kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даннной разработке предлагаю методы и приемы использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"»

Метелева Л.Н,

музыкальный руководитель

МКДОУ детский сад № 17 «Чебурашка»

г. Омутнинск

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью, поэтому приобщение к здоровому образу жизни и сохранение здоровья в настоящее время чрезвычайно возрастает.

Актуальность темы подтверждает статистика показателей здоровья:

1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Это означает, что ребенок, пробыв 40 недель внутриутробно все еще не готов к жизни.

2. 25-35% детей, пришедших в школу, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

3. Только 8-10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми.

4. 95% взрослого населения относят себя к здоровым, не зная, что больны, и 55% имеют хронические заболевания.

«Здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (ВОЗ).

По данным Федеральной службы Госстатистики в 2014 году идет увеличение заболеваемости: нервной системы, дыхательной системы, пищеварения, кожи, костно-мышечной систем, травматизма и т.д.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни уже в детском саду.

Требования сегодняшнего дня определяют поиск новых подходов к укреплению и сохранению здоровья с использованием здоровьесберегающих технологий.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Н.А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.Таким образом, музыка – это одно из средств не только музыкального, но и физического развития детей.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Основными направлениями музкальнооздоровительной работы я считаю:

1. Использование здоровьесберегающих технологий;

2. Создания условий для сохранения психического здоровья ребенка;

3. Использование музыки в режимных процессах детского сада;

4. Взаимодействие с родителями

Чтобы осуществить выбор здоровьесберегающих технологий, необходимо было определить, что такое здоровьесберегающие технологии.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Использую в своей работе следующие здоровьесберегающиетехнологии:

I. Медико-профилактические:

1. Гигиенические условия (влажная уборка перед занятием, проветривание, соблюдение температурного режима, рациональность освещения.

2. Длительность занятий в соответствии с требованиями СанПиН;

3. Применение средств ТСО в соответствии с нормами;

4. Осуществлять контроль за осанкой детей во время движения, пения, слушания музыки;

5. Проводить беседы с детьми на тему здоровьесбережения.

6. Психологический климат на занятии (внимание, доброжелательное отношение, помощь детям и т. д)

II. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка:

• Коммуникативные игры, как часть занятия. Для установления взаимодействия, сплочения детского коллектива.

• Релаксационные упражнения - детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

III. Физкультурно-оздоровительные технологии, направлены на развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание.

Новизна опыта заключается в интеграции технологий оздоровления и образования.

В системе музыкально-оздоровительной работы на НОД я использую разнообразные методы и приемы, среди них: песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, игроритмические упражнения, игровой массаж, музыкотерапия.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению: «Доброе утро!», «Здравствуй», «Добрый день!» Использую валеологичесиепесенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание развитию дыхания детей с использованием элементов дыхательной гимнастики.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укрепление физиологического дыхания детей

2. Тренировка силы вдоха и выдоха

3. Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

4. Развитие продолжительного вдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Упражнения проводятся совместно с логопедом ДОУ, который помогает отобрать нужные упражнения для артикуляционной гимнастики и разучить их с детьми. При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду – игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Через игроритмическиеупражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

В этом учебном году я стала использовать в своей работе элементы игрового массажа. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. В своей работе я использую элементы игрового массажа, предложенные А. Уманской, М. Картушиной и А. Галанова.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. В нашем детском саду мы практикуем использование музыки во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку мы проводим комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия: музыкальный зал, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям, создана картотека валеологическихраспевок, игрового массажа и дыхательных упражнений, фонотека музыкотерапии.

Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.

Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка и добиваться положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья воспитанников.


Литература:

  1. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. Научно-практический сборник инновационного опыта. М., Илекса, 1999.

  2. А. С. Галанов «Игры, которые лечат» (для детей от 1года до трех лет).

  3. М. Ю. Картушина «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Автор: Метелева Лариса Николаевна

Дата: 25.04.2025

Номер свидетельства: 669072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(91) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "224097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438483612"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня."
    ["seo_title"] => string(63) "ispolzovanie_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_v_rezhime_dnia"
    ["file_id"] => string(6) "519982"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568723967"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «В гостях у Гномов» "
    ["seo_title"] => string(102) "muzykal-noie-zaniatiie-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbieriegaiushchikh-tiekhnologii-v-ghostiakh-u-gnomov"
    ["file_id"] => string(6) "146673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419237993"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Осенняя прогулка» (интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий) "
    ["seo_title"] => string(110) "osienniaia-proghulka-intieghrirovannoie-zaniatiie-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "242236"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445424525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства