Просмотр содержимого документа
«"Использование инновационных технологий на занятиях педагога – психолога»»
Использование инновационных технологий на занятиях педагога – психолога»
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, которые способствуют повышению образования.
В системе традиционных и нетрадиционных методов работы в психологической коррекции все больше места занимают разные техники. В своей работе педагоги используют современные инновационные психологические технологии, выполняющие ряд функций: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психокоррекция и развитие, психологическое просвещение и консультирование.
Применение современных инновационных технологий является составляющей частью моей психологической деятельности.
Это коррекционные технологии такие, как сказкотерапия, изо-терапия, песочная терапия, технология воздействия цветом, музыкой, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, релаксация, мандалотерапия, а также водная терапия.
Сказкотерапия
У психологов существует много способов для преодоления детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогают терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.
Один из приемов моей работы со сказкой это - пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. В наше время каждый родитель знает о пользе пальчиковых кукол. В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. К тому же в процессе манипуляций с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т. д. (развивается пространственное восприятие). При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия. По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей). С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка. Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления. Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев. Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т. д.).
Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться более образной и выразительной. По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей). С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
ИЗО-терапия
Возникновение изо-терапии:
Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук -психологии, психиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М. Симона и судебного медика А. Ардье. Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу. По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации. В настоящее время мы наблюдаем большое количество генеративных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы, как мы сейчас говорим новые инновационные технологии, применяемые с детьми. Ну вот как раз на экране видно работа с девочкой средней группы Калхидова Вика, у родителей был запрос: девочка заикалась, и я применяла в работе с ней различные виды Арт-терапии.
Песочная терапия
Песочная терапия – это еще один вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.
Песок - прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.
Для коррекции и развития психологическогоздоровья детей в детском саду существуют различные средства: развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, игротерапия, сказкотерапия. Все это я использую в повседневной работе.
Свой выбор я остановила на работе с песком в комплексе с сказкотерапией. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике.
Цель психолого-педагогической работы: коррекция и профилактика различного рода проблем, средствами песочной терапии и сказкотерапии. Реализация песочной терапии в коррекционной и развивающей работе позволяет создавать предпосылки, способствующие гармонизации психологической сферы детей. Работа с этим методом показывает, что она дает положительные результаты.
АКВАТЕРАПИЯ
Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
Организуя игры детей с водой, психолог следующие цели:
Стабилизация эмоционального фона.
Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.
Игры с водой: Можно подкрасить воду акварельными красками. Сделать море, пустить рыбок. Дети сами очень хорошо придумывают истории и им это очень нравиться. Купание кукол, Мытье посуды. Цифры плавают в пруду, Угадай букву, плавающую "на животе", Сосчитай игрушки, Кораблики и т. д.
Таким образом, инновационные образовательные технологии дают возможность качественно и быстрее получить хороший результат. Использование возможностей современных инновационных технологийпозволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; умение эффективно сотрудничать с другими людьми; умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.