Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"»
Сообщение из опыта работы
на тему
«Экологическое воспитание дошкольников»
Автор: Федотова Наталья Ивановна
2017 г.
Что значишь ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?!
С. И Кирсанов.
Проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества.
Ещё 20 – 30 лет тому назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты – биологи, а сейчас это термин прочно вошёл в нашу жизнь и даже дети знают, что не надо портить «окружающую экологию».
За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер.
Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека и природы.
По утверждению учёных, человечество идёт к экологической катастрофе. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются и загрязняются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях.
Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу – формирование экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.
Каждому человеку необходимо знать родную природу и знать своё место в окружающем мире. В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.
Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.
В 30-е гг. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению, долгое время люди во всём мире так и поступали. Теперь молодые горько шутят: «мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости». Поэтому «настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца.
Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.
Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка.
Должна проводится большая работа по экологическому образованию как в дошкольных учреждениях, так и семье. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология в наше время, одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будут зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.
В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Т.Суравегина, Н.М. Мамедов и другие). Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылёва, Л.П. Салева – Симонова, А. А. Плещаков), а также учащиеся среднего и старшего школьного возраста (Н. В. Добрецова, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова и другие).
Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание, - прежде всего в этом остро нуждаются современные дети.
Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения (не бросят камень в кошку, не оставят после себя
мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы.
Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль.
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.
У детей в период дошкольного детства происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками.
Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить себя. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт.
Поэтому экологическое образование должно быть направлено на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим.
Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку.
Мы радуемся зелёной траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой.
Задача педагога главным образом и состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, милосердных детей, сформировать их экологически-грамотномотное поведение по отношению к окружающей природе. Стоит отметить, что формирование такого осознанно – правильного отношения к природе – длительный процесс.
Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.