kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Юные экологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание в дошкольном образовании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Юные экологии"»

Ведение

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.


Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти.

Посещая дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребенок, являясь участником образовательного процесса, получает море впечатлений, ведь он общается, получает новые знания, умения и навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является бережное отношение к природе.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

-физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Аннотация. В своем проекте мы представили модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, на формирование естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления дошкольников. Мы своим проектом выявляем и закрепляем знания о установление  свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений, предлагаем создать в группе огород на подоконнике, вести дневник наблюдений. Предполагаем активное участие родителей в реализации проекта.

Ключевые слова. Познавательный, творческий проект, проектная идея, принципы, актуальность, этапы реализации.

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)

Участники проекта: дети четырех – пяти лет, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский.

Актуальность проекта:

 Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно – исследовательской деятельности не достаточно развит. Исследовательская  поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование  умений их реализовывать, приобретение и применения детьми новых знаний в жизни.

Цель проекта:  формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи проекта:

  • формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

  • Продолжать развивать наблюдательность – умение Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

  • Продолжить знако­мить детей с особенностями выращивания культурных растений ( лук, цветы, фасоль);

  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

  • Продолжать замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

  • Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

  • Развивать познавательные и творческие способности.


Проектная идея: создать в группе детского сада  огород на подоконнике. Получить урожай зеленого лука и  проращивания семян  фасоли, выращенных самими дошкольниками, подготовить посадочный материал и семена фасоли, кашпо, пластиковую бутылку для   реализации проекта.

 





Принципы проекта:

 

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

  • Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование бережного отношения к природе.

Ожидаемый результат:

  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.

  • Создание в группе огорода на подоконнике.

  • Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Новизна проекта:

 Эколого-развивающая среда в группе представлена в виде уголка природы,  где расположены комнатные цветы, лейки,  «огород на окне», календарь природы и погоды.  В доступном месте находятся художественная литература, журналы, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, открытки о природе, рисунки, календари, диски со звуками природы, природный материал, различные коллекции, муляжи овощей и фруктов, настольно-печатные и дидактические игры.

В своей работе мы используем различные формы экологического воспитания: поисковую деятельность, экологические праздники,  знакомство с природой в повседневной жизни и  образовательные события, которые проходят в игровой форме и чаще всего на улице. Эстетический фон для образовательных событий создают стихи, загадки, песни.  Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что делает их запоминающимися для детей.

Для того чтобы работа по экологическому воспитанию стала эффективной и интересной для детей мы разработали комплексно-тематическое планирование работы на учебный год,  которое разбито на  тематические недели  с элементами экологической направленности. 

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

  • Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

  • Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

Организационное обеспечение реализации проекта.

1.Систематическое проведение занятий.

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Цели

Ответственные



1 этап – подготовительный.

Родительское собрание «Участвуем в проекте  «Огород на подоконнике»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели и родители.



Привлечь родителей к сбору посадочного  материала и семян.

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели



Консультация для родителей «О  луке — детям»

Дать знания родителям о пользе витаминов для укрепления здоровья детей.

Воспитатели



Подбор наглядно – дидактического. пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели родители.



Семейный  просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»

Вызвать эмоциональный отклик от просмотра, помочь детям понять какую пользу приносит лук.

Родители



2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, муляжей овощей и фруктов (уточнения их форм и цвета) 

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели



Чтение Ю.Тувим «Овощи»А.Барто «Морковный сок»

Русская народная сказка «Репка»

В.Коркина «Что растет у нас на грядке?»

По средством литературы обогащать и активизировать знания об овощах и фруктах

Воспитатели



Аппликация «Лук» Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Воспитатели







Беседа «Что такое огород?»НОД «Витамины в овощах»

Продолжать знакомство с представителями мира растений, дать знания об их  пользе.

Воспитатели



Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели



Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатели



Труд в уголке природы. Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями.

Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели



Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели



Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели



Дидактическая игра «Найди овощ по описанию». Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

 

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Воспитатели



Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатели



Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели



Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели



Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели



Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике»

Вызвать эмоциональный отклик детей на результат проделанной работы.

Воспитатели



3 этап – заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.


Воспитатели



Анализ результативности


Воспитатели



Итог. Сценарий развлечения «Веселый огород»


Воспитатели



 

 

Механизм оценки результатов.

По  реализации проекта «Юные экологи» были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

  4. Дети увидели многообразие посевного материала.

  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

  6. В группе был создан огород на окне.

  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.

  8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

  9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Проект выстроен в соответствии с рекомендациями по общей образовательной программе ФГОС ДОУ.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • Формирование познавательных действий, становление сознания

  • Развитие воображения и творческой активности;

  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Речевое развитие включает:

  • Владение речью как средством общения и культуры;

  • Обогащение активного словаря;

  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • Развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;

  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;

  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;

  • Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

  • Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;

  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

В результате освоения проекта ребенок может:

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Особенности образовательной деятельности  разных видов и культурных практик.

Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:

- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;

- свободную самостоятельную деятельность детей.

Дополнительный образовательный процесс с дошкольниками строится на адекватных возрасту формах работы с детьмимаксимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, бережное отношение к природе как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника

Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей младшего дошкольного возраста (4 - 5 лет).

Педагогический процесс предполагает, что дети среднего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе  занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.

Реализация проекта позволит развивать познавательные особенности детей среднего дошкольного возраста.

Перспективный план по экологическому воспитанию «Юные экологии»

СЕНТЯБЬ

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, Цель: Учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их, наблюдение.

Родительское собрание: тема «Что такое экология»

 «Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?», Д/И «Овощи и фрукты».

Выставка «Дары природы» - овощи и фрукты, выращенные родителями. 

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, экологических сказок, загадывание загадок, наблюдение.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» 

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

Создание аппликации «Белая береза» - совместная работа родителей и детей

ОКТЯБРЬ

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,

Чтение детям литературы экологического содержания, рассматривание иллюстраций.

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение»,  физкультминутка «Цветы», дидактическая игра. «За каким растением спрятался Хрюша?».

Семинар – практикум для родителей «В царстве лекарственных растений»

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование

Выставка «Чудо-картинки из сушеной травинки». Коллективная работа детей и родителей

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»

Консультация «Домашние животные в жизни ребенка».  

«Сколько знаю я дождей»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, холодный и т.п.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей». Пение «Туча», «Кап, кап…» муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и. «Облака»

Консультация «Берегите воду». 

НОЯБРЬ

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?» Природные приметы. Массаж пальцев «Грачи». Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

«Домик для птиц». Изготовление кормушек. 

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы».

Консультация «О пользе экологических сказок»

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

Экологическая экскурсия в зоопарк

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. 

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

ДЕКАБРЬ

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию

Конкурс детских работ из природного и бросового материалов (шишки, веточки, листья и т.д.)

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы:

рассказать детям, какие бываю облака.
Развитие наблюдательности. 
Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.

Конкурс детского рисунка «Тучка по небу гуляла»

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

Консультация «Как правильно приготовить чай», «о пользе лимона».

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа.

Консультация «Сокровища леса» (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

ЯНВАРЬ

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

Чтение детям литературы экологического содержания, рассматривание иллюстраций.

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дидактическая игра. «Улетают – не улетают».

Создание стенда «Крылатые доктора»  (Познакомить с птицами, за которыми можно

Наблюдать)

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,

практическая работа

Создание экологической газеты на тему: «Интересное рядом»

ФЕВРАЛЬ

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда.

Консультация на стенд в родительский уголок «Лечение луком» 

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

Изготовление альбома «Домашние и дикие животные». 

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

Экологическая беседа «К природе с добротой».

«Наблюдение за сезонными изменениями»

 формировать представления об изменениях в природе;

 — учить различать характерные приметы конца зимы (пер вая капель); — закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

Приобрести для детей альбом с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года»

МАРТ

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения «Март», «Весна идёт», дидактическая игра. «Найди настроение». «Покажи настроение», наблюдение.

Консультация на стенд в родительский уголок «Как одеть ребенка весной?» 

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, Подвижные игры  

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

Фотовыставка

«Мой любимый питомец»

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

 

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

Создание папки-копилки «Бабушкины советы». 

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.

Консультация «Не губите первоцвет».

АПРЕЛЬ

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

Сбор коллекции «Насекомые и их знакомые»

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

Операция "Подарок птицам". Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Выставка детского рисунка «Весенний букет»

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект)

Чтение детям литературы экологического содержания, рассматривание иллюстраций.

МАЙ

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями,  формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем»,  игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

Консультация «Берегите воду». 

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

Беседа о яблони, вишни, сирени.

Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар»

Собрать с детьми сломанные ветки деревьев, поставить в воду для наблюдения.

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

Семинар-практикум «Игровая экология»

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей

Беседа о экологическом воспитании детей. Итоговая анкета для родителей

Список использованной литературы:

1.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Москва «Просвещение» 2005год.

2.Г.П. Тугушева , А.Е .Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего  дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 год.

3.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей»

4.А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005год.

5.М.П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет»

6.Подборка журналов «Дошкольное воспитание « за 2013 год.

7.Интернет ресурсы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Юные экологии"

Автор: Грязнова Ирина Сергеевна

Дата: 18.08.2021

Номер свидетельства: 585408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программ по внеурочной деятельности кружок "Юный эколог" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramm-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "235024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443577876"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Статья "Организация экологического кружка в школе" ("Юный эколог)"
    ["seo_title"] => string(73) "stat_ia_orghanizatsiia_ekologhichieskogho_kruzhka_v_shkolie_iunyi_ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "363334"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480326755"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-ekologh-1"
    ["file_id"] => string(6) "260059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448888121"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "КТП кружка "Юный эколог исследовать" "
    ["seo_title"] => string(37) "ktp-kruzhka-iunyi-ekologh-issliedovat"
    ["file_id"] => string(6) "102187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402485680"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Занятие по внеурочной деятельности «Юный эколог" в 3  классах по теме: "Экологическими тропами" "
    ["seo_title"] => string(104) "zaniatiie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-ekologh-v-3-klassakh-po-tiemie-ekologhichieskimi-tropami"
    ["file_id"] => string(6) "125702"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415034144"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства