Зачем ежу иголки», «Краски осени» и т.д. Подробнее, один из них , например, проект «Птицы».
Цель: воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
В ходе проекта мы познакомились с разными видами птиц, как с перелётными, так и с зимующими. Узнали их особенности, повадки, места обитания, чем они питаются. Мы много читали о птицах, отгадывали загадки, учили стихотворения, рисовали и раскрашивали птиц, собирали разрезные картинки, занимались аппликацией и оригами, проводили выставки творческих работ. Вся полученная информация о птицах периодически обновлялась в уголке природы. Это был очень насыщенный и познавательный проект. Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Зимой по проекту «Птицы» была проведена природоохранная акция «Каждой пичужке – по кормушке»»
План проведения акции:
1. Занятие "Птичья столовая"
2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.
3. Развешивание кормушек на территории своего участка. 4. Ежедневная подкормка птиц.
5. Наблюдения за птицами и их повадками. 6. Игры.
А летом мною была проведена экологическая акция «Дети против мусора!» Родители и дети участвовали в совместной выставке поделок из бросового материала. Герою - Мусорному монстру был дан отпор со стороны участников - детей всех групп детского сада, которые своими знаниями и умениями в области экологии и защиты окружающей среды доказали – Мусору не место на нашей планете Земля!
В своей работе я часто использую дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», «Кто чем питается», «Летает- не летает, прыгает, бегает», «Во саду ли, в огороде», «Угадай на вкус», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Дети любят рисовать на песке. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки». На разные экологические темы проводятся экскурсии и целевые прогулки не только по участку д/сада, но и за его пределы , например в парк, к реке.
Отображение восприятий окружающего мира находят ребята в своих замыслах – работе в кружке дополнительного образования «Цветные ладошки».
При использовании таких форм и методов, стараюсь раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Первое, что я сделала, это создала развивающую среду в группе экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Для обогащения детских знаний использую большое количество настольно – печатных игр. Изготовила и систематизировала дидактические игры и пособия экологического содержания: «Кто это?», «Кто что ест», «Кто, где живет?», «Кому нужна вода» и т. д
В моей группе оформлен «Уголок природы». В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
В уголке природы находятся: комнатные растения (Старалась, чтобы дети моей группы знали названия, способы ухода, наблюдение за ростом и т.д. (некоторые по 2 одинаковых видов), мини огород в зимне-весенние месяцы, природный материал, художественная литература, календарь природы.
Развивающий материал
Подобран и создан интересный развивающий материал: таблицы, картины, глобус, географические карты. Совместно с детьми изготовила альбом о природе и гербарий. На занятии по экологии эффективно использую прием моделирования. С помощью демонстрации модели успешно осуществляла обобщение и систематизацию знаний детей о природе.
Макеты и игрушки
Для познавательной, эстетической, обучающей деятельности мы создали макеты и имеем игрушки: водная среда и ее обитатели, зоопарк, лес, ферма, домашние птицы
Экспериментирование
Большой интерес у детей вызывает работа в исследовательском уголке.
В данном уголке есть жёлуди, разнообразные семечки, скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки. С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из под витаминов с проделанными дырочками,пакетики) А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.
С детьми проводим опыты с водой, песком, растениями, природными камнями. Листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время с детьми изготавливаем из природного материала поделки.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка.
Проводимые наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитыватьдоброжелательное отношение к живой природе.
В группе оформлена мини-библиотека. Здесь собрана разнообразная литература тематической направленности, энциклопедии растительного и животного мира для детей дошкольного возраста. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. В свободное время с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.
Театрализованная деятельность
В своей работе я широко использую народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках воспитывает у детей к выразительному слову, учит добру, любовь к родине и родной природе. Любят дети участвовать в постановке экологических спектаклях( например, участие в театральном проекте д/сада постановка о дружбе зверей по сказке «Теремок»). Это помогает в игровой форме давать элементарные знания.
Экологические праздники
Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях в детском саду проводятся экологические праздники, досуги, викторины: « Земля – наш дом родной», «Бал цветов», «Вокруг света», «Весна пришла» и др.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода. Я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Формы работы с родителями
Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями по экологическому воспитанию детеймы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям даю чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
В помощь родителей сделан альбом «Лекарственные травы», «Бабушкины рецепты».
Работа с родителями
Периодически проводятся тематические выставки детских рисунков о природе:«Осенняя сказка», « Как я провёл лето», «Краски осени», «Зимушка- зима», «У солнышка в гостях», «Весна пришла ». Также привлекала родителей к участию в озеленении территории детского сада.
Поделки с родителями
Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок, ребята очень горды участием в конкурсах и помощью близких, понимают и рады дипломам и грамотам.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Для достижения результатов я использую технологии:
-игровые,
-технологии исследовательской деятельности,
-технологии проектирования в экологическом воспитании.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявить актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.Используя в своей работе следующие методы и приемы исследовательской деятельности:
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
В результате освоения детьми поставленных мною задач, повысился уровень по экологической воспитанности, прежде всего.
Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста.
Надеемся, что совместные усилия воспитателей и родителей дадут положительные результаты. Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края и есть те зерна орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного- двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.