Исследовательская деятельность - как метод экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Исследовательская деятельность - как метод экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон (американский поэт и философ).
Монтессори М. отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя, прежде в процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека… С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность - как метод экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«Мир, окружающий ребенка,-это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский.
Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологической культуры.
Экологические знания-это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.
Эти знания включают в себя и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Формы и методы работы с детьми разнообразны:
- циклы наблюдений за растениями и животными;
- ведение различных календарей;
- целевые прогулки, экскурсии;
- игровые обучающие ситуации.
Применение таких форм и методов характерно для реализации познавательно-исследовательской деятельности.
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон (американский поэт и философ).
Монтессори М. отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя, прежде в процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека… С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Исследовательская деятельность-форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания.
Основная черта такой активности- дети получают информацию не в готовом виде, а путем собственных наблюдений и исследований. Как следствие у детей развивается познавательный интерес.
Поэтому задача педагога активно помогать и развивать стремление детей к эксперименту.
Выражение предположений о способах решения проблемы и формулировка гипотезы;
Определение плана действий по проверке гипотезы;
Реализация намеченного плана;
Выявление результатов и установление их соответствия;
Внесение при необходимости коррективов для повторного исследования;
Общий вывод.
Виды познавательно-исследовательской деятельности:
Экспериментальная деятельность- определяется как форма активности детей и направленная на изменение предмета, явления с целью познания. Такой вид деятельности делится на два направления:
Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою любознательность.
Исследовательская деятельность организуется педагогом. При этом дети получают те результаты, которые заранее определены.
Организация решения познавательных задач-такая система сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
Проектная деятельность- обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания. У детей определяется наличие умений выполнять действия различного характера.
- практического, в связи с производимыми изменениями в объекте с целью получения новой информации о нем (рвать, резать, сживать, смачивать и т.д.)
-мыслительного, в связи с осмыслением как получаемой информации (анализировать, соотносить, сравнивать и т.д.), так и самой деятельности (определять проблему, высказывать предположения о способах решения.
Таким образом с помощью познавательно-исследовательской деятельности детей можно знакомить с экологическими проблемами, развивать представления об окружающем растительном и животном мире. Ребенок на «своими руками» определяет свойства и значимость экологии, и на основании сделанных выводов определяет методы решения проблемы (например, сдать на переработку пластовые бутылки- помогает в решении проблемы загрязнения природы, сбор макулатуры- защита деревьев и т.д.).