Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе»
Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе
Становление разносторонне развитой, яркой, самодостаточной, творчески активной личности — ведущая задача образования, решение которой начинается с раннего детства. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность дошкольника новыми увлекательными видами художественной деятельности. Создание оригинальных композиций в нетрадиционной технике рисования в старшей группе является эффективным средством самовыражения, расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
Нетрадиционные способы рисования привлекают детей художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычной техникой исполнения, не требующей особых ручных навыков и способностей, а больше напоминающей игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Значение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
Значение альтернативных техник рисования:
помогают преодолеть страхи и комплекс неуверенности;
развивают пространственное мышление и чувство цвета, формы, фактурности;
создают условия для свободного выражения индивидуальности детей;
знакомят детей со свойствами различных материалов;
прививают вкус к нестандартному мышлению и творческим поискам;
совершенствуют мелкую моторику;
позволяют испытать чувство радости и эмоционального удовлетворения.
Нетрадиционное рисование
Альтернативные техники рисования позволяют открыть творческие потенциал в каждом ребёнке
Нетрадиционные техники рождают особую атмосферу, они окрыляют и вдохновляют. Кроме того, в сочетании с традиционными техниками, которые чрезвычайно важны, они дают ощущение новизны и являются импульсом к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность и заинтересованность изобразительной деятельностью.
Техники нетрадиционного рисования
1. Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность). Гуашь должна быть густой. Дети старшего возраста самостоятельно рисуют контуры изображения (цветок, дерево, силуэт животного). Пояснения для детей можно проводить в форме стихотворного упражнения-разминки.
Кисточку возьмём вот так:
Это трудно? Нет, пустяк. (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)
Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас! (Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски.)
Работы в технике вертикального тычка (фотогалерея)
2. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения. Старшие дошкольники свободно владеют техникой и самостоятельно определяются с выбором темы для рисования, используя приёмы пальчикового рисунка и комбинируя их с приёмами мазка, смешивания красок в сюжете.
Пальчиковый рисунок
Машина
3. Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек. С пяти лет дети наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, в более раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.
Рисунки ладошками
4. Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом — помогает закрепить навыки горизонтальной штриховки и развивает мелкую моторику, готовит руку к письму. Дети зарисовывают лист бумаги простым карандашом, потом с помощью ластика «прорисовывают» изображени
5. Монотипия предметная и пейзажная — способ зеркального симметричного переноса изображения с одной части сложенного пополам листа на другую его часть (отражение в воде, бабочка, цвет
6. Набрызг — краска набирается на широкую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью тонкой палочки, например, зубочистки. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.
Набрызг
7. Рисунок без красок на фольге способом продавливания рельефного контура — разновидность нетрадиционной техники, которая позволяет создавать интересные и необычные поделки в стиле «металлических» картин и декоративных панно для дизайна интерьера.
8. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
9. Рисунок по мятой бумаге — интересный способ получения объёмного изображения по изгибам предварительно смятого, а затем слегка разглаженного листа бумаги.
10. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение с эффектом расфокусировки, которое наносится на предварительно смоченный лист бумаги.
Виды рисунка по мокрой бумаге:
Лист смачивается чистой водой, затем кистью рисует изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, набрать краску и густым мазком с помощью кисти дополнить картину.
Ребёнок закрашивает фон, рисует изображение предмета или природы, городского пейзажа, затем лист размещают вертикально, получая эффект стекающей краски, после чего возвращает лист в горизонтальное положение и проводит по влажной поверхности расчёской, остающиеся следы напоминают капли дождя.
11. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.
Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.
Второй способ — на основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками.
Рисование с использованием соли
Узоры из соли разрисовываются красками
Третий вариант — с помощью цветного песка создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
12. Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в специальный поднос и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того, такой материал, как соль, обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.
Рисование солью
Дети пальчиками прорисовывают изображение по рассыпанной соли
13. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.
Дети выдувают через трубочку причудливые кляксы
14. Ниткография — можно использовать нити, смоченные краской, которые выкладываются между листами бумаги, прижимаются и вытягиваются за кончик, оставляя при этом цветовые разводы, на основе которых создаётся изображение.
5. Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или нескольких цветовых оттенков («Осенняя листва», «Праздничный салют», «Зимняя фантазия»).
16. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей с ластиком на конце или кисти. Отличительной чертой техники пуантилизма является интересная особенность, которая состоит в том, что рисунок проявляется при рассмотрении с дальнего расстояния, при восприятии с близкой дистанции изображение превращается в хаотическое смешение разноцветных точек. Например, изображение ствола дерева может передаваться сочетанием красных, жёлтых, зелёных точек, издалека разноцветные мазки сольются в коричневый цвет.
17. Батик — старинная творческая техника росписи по ткани. Рисование видов природы, весенних цветов на необычной основе увлечёт детей, пробудит воображение, принесёт радость и восторг. Особенно привлекает детей в этой технике то, что краска будто плывёт по ткани, образуя причудливые формы. Со старшими дошкольниками можно использовать как метод свободной росписи, так и полноценную роспись по ткани, для чего кроме красок и кистей понадобится дополнительный инструментарий, например, рамка (пяльцы) для закрепления и натяжения ткани.
18. Диатипия — на картон наносится плотный слой краски какого-либо цвета, на него накладывается лист бумаги (белой или цветной), на поверхности которого рисуется изображение с помощью карандаша или палочки, на обратной стороне получится зеркальное отображение.
Для получения необходимого результата важно соблюдать некоторые технические правила: лист бумаги, на который наносятся очертания, не должен сдвигаться с картона и на него не следует сильно надавливать в процессе рисования. На начальном этапе следует работать с одним цветом, затем цветовой диапазон можно постепенно расширять.
19. Граттаж (в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Старшие дошкольники подготовительный этап воспринимают с большим интересом и удовольствием. Самый простой способ предполагает нанесение первого слоя с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши или туши с добавлением мыльного раствора.
Комбинированное использование традиционных и нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческого самовыражения, откроет новый радостный мир необычных художественных техник, привьёт вкус к исследовательской деятельности, обогатит словарный запас. На таких занятиях педагог демонстрирует только способ действий, образец не является непререкаемым эталоном для подражания, что создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.