«Экологическое воспитание дошкольников в условиях КГКП я\с «Балб?бек»
«Экологическое воспитание дошкольников в условиях КГКП я\с «Балб?бек»
Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. Работа предназначена для воспитателей и методистов детских садов. Работа раскрывает систему работы по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с программой"Зерек бала", для детей 3-5 лет.Экологическое воспитание дошкольников является неотъемлемой частью работы воспитателя в сельском детском саду. В нашей стране сформировалась общая концепция непрерывного экологического воспитания, начальным звеном которого является дошкольное воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Экологическое воспитание дошкольников в условиях КГКП я\с «Балб?бек» »
«Экологическое воспитание дошкольников
в условиях КГКП я\с «Балбөбек»
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Заинтересовавшись данной работой, я изучила много литературы и выяснила чтонаука экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука).
Поэтому я предлагаю понимать под экологическим воспитанием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
В настоящее время экологическое воспитание реализуется через 2 области стандарта дошкольного воспитания – образовательной области «Познания» и образовательной области «Социум» в соответствии с поставленными на год задачами, а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе. Но экологическое воспитание можно реализовывать и через другие области программы, такие как «Творчество», «Здоровье» и «Коммуникация».
В своей работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Организованная учебная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Содержание образовательной области "Здоровье" в соответствии с программой «Зерек бала» направлена наформирование личности ребенка младшего дошкольного возраста, обладающей хорошими физическими качествами, способной к сохранению и укреплению здоровья. Быть здоровым в отрыве от среды, в которой находишься – нельзя. Природа, окружающая нас среда формирует наше здоровье, в свою очередь мы влияем на неё, к сожалению не всегда гуманно и целесообразно. Поэтому эти два направления образовательной работы - экология и здоровье сегодня находятся в центре нашего внимания. Основная цель, которую я преследовала при организации работы по использованию здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании – сохранение и укрепление здоровья детей, а экологическая составляющая – средства для достижения основной цели это:
Создание экологической, здоровьесберегающей среды;
Формирование здорового образа жизни.
Здоровая экологическая среда включает в себя:
группа,
уголок природы группы,
коридоры и рекреации ДОУ и т.д.
прилегающая к территории ДОУ зелёная зона, на которой осуществляются туристические маршруты.
Для этого в группе организован уголок природы, живой уголок. На территории детского сада находится мини-огород, на котором мы посадили лук, морковь и другие овощи. Для формирования здорового образа жизни использую здоровьесберегающие технологии, которые приобщают детей к исследовательской деятельности (игры с песком, с водой, аромотерапия, босохождение, организация фито баров) - всё это обладает мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников, помогает воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, не оказывать негативного воздействия на природное окружение. И самый любимый вид деятельности- этот подвижные игры ( такие как «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята», «У медведя во бору», «Бабочки и цветы» и др.). В подвижных играх, в которых используются имитационно-подражательные действия, дети воспроизводят знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.д.
День здоровья экологической направленности может завершать каждый из четырех сезонных комплексов интегративных занятий-прогулок. В его содержание включаются специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.
Это всего лишь один из организационно-методических подходов, к проведению занятий по физической культуре в детском саду, позволяющий сочетать двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлена на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста, готового к изучению родного и государственного языка, стремящегося к общению с взрослыми и сверстниками на доброжелательной основе.
В своей работе по ознакомлении детей с природой, воспитании любви к ней, нельзя обойтись без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.
В группе подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Мы вместе с детьми читаем художественную литературу, рассматриваем иллюстрации в книгах о природе, проводим беседы, обсуждаем прочитанное. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
Содержание образовательной области «Творчество» направлено на развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста, способного эмоционально откликаться на произведения искусства и обладающего элементарными навыками в области продуктивной изобразительной деятельности.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира.
В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, воображение, моторная координация и речь.
Экологическое воспитание реализуется и в обычной музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве.
Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Праздников дети ждут с нетерпением, готовятся к ним, изготавливают поделки своими руками и с помощью взрослых. Праздник уводит детей в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о детстве на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты.
Экологические праздники помогают педагогам не только заинтересовать детей сюжетом и необычными персонажами, но и помочь им осознать себя частицей целого мира. В нашем детском саду являются традиционные праздники «День птиц», «Здравствуй, Зимушка-Зима!», «Весна-красна!» и др.
И, конечно, хочется сказать несколько слов об экологическом воспитании непосредственно через образовательные области «Познание» и «Социум».Свою работу в данных областях строю на организации учебной деятельности, которую провожу через дидактические игры в соответствие с целями и задачами экологического воспитания. В образовательной области «Познание» программы «ЗЕРЕК БАЛА» в подобласти «Основы экологии» выделяется цель – формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных знаний и представлений в области экологии. И в образовательной области «Социум» в подобласти «Основы экологии»- формирование личности ребёнка с элементарными экологическими представлениями, способствующими воспитанию бережного отношения к природе.
Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.
Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:
1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;
(«Помоги маме найти детеныша», «Кто где живет», «Собери картинку», «Найди друга» и др.)
2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;
(«Вершки и корешки», «Подбери листочек», «Что где растет» и др.)
3. игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
(«Что легче, что тяжелее», «Где живет воздух», «Вода и лед» и др.)
4. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой.
(«Как вести себя в лесу», «Наши помощники» и др.)
Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
И в конце несколько слов о работе с родителями. В своей я работе я использую такие формы работы с родителями:
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, и т.д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Результатами моей педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников станет:
Мои воспитанники научаться:
-Понимать свою роль в окружающем мире.
- Осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.
-Будут иметь представления о законах природы.
-Будут знать экологические особенности родного края.
- Будут знать множество разнообразных игр, самостоятельно смогут их организовывать.
- Дети приобретут навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними.
- Между детьми укрепятся дружеские взаимоотношения, дети научаться работать совместно, станут более доброжелательны.