Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей средней группы.»
Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей средней группы.
Актуальность:
Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший « строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.
Вид проекта:
Познавательный
Сроки реализации:
Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта:
Дети Педагоги Родители Цель проекта:
формирование представлений о свойствах воды; расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи:
Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Этапы проекта:
Подготовительный:
— выбор темы;
-постановка проблемы;
-определение цели и задач исследовательской работы;
-изучение методической литературы;
-обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
-разработка плана мероприятий проекта.
Основной:
-занятия;
-наблюдения на прогулках;
-беседы;
— игры-эксперименты;
-чтение художественной литературы;
-работа с родителями.
Заключительный этап:
-повторное обследование детей;
— итоговое занятие по теме « Волшебница — вода»;
-оформление фотовыставки « Мы – экспериментаторы»;
-создание картотеки « Опыты и эксперименты с водой»;
-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
Формы работы:
— оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
— оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
— проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;
— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо-плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);
— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
— чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,
«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой
— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»
— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);
Детско-родительская
опытно-экспериментальная деятельность
в рамках проекта «Вода и ее свойства»
ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.
Цель:
Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход:
взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и
др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить ребенку найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод:
Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода — прозрачная»,
а «грязная — непрозрачная».
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить ребенку найти прозрачные предметы в комнате (стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребенок опустит в стакан мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем — продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.